Проблемно-аналитическая журналистика

Цели – исследование крупных, злободневных проблем, а также рекомендации и выводы.

Методы: Индукция (от лат. «выведение») - анализ от частного к общему, дедукция (от лат. «сокращение») - от общего к частному. А также наблюдение, интервью, беседа, анализ документов, анкеты. опрос, эксперты.

Помимо статьи и обзора, сюда входят:

Беседа отождествляется с интервью. Разница: роль журналиста.

В интервью журналист может только задавать вопросы. Журналист в беседе является равноправным создателем содержания будущего текста. Беседа может оказаться незаменимой, когда обсуждаемый предмет не поддается моментальному и однозначному истолкованию, требует спокойного всестороннего своего рассмотрения.

Аналитический пресс-релиз – это подборка информационных сообщений (чаще рекламных), рассказывающих о достоинствах какой-то фирмы или отдельной личности, например, кандидата в депутаты.

Два вида анализа в пресс-релизе – причинно-следственный и оценочный. Характерная черта пресс-релиза, объединяющая его с жанром письма, – это прямое обращение автора к своей аудитории, призыв к ней действовать определенным образом.

Интерактивная журналистика

Здесь вместо монолога возникает диалог между журналистами и читателями.

Заинтересовать читателя и вызвать его отклик может информация:

1. прямо или косвенно относящаяся к делам читателя, его устремлениям, отдыху, быту;

2. касающееся денег (зарплаты, пенсии, курсов валют);

3. о конфликтах социальных, трудовых, моральных, межличностных;

4. об отношениях между мужчиной и женщиной;

5. о необычном, невероятном, отклоняющемся от общепринятых норм;

6. подробности о героях дня, недели, месяца;

7. о деятельности властей, партий, объединений граждан.

Интерактивная журналистика включает в себя:

Блиц-опрос – это схожий с интервью метод получения информации. В отличие от интервью в ходе опроса журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос (или на несколько одних и тех же вопросов) от множества людей.

Ток-шоу – разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, заимствованный из западного телевидения жанр, адресованный «не всем, но каждому».

Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий - приглашённые собеседники (эксперты) - зритель в студии.

Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу является персонажем заданной ему авторами ролью.

В некоторых случаях термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, например, беседа за круглым столом или же простое интервью в студии, если его ведёт достаточно популярный журналист- «звезда» экрана или радио эфира.

Просветительская журналистика

История журналистики показывает, что ее лучшие представители всегда ставили перед собой как основную задачу – просвещение народа.

Традиция в этом отношении была задана еще духовными публицистами. Жития святых, проповеди, давали примеры того, как жить, как вести себя в обществе.

Результаты просветительской деятельности государства, церкви, интеллигенции, предпринимателей разного ранга и стремление самого народа к знаниям были ощутимы уже к концу 19 века.

Так, число учащихся в стране значительно выросло: студентов на 185 %, школьников на 121 %. Число грамотных на селе увеличилось в два раза. Появилась новая активная читательская группа – рабочие.

К началу 20 века в России выходило до сотни частных общественно-политических газет.

В газетах этого типа тогда преобладала информация: 42% страниц занимала реклама, остальные 58% на 4/5 состояли из информации, и лишь пятая часть приходилась на то, что сейчас понимается под публицистикой. По данным контент-анализа, проведенного в 1900 году экономистом и журналистом А.В. Пешехоновым в статистическом очерке.

Самодеятельный, народный информационный поток, где большей частью циркулировала мифологическая, искаженная информация, слухи.

Официальный информационный поток, несмотря на фильтровавшую его цензуру, давал обществу основную необходимую информацию и знания.

Элитарный информационный поток, без сомнения, был нацелен на просвещение общества, развитие его культуры. Долгое время он был замкнут на довольно узкий слой населения из-за общего состояния общества, материальных возможностей элиты, ее отрывом от массовой аудитории и т.д.

Современное развитие в области информационных технологий привело к синтезу разных информационных потоков в телевидении и более основательно и стихийно в Интернете; Просветительская функция востребована и в новой эпохе.

Функция просветительской журналистики: ориентация в культурном слое.

Жанры просветительской журналистики:

Анонс – предварительное оповещение о чем-либо.

Структура любого анонса включает в себя следующие тезисы или мини-сообщения:

Сообщение о точной дате, времени и месте проведения анонсируемого события.

Краткое изложение сути события.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: