К ним относят макрофакторы внешней среды, которые носят практически односторонний характер воздействия на организацию, ей лишь остается активно приспосабливаться к ним

При рассмотрении факторов внутренней (внутрифирменной) среды, контролируемых организацией, следует учитывать, что часть факторов управляется высшим руководством организации (область деятельности, стратегические цели развития, роль маркетинга и других служб организации, общефирменная (корпоративная организационная) культура).

Организация должна располагать эффективной системой обратных связей, позволяющей иметь достаточно полное представление о соответствующих факторах неконтролируемой внешней среды. На основе данной информации организация должна адаптировать свою стратегию к окружающей среде с учетом своих конкурентных преимуществ и целей развития. Долгосрочный стабильный успех предполагает необходимость находить новые возможности, соответствующие целям, а также своевременно реагировать на угрозы конкурентов, изменяя стратегию развития организации.

Несмотря на все многообразие возможных определений и трактовок понятия «организация», в литературе выделяют наиболее общие признаки, которые можно сгруппировать по шести основным классам, или видам: критерий формализации, является основной характеристикой организации, определяющей ее цели, связи и взаимоотношения; форма собственности; отношение к прибыли; организационно-правовая форма; размеры; участие в различных секторах производства.

Вопрос. Методология в организационной деятельности. Синергетика как методологическая основа формирования адаптивных систем управления организацией.

Роль методологии в организационной деятельности

Предугадать будущее организационных отношений и процессов невозможно без исследования общей теории их возникновения и развития. Сделать это достаточно сложно, поскольку во всех общественных процессах участвует человек с его рациональной и иррациональной сущностью.

Человек - существо социальное, и всякая его деятельность объективно является организующей или дезорганизующей.

        Без координирующего влияния нет порядка в обществе, оно, как утверждал в свое время Д. Рикардо, становится просто "сбродом эгоистически настроенных людей".

Организационные механизмы лежат в основе не только человеческой деятельности, но и самой природы. "Природа - великий первый организатор; и сам человек - лишь одно из ее организованных проявлений", - писал А. Богданов (настоящая фамилия Малиновский), ученый, который первым предложил науку об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования организаций.

В советской модели организаций социально-экономическая среда характеризовалась тем, что каждое предприятие обладало стабильным рынком с устойчивым или растущим спросом, постоянными и надежными заказчиками, высокими, хотя и ограниченными требованиями к качеству продукции, незначительным ее физическим и моральным износом.

 Конкуренция предприятий была не слишком острой и агрессивной. Любое известное предприятие могло без существенных затруднений получать свои заказы, сохраняя свою "экологическую нишу" в экономике. Это определяло стабильность организационной структуры предприятий, основанной на классической теории организации, которая была предложена еще Ф. Тейлором, Г. Фордом и А. Файолем.

Со временем условия функционирования организаций изменились.

Образование и раздел мирового рынка, компьютеризация рыночных отношений (возможность мгновенного доступа и получения исчерпывающей информации о любых товарах), растущая взаимозависимость производителей, насыщение (и пресыщение) общества материальными благами в ведущих странах приводят к постепенному перерастанию экономики массового производства в экономику индивидуальных услуг.

С развитием технологий исчезла стабильность, а с ростом конкуренции изменилась роль потребителя. В такой ориентированной на клиента экономической ситуации организации сталкиваются со стремительно меняющимся рынком. Конкуренция между ними привела к дроблению массового рынка на относительно небольшие ниши, где потребитель диктует свои условия производителям, а не наоборот.

Таким образом, обычные представления об идеальной организации как о стабильной и полностью управляемой, имеющей жесткую иерархическую структуру, уступают место идеям о построении гибкой структуры управления деловыми процессами и его постоянной реорганизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: