Неизменность организационной структуры становится недостатком, поскольку не позволяет мгновенно реагировать на изменение требований рынка

Способность быстрее и легче адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, предлагать новые продукты и услуги раньше своих конкурентов - сегодня главный аргумент в бескомпромиссной конкурентной борьбе.

Организация - функция управления, и, прежде чем обратиться к организационным проблемам, важно исследовать природу управления. Современную управленческую парадигму можно представить следующими основными положениями.

Во-первых, происходит отказ от принципов управленческого рационализма классических школ менеджмента, в основе которых лежат рационализация труда, снижение издержек, специализация и другие внутренние факторы производства. Развиваются кибернетические и синергетические представления об управлении, согласно которым существенно возрастает роль факторов внешней среды, обратной связи, представления об управлении как информационном процессе. Из внешних факторов организации особое место занимает научно-технический прогресс (НТП), приводящий к комплексной автоматизации и информатизации производства. Управление автоматизированным производством, ориентированным на динамическую внешнюю среду, требует иных подходов, чем применявшиеся во времена Ф. Тейлора и Г. Форда. Впрочем, это не означает, что идеи управленческого рационализма ошибочны в принципе, просто одного рационализма становится недостаточно, поскольку он решает локальные задачи воздействия на трудовой процесс.

Во-вторых, представления системного анализа становятся неотъемлемой частью интеллектуального аппарата руководителя любого уровня. Системный подход предполагает, что организация - открытая система, эволюционирующая вместе со средой. Границы между организацией и внешней средой становятся все более условными.

В-третьих, получают развитие гуманитарные аспекты управления. Менеджмент признает свою социальную ответственность перед обществом в целом и перед отдельной личностью. При этом учитываются такие факторы, как мотивация поведения, этика, ориентация на систему ценностей при формировании целей менеджмента, разделение понятий "власть" и "управление" и другие факторы.

Положения рассмотренной парадигмы свидетельствуют об интеллектуализации управленческой деятельности. Современному руководителю приходится решать сложные многокритериальные и часто неформализуемые задачи при изначальной неопределенности и постоянно изменяющихся внешних условиях. В его работе все более важной становится исследовательская деятельность. Волевой руководитель уступает место руководителю размышляющему.

Исследование можно интерпретировать как интеллектуальную деятельность по обобщению и систематизации практики. Вместе с тем интеллектуальная деятельность имеет собственную логику развития, отличную от логики обобщения практического опыта.

Объект исследования - это системно выраженная область действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта исследования, а предмет исследования - исследуемые стороны, свойства, отношения объекта, это часть объекта, представленная выявленными проблемами, для решения которых определяется цель исследования.

Инструментом теоретического исследования является научный метод (от греч. metodos - путь исследования, теория, учение). Под методом понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности.

Важнейшим методом исследования является индукция - логическое умозаключение от отдельных фактов к обобщению. Исследование исторически и логически начинается с выделения определенного объекта - "отдельного" и рассмотрения в нем "общего" и "особенного".

Общее как закономерность выражается в "отдельном" и через "отдельное". Их взаимосвязь условна, поскольку в "отдельном" не фиксируются повторяющиеся признаки или их специфика. Эта взаимосвязь реализуется в категории "особенное", выражающей "общее" в его реальном воплощении. В целом "общее" есть сущность "отдельного". "Особенное" - специфика в явлении, качественное своеобразие, без рассмотрения которого нельзя понять сущность, т. е. "общее".

Индукция реализуется в трех основных формах:

1. обобщающе-описательной;

2. статистической;

3. абстрактно-аналитической.

Обобщающе-описательная форма предполагает, что все взаимосвязи достаточно символичны и необходимо найти формулировку, подходящую для множества разнородных элементов.

Статистическая форма заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Она позволяет устанавливать характер и устойчивость организационных связей структурных элементов в различных системах, оценивать их уровень организованности и дезорганизации.

Абстрактно-аналитическая форма помогает сформулировать законы явлений, их взаимосвязи и постоянные тенденции. По существу, абстрагирование является высшей ступенью исследования. Благодаря ему происходят отвлечение, удаление осложняющихся моментов, "оно обнаруживает в чистом виде основу данных явлений, т. е. именно ту постоянную тенденцию, которая скрыта под их видимой сложностью", - утверждал А. Богданов, поскольку всякая задача практики и теории сводится к тектологическому вопросу: каким способом наиболее целесообразно организовать некоторую совокупность элементов - реальных или идеальных?

Другой важный метод исследования - дедукция. Его использование предполагает, что частные положения логически выводятся из общих положений (аксиом, постулатов, правил, законов). В научном познании дедукция неразрывно связана с индукцией.

Кроме того, с исследовательской деятельностью связаны такие понятия, как "методология" и "методика".

Методология - это учение о логической организации какой-либо деятельности. Она представляет собой логически и процедурно организованную последовательность операций. Если операции описываются на формальном языке и используются для решения формализуемых задач, они могут образовать научную основу метода какой-либо дисциплины.

Методологией исследования принято называть логическую организацию исследования, предполагающую осознание цели, определение предмета исследования, выбор средств и методов исследования, определение рациональной последовательности исследовательской деятельности.

Методика характеризует правила и средства деятельности, представляет собой конкретизированный инструментарий исследования.

В системных исследованиях широко используется понятие "принцип".

Принцип (от лат. principium - начало, основа) - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, практической деятельности.

Современный менеджмент - наукоемкий вид деятельности. Можно сказать, что менеджер един в трех лицах: менеджер-управленец (человек руководящий), менеджер-предприниматель (человек деловой) и менеджер-аналитик (человек размышляющий).

Изменения в технологиях, рынках сбыта и в характере потребностей клиентов происходят постоянно, поэтому организации для сохранения конкурентоспособности вынуждены непрерывно перестраивать стратегию и тактику, а следовательно, и организационную структуру. Изменения внешнего окружения часто негативны для организации, но они неизбежны, поэтому важно управлять изменениями внутри организации, а по возможности и за ее пределами.

Относительно эффективности того или иного направления реформирования организации до сих пор нет единого мнения: у каждого из них есть свои сторонники и противники. Выработать представление об эффективном функционировании организации возможно благодаря анализу закономерностей ее становления, законов функционирования и принципов координации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: