Кодексы профессиональной этики журналиста

«В журналистской профессии профессионализм и этика неразделимы так же, как жужжание и муха», – написал аргентинский писатель Габриель Гарсиа Маркес в своем эссе о проблемах журналистики.

Следование правилам журналистской этики избавляет автора от возможных проблем с представителями закона, позволяет ему сохранить репутацию и самоуважение.

Накопление этических знаний о профессии шло столетиями, но становление данной науки в России началось только во второй половине XX века.

В России в 1903 году издается книга Константина Арсеньева «Законодательство о печати». Книга об осознании необходимости реформ в области печати. При действии Закона 6 апреля 1865 года любое периодическое издание всецело зависело от усмотрения министра внутренних дел, равно как и освобождение или не освобождение вновь основываемого издания от предварительной цензуры.

27 октября 1917 года принят «Декрет о печати». Согласно декрету, закрытию подлежали все издания, призывавшие к сопротивлению или неповиновению правительству, сеявшие смуту, толкавшие к действиям преступного характера.

Впоследствии декретом от 28 января 1918 года был создан Революционный трибунал печати. В его функции которого входило «рассмотрение преступлений органов печати и отдельных лиц, совершённых против народа путём использования печати», то есть «сообщения ложных или извращенных сведений о явлениях общественной жизни». В результате его деятельности в Петрограде уже к июлю 1918 года почти все буржуазные газеты были закрыты. Тогда же были созданы комиссариаты агитации, пропаганды и печати — первые органы централизованного руководства печатью.

Свобода прессы и отмена цензуры были провозглашены только после распада Советского Союза в законе «О средствах массовой информации» 1991 года.

Одним из первых в России теоретически обосновал нормы профессиональной этики журналистов доктор философских наук Дмитрий Аврамов. В работах «С нравственных позиций» (1981 г.) и «Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски перспективы» (1991 г.) он всесторонне охарактеризовал профессиональную мораль журналиста как социальный феномен.

В 1999 году вышло учебное пособие Аврамова, в котором он прописал особенности взаимоотношений журналиста с читателем, журналиста и источника информации, журналиста и его коллег.

Первый международный свод этических правил журналиста «Декларация принципов поведения журналиста» был принят в 1954 году на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо; изменения внесены на XVIII Всемирном Конгрессе МФЖ в Хельсинки 1986 года.

1. Уважение правды и права общества знать правду - первоочередной долг журналиста.

2. Осуществляя профессиональную деятельность, журналист обязан отстаивать принцип свободы (при честном сборе и публикации информации) и права на честный комментарий и критику.

3. Журналист обязан оперировать только той информацией, источник которой ему известен. Журналист не должен пренебрегать важной информацией или фальсифицировать документы.

4. Получая информацию, фотографии и документы, журналист должен использовать только честные методы.

5. Журналист должен сделать все возможное для исправления или опровержения информации, которая может нанести серьезный ущерб.

6. Журналист обязан соблюдать профессиональную тайну и не разглашать источник информации.

7. Журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространенный через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических или иных взглядов, национального и социального происхождения.

8. Журналист должен считать серьезными профессиональными нарушениями:

- плагиат;

- умышленное искажение фактов;

- клевету, оскорбление, необоснованное обвинение;

- получение взятки в любой форме за публикацию (не публикацию) того или иного материала.

9. Журналист считает своим долгом добросовестно выполнять вышеизложенные принципы. Действуя в рамках законодательства своей страны, журналист при решении профессиональных вопросов признает только юрисдикцию коллег, в том числе и в случае вмешательства в такого рода вопросы правительства или других ответственных лиц.

24 апреля 1991 года первым съездом Союза журналистов СССР был принят кодекс профессиональной этики журналиста. Кодекс основывался на принципах честности в профессии, ответственности, правдивости (позднее делегаты съезда исключили из Кодекса запрет заниматься скрытой рекламой: в борьбе за выживание, рассуждали они, редакции не могут пока обойтись без поддержки богатых спонсоров, с которыми вынуждены расплачиваться).

В историю отечественных СМИ войдут и Кодекс 1991-го года, и «Декларация» Московской хартии журналистов (1994 г.), «Хартия телерадиовещателей» (1999 г.), и многие другие подобные документы. Единого списка правил «кодекса этики журналиста» не существует, но практически каждый список включает в себя определенный набор пунктов.

Союз журналистов России 23 июня (3 июня) 1994 года одобрил «Кодекс профессиональной этики российского журналиста». Его основные положения таковы:

Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики.

Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.

Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений.

Журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, и тем, что составляет мнения, версии или предположения. В то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным.

При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы - за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом.

Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации; журналист вообще не должен принимать ни прямо, ни косвенно никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикации материалов и мнений любого характера.

Убедившись в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические и (или) аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати.

Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенных за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия. Никто не вправе запретить ему снять свою подпись под сообщением или суждением, которое было хотя бы частично искажено против его воли.

Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к открытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.

Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

Журналист полностью осознает опасность ограничений, преследования и насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельностью.

Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны с содержанием публикующегося сообщения.

Журналист придерживается принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. В своих сообщениях он воздерживается называть по именам родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершенные ими преступления, за исключением тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса. Он также воздерживается называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы.

Журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направленности.

Журналист сознает, что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент, когда он берет в руки оружие. Некомбата́нты (фр. — «не воюющие») — входящие в состав вооружённых сил лица, функции которых сводятся лишь к обслуживанию и обеспечению боевой деятельности вооружённых сил, и которые имеют право применять оружие только в целях самообороны.

Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого характера.

Журналист не должен использовать в личных интересах или интересах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии.

Журналист уважает и отстаивает профессиональные права своих коллег, соблюдает законы честной конкуренции.

Журналист уважает и заставляет уважать авторские права. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.

Журналист отказывается от задания, если выполнение его связано с нарушением одного из упомянутых выше принципов.

Журналист пользуется и отстаивает свое право пользоваться всеми предусмотренными гражданским и уголовным законодательством гарантиями защиты в судебном и ином порядке от насилия, угрозы насилия, оскорбления, морального ущерба.

Раздел 4. Жанровые разновидности журналистского творчества

4.1 Традиции употребления в культуре понятия «жанр»

Жанры журналистики – это устойчивые формы журналистских произведений.

В разных областях творчества процесс возникновения жанров стимулировали разные обстоятельства.

В живописи решающую роль для рождения того или иного жанра сыграл предмет отображения: живая природа вызвала к жизни пейзаж, облик человека — портрет, предметный мир людского обихода — натюрморт.

В скульптуре жанровые разновидности произведений определялись в зависимости от особенностей материала и формы (кованые статуи, скульптурные группы, рельефы, бюсты, мелкая пластика) или характера художественного обобщения (аллегория, портрет, монумент).

Специфично складывались жанры в архитектуре. Здесь в ряду обстоятельств, ведущих к возникновению определенного жанра, доминирует назначение продукта творчества, его функция. Церковь, собор, капелла, промышленное сооружение, жилой дом, охотничий домик, беседка, грот, вилла, отель — все это примеры различных жанров архитектурного творчества.
Сегодня каждый вид творчества представлен развернутой системой жанров, в которой есть несколько уровней (подсистем), поскольку каждый жанр включает в себя более дробное деление («поджанры»).

В художественной литературе жанры сформировались в рамках принадлежности произведения к определенному роду литературы. Эпос как род литературы включает в себя роман, повесть, рассказ; драма — комедию, драму, трагедию; лирика — элегию, сонет, оду.

В искусстве драматического театра, создающего свои произведения на литературной основе, главные жанры — трагедия, драма, комедия. Они тоже делятся на «поджанры»: например, комедия включает в себя водевиль, лирическую комедию, комедию-памфлет, комедию-пародию, сатирическую комедию и т.д.

Музыкальное искусство складывается из трех видов творчества: композиторского, инструментального и вокального. Пересекаясь, они образуют три группы жанров, известных как оперная, симфоническая и камерная музыка. Каждая группа объединяет несколько разновидностей музыкальных произведений. Так, жанры оперной музыки — комическая, лирическая, героическая опера; симфонической — симфония, увертюра, сюита, симфоническая поэма, оратория, кантата; камерной — музыкальная пьеса, романс, песня. Существует и более дробная жанровая дифференциация. Скажем, жанр песни включает в себя такие ее разновидности, как песня эстрадная (предполагает сольное исполнение), хоровая, массовая.

Кинематограф сформировал свою жанровую систему, отталкиваясь от назначения фильмов и характера сценарного материала, положенного в их основу. Здесь тоже отчетливо представлены три группы жанров, они образуют документальное, научно-популярное и художественное кино.

Научное творчество представляет свои информационные продукты с помощью двух жанровых групп. В первую входят такие жанры, как научное сообщение, доклад, лекция, полемическое выступление. Вторая группа включает в себя разновидности письменных текстов: научная статья, научный отчет, монография, диссертация, реферат, научно-популярная статья, учебник.

В музыковедении жанр понятие, характеризующее роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, местом исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы.

В киноискусстве жанр трактуется как тип изображения человека в окружающей его среде в соответствии с системой взглядов художника на мир.

Наиболее разработаны взгляды на жанр и жанрообразование в литературоведении.

Именно стиль речи оказывается феноменом, который диктует жанровое деление.

Концепции возникновения теории жанра:

1. Согласно точке зрения советского литературоведа Бориса Томашевского, основным признаком для классификации повествовательных жанров является размер. От объема произведений зависит, как автор построит свой сюжет.

Фабула – цепочка событий и фактов (реальных или вымышленных), о которых повествуется в произведении, в их логической причинно- временной последовательности. Один рассказ может обладать несколькими фабульными нитями.

Сюжет – цепочка событий, изложенная в повествовании согласно творческому замыслу автора.

«В баке кончилось топливо, машина остановилась» - фабула.

«Водитель забыл заправить машину, и она остановилась на половине пути» - сюжет.

2. Согласно книге Александра Тертычного, разнообразие целей (которые журналисты ставят перед собой при создании конкретных публикаций) создает основу для отнесения их в разные жанровые группы.

Как образовывались жанры в журналистике. Называя определенного рода публикации именем «интервью», его родоначальники закрепили за жанром название определенного познавательного метода, который применяется в журналистике при сборе информации и фиксируется в публикациях, относимых к этой группе (как вопросно-ответная форма изложения материала). По такому же «алгоритму» образованы имена других жанров.

4.2 Причины, вызывающие жанровую дифференциацию журналистского творчества

Существует несколько классификаций журналистских жанров, в основу которых кладутся разные критерии. Мы рассматриваем классификацию с тремя компонентами:

1. Как сообщается о новости или возникшей проблеме

2. Фрагментарно или обстоятельно осмысливается ситуация

3. Какие приемы эмоционального воздействия используются

Исходя из этих критериев выделяют пять групп жанров:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: