Однако, роль целей для различных организаций неодинакова

В одном случае они активно побуждают людей к деятельности, а потому их достижение специально стимулируется.

 В другом случае цель выступает лишь в качестве общего смысла существования организации, не ориентируя людей ни на какие специальные действия.

Другим признаком организации является обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения.

Например, замкнутость кругооборота средств предпринимательской организации, которая сможет нормально функционировать только, когда затраты на производство полностью вернуться в результате продажи продукции.

Третий признак организации - системность, наличие связей (экономических, технологических, административных, информационных, социальных и т.д.) между ее отдельными элементами, с помощью которых те взаимодействуют и влияют друг на друга.

  Четвертый признак - саморегулирование, позволяющее организации в определенных рамках самостоятельно решать многие вопросы внутренней жизни и с учетом конкретных обстоятельств выполнять внешние команды.

   Пятый признак - организации следует назвать наличие специфической культуры, считающейся сегодня фактором конкурентоспособности первого порядка. Культура (в том числе и управления) представляет собой сплав ценностей, традиций, верований, норм, символов, которые во многом определяют отношения в коллективе и направленность поведения людей.

Организации как системы состоят из взаимозависимых составных частей. Изменения в одной составной части системы приводят к изменениям в других ее составных частях.

Аналогичным образом организации имеют свойство стремиться к равновесию.

Организация как открытая система должна поддерживать благоприятные взаимоотношения с внешним окружением.

Характеристика любой организации невозможна без четкого отражения влияние факторов внешней среды и оценки факторов внутренней среды на цели развития организации и характер ее деятельности.

При этом важно определить сущность окружающей среды и характер ее влияния на управление организацией.

Внешнюю среду организации, как правило, разделяют на макросреду и микросреду.

Макросреда характеризует все ситуации в бизнес среде города (страны, региона), ее характерные особенности влияют на деятельность всех хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и специфики продукции, предлагаемой на рынке (и для частной парикмахерской, и для крупного производителя электротехники и проч.).

К макросреде относятся более широкие социальные силы (факторы), которые влияют на микросреду: демографические; экономические; природные; научно-технические; политико-правовые.

· Демографические факторы определяются демографической средой, которая является одной из важнейших, поскольку эта среда во многом определяет будущий спрос. Демографические факторы - это численность населения, его плотность; территориальное размещение; возрастная структура, рождаемость, смертность; количество браков и разводов; этническая и религиозная структура населения.

· Экономическая среда состоит из факторов, которые влияют на покупательские способности населения и характер покупок.

Экономические факторы - это экономическое положение страны (региона); покупательская способность граждан; динамика и структура потребления; финансовое, валютное, кредитное положение страны.

· Природная среда - это ресурсы самой природы, необходимые для деятельности организации или оказывающие на нее влияние. Природные факторы - это природные ресурсы страны (региона), перспективы их использования; степень обеспеченности национального производства основными видами сырья и топлива; влияние государственных органов на интенсивность ресурсопотребления; уровень загрязнения окружающей среды в целом и по отдельным регионам.

· Научно-техническая среда - это темпы и масштабы научно-технических и технологических изменений; интенсивность инноваций; инновационный потенциал организации и ее основных конкурентов; требования к безопасности нововведений; размеры затрат на НИОКР; квалификация персонала. Кроме этого, сюда же можно отнести технологическую среду - это самая мощная сила, которая воздействует на все технические возможности организации.

· Политико-правовая среда включает в себя законодательные факторы, влияющие на деятельность организации. Политико-правовые факторы - это политические институты в стране и их развитость; состояние законодательства, регулирующего экономическую и хозяйственную деятельность; последствия влияния внешнеэкономической политики на конкуренцию и спрос на внутреннем рынке; влияние общественности на характер решений, принимаемых государственными органами.

· Культурная среда - включает в себя учреждения, которые оказывают влияние на основные ценности, предпочтения и поведенческие нормы общества. Социокультурные факторы - это уровень культурного развития; формы культур; особенности культурных и нравственных ценностей групп потребителей; степень подверженности общественного сознания влияниям внешних факторов.

Микросреда характеризует параметры и ситуацию деятельности на отдельно взятом рынке, представляющем для организации особый интерес (например, характеристики рынка хлопчатобумажных тканей или рынок гостиничных услуг).

К микросреде относятся силы, действующие в сфере, непосредственно примыкающей к ней, которые могут влиять на ее способность обслуживать клиентов: сама организация; покупатели; поставщики; посредники; финансовые организации; конкуренты; средства массовой информации; общественность.

· Покупатели (потребители) - важнейшая составляющая микросреды организации. Знание конкретных желаний своих потребителей, их стремлений и надежд позволяет организации разрабатывать четкие цели развития и программы их осуществления.

· Поставщики - это организации и частные лица, которые поставляют ресурсы, необходимые для производства товара или для оказания услуг. Тенденции в развитии рынка, влияющие на поставщиков, могут серьезно повлиять на реализацию организацией своих целей. Чем бы ни занималась организация, на каком бы товаре (или услуге) ни специализировалась, наиболее важными посредниками являются транспортные, финансовые, исследовательские и рекламные посредники. Транспортные системы служат для того, чтобы доставлять покупателям произведенный товар.

· Посредниками называются организации, которые помогают ей определить целевой рынок, рекламировать, продвигать на рынок, продавать и доставлять товар или услуги покупателю. Все они обычно связаны друг с другом. Агентства по маркетинговым услугам - это фирмы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, рекламные агентства, СМИ, консультанты.

· Финансовые организации - банки, кредитные и страховые компании, прочие организации, финансирующие сделки, совершаемые организациями и уменьшающие риски, с которыми сопряжена работа.

· Конкуренты. Любой организации противостоит широкий спектр конкурентов. Рыночная теория гласит: для того чтобы преуспеть в бизнесе, организация должна удовлетворять не только изменяющиеся потребности клиентов, но и приспосабливаться к стратегиям ее конкурентов. Организация должна получить стратегическое преимущество, внедрив в сознание клиентов приоритет своих товаров. Степень успеха организации на рынке зависит от различных факторов, из которых складываются ее рыночные возможности.

Этот успех определяют во многом элементы внутренней среды организации: кадровый потенциал организации; организационно-управленческие возможности организации; проектно-конструкторский потенциал организации; производственные возможности организации; сбытовой потенциал организации; материальные и финансовые возможности организации.

При анализе факторы окружающей среды разделяются на: контролируемые организацией (управляемые и направляемые ею). К ним относят все факторы внутренней (внутрифирменной) среды, а также факторы микросреды, с которой организация непосредственно взаимодействует, поскольку эти факторы (покупатели, поставщики, посредники, конкуренты, контактные аудитории), вступая во взаимодействие с организацией, имеют встречное воздействие (но не контроль); неконтролируемые организацией (находящиеся за пределами ее властных полномочий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: