Общие требования к новостным сообщениям

Правильно написанное информационное сообщение должно иметь как минимум:

1. понятный всем текст

2. информативные цитаты

3. правильный бэкграунд

Хорошо написанное сообщение должно быть похоже на цепочку, когда один элемент цепляется за другой в логическом порядке.

Вы приводите факт в первом абзаце, дополнительно иллюстрируете его значение во втором, иллюстрируете его цитатой в третьем и даете больше деталей в четвертом.

Основные требования к хорошему тексту:

1. ясно написанный текст;

2. четкая логика повествования;

3. простой русский язык;

4. образность;

5. контекст и бэкграунд, облегчающие понимание событий;

Первый абзац

Первый абзац является самой важной частью сообщения, в нем должно быть сказано все важное, что касается события.

В интернете первые абзацы ставятся в качестве завлекающего элемента. Первые абзацы сообщения должны нести контекст и поддерживающую цитату.

Первый абзац истории в идеальном случае должен всегда состоять из следующих элементов – «Кто? Что? Когда? Где? Почему? Как? Кто сказал?»

В качестве основы структуры лучше использовать так называемую «перевернутую пирамиду» (Лид – лидер абзаца). Она ставит факты и элементы истории в убывающем порядке в зависимости от их важности.

Именно в связи с этим нельзя начинать сообщение с малозначимых слов и конструкций, вроде «Как известно», «Как сообщил», «В понедельник на пресс-конференции».

Первый абзац не надо перегружать цифрами, должностями и названиями институтов. В нем допустимо не расшифровывать полное название какого-либо института (расшифровать можно далее в тексте).

Кроме того, в первом абзаце не обязательно давать полное название мероприятия или пресс-конференции. Это также допустимо сказать ниже.

Формальные требования к первому абзацу для интернет-изданий:

1. Число предложений в первом абзаце не должно превышать двух.

2. В нем не должно быть больше 40-45 слов или четырех строк в системе при полностью развернутом окне.

3. Первый абзац должен содержать ссылку на источник информации. Источник информации для сообщения – чиновник, источник, пресс-релиз или информация другого средства массовой информации – должен быть понятен читателю сразу.

В лентах новостей часто отражается только первый абзац.

4. Первый абзац не должен содержать бюрократических конструкций, целиком взятых из пресс-релизов. Рассказывайте историю своими словами.

5. Хороший новостной первый абзац должен начинаться с существительного. Это требование связано с тем, что в истории поиска в браузере самым важным является ответ на вопрос «Что?» или «Кто?», и этот ответ дают существительные, а не глаголы или другие части речи.

Не правильно: «Сегодня на заседании Правительства Москвы мэр Сергей Собянин заявил о понижении тарифа на коммунальные услуги».

Правильно: «Мэр Москвы Сергей Собянин заявил о понижении тарифов на коммунальные услуги на сегодняшнем заседании Правительства Москвы».

Для нас наиболее важно в этой истории «кто» (мэр) и «что» (заявил о понижении тарифов). И только потом «когда» и «где».

Заголовок

Заголовок является концентрированным выражением начала сообщения так же, как начало сообщения является концентрированным выражением всей статьи.

Основные мысли начала текста и заголовка должны совпадать.

То, что вы выносите в начало, и есть новость. Странно выглядит, если для заголовка вы подбираете какой-то другой аспект истории.

Источник украшает любой заголовок. Упоминание Лидера обязательно.

Ставить в заголовок ссылки на то, что информация взята из пресс-релиза или официального заявления не надо.

Заголовок должен иметь в размере не больше 100 символов с учетом пробелов. Опыт показывает, что этого достаточно, чтобы выразить основную мысль заголовка.

Цитаты

Именно цитаты повышают доверие к тексту и дают элемент сопричастности, который ценится читателями.

Точно переданная цитата позволяет редакторам/корреспондентам застраховаться от ошибок, в случае если он не очень хорошо знает предмет сообщения.

Цитаты не должны быть громоздкими и бюрократичными. Не надо ставить первую попавшуюся цитату.

Первая цитата (заголовок) должна появиться в тексте во втором-третьем абзаце.

При всей важности цитат они являются лишь украшением истории. Не фаршируйте текст цитатами сверх меры.

Цитаты в новостном тексте всегда должны быть свежие. Недопустимо использовать старые цитаты. Старые цитаты, если они нужны, переводите в косвенную речь.

Бэкграунд – это информация о предмете новости, отсылающая читателя в прошлое с тем, чтобы дать ему представление о том, как развивался сюжет.

Лучше, если бэки готовятся заранее. Если на пресс-конференции мы ожидаем каких-то заявлений, о которых мы обязательно будем писать, бэкграунд нужно подготовить заранее.

Бэк не должен быть большим. Не перегружайте тексты справочной информацией. Если у вас новость занимает три абзаца, а бэк – 10, до конца его читать никто не будет.

Не подвешивайте бэки одним «кирпичом» к концу текста. Это очень утяжеляет сообщение и затрудняет восприятие информации. Старайтесь «вплетать» справочную информацию в текст.

В качестве приоритетного источника информации для бэкграундов лучше использовать собственную информацию. Если информация берется из других источников, лучше указывать этот источник. Это страхует вас от того, чтобы брать на себя чужие ошибки.

Если в бэкграунде используется собственная информация, то в тексте обязательно должна быть гиперссылка на более ранний текст на вашем ресурсе.

Ссылки на интернет-ресурсы

Если источником информации является какой-то официальный документ, пресс-релиз или другие материалы, взятые с какого-либо официального сайта ведомства или компании, необходимо ставить точнуюгиперссылку, откуда вы взяли эту информацию, а не ограничиваться только названием сайта.

Гиперссылки оформляются в виде текста, а не адресом в скобках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: