Цели – исследование крупных, злободневных проблем, а также рекомендации и выводы.
Методы: Индукция (от лат. «выведение») - анализ от частного к общему, дедукция (от лат. «сокращение») - от общего к частному. А также наблюдение, интервью, беседа, анализ документов, анкеты. опрос, эксперты.
Помимо статьи и обзора, сюда входят:
Беседа отождествляется с интервью. Разница: роль журналиста.
В интервью журналист может только задавать вопросы. Журналист в беседе является равноправным создателем содержания будущего текста. Беседа может оказаться незаменимой, когда обсуждаемый предмет не поддается моментальному и однозначному истолкованию, требует спокойного всестороннего своего рассмотрения.
Аналитический пресс-релиз – это подборка информационных сообщений (чаще рекламных), рассказывающих о достоинствах какой-то фирмы или отдельной личности, например, кандидата в депутаты.
Два вида анализа в пресс-релизе – причинно-следственный и оценочный. Характерная черта пресс-релиза, объединяющая его с жанром письма, – это прямое обращение автора к своей аудитории, призыв к ней действовать определенным образом.
|
|
Интерактивная журналистика
Здесь вместо монолога возникает диалог между журналистами и читателями.
Заинтересовать читателя и вызвать его отклик может информация:
1. прямо или косвенно относящаяся к делам читателя, его устремлениям, отдыху, быту;
2. касающееся денег (зарплаты, пенсии, курсов валют);
3. о конфликтах социальных, трудовых, моральных, межличностных;
4. об отношениях между мужчиной и женщиной;
5. о необычном, невероятном, отклоняющемся от общепринятых норм;
6. подробности о героях дня, недели, месяца;
7. о деятельности властей, партий, объединений граждан.
Интерактивная журналистика включает в себя:
Блиц-опрос – это схожий с интервью метод получения информации. В отличие от интервью в ходе опроса журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос (или на несколько одних и тех же вопросов) от множества людей.
Ток-шоу – разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, заимствованный из западного телевидения жанр, адресованный «не всем, но каждому».
Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий - приглашённые собеседники (эксперты) - зритель в студии.
Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу является персонажем заданной ему авторами ролью.
В некоторых случаях термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, например, беседа за круглым столом или же простое интервью в студии, если его ведёт достаточно популярный журналист- «звезда» экрана или радио эфира.
|
|
Просветительская журналистика
История журналистики показывает, что ее лучшие представители всегда ставили перед собой как основную задачу – просвещение народа.
Традиция в этом отношении была задана еще духовными публицистами. Жития святых, проповеди, давали примеры того, как жить, как вести себя в обществе.
Результаты просветительской деятельности государства, церкви, интеллигенции, предпринимателей разного ранга и стремление самого народа к знаниям были ощутимы уже к концу 19 века.
Так, число учащихся в стране значительно выросло: студентов на 185 %, школьников на 121 %. Число грамотных на селе увеличилось в два раза. Появилась новая активная читательская группа – рабочие.
К началу 20 века в России выходило до сотни частных общественно-политических газет.
В газетах этого типа тогда преобладала информация: 42% страниц занимала реклама, остальные 58% на 4/5 состояли из информации, и лишь пятая часть приходилась на то, что сейчас понимается под публицистикой. По данным контент-анализа, проведенного в 1900 году экономистом и журналистом А.В. Пешехоновым в статистическом очерке.
Самодеятельный, народный информационный поток, где большей частью циркулировала мифологическая, искаженная информация, слухи.
Официальный информационный поток, несмотря на фильтровавшую его цензуру, давал обществу основную необходимую информацию и знания.
Элитарный информационный поток, без сомнения, был нацелен на просвещение общества, развитие его культуры. Долгое время он был замкнут на довольно узкий слой населения из-за общего состояния общества, материальных возможностей элиты, ее отрывом от массовой аудитории и т.д.
Современное развитие в области информационных технологий привело к синтезу разных информационных потоков в телевидении и более основательно и стихийно в Интернете; Просветительская функция востребована и в новой эпохе.
Функция просветительской журналистики: ориентация в культурном слое.
Жанры просветительской журналистики:
Анонс – предварительное оповещение о чем-либо.
Структура любого анонса включает в себя следующие тезисы или мини-сообщения:
Сообщение о точной дате, времени и месте проведения анонсируемого события.
Краткое изложение сути события.