Методическая разработка учебного занятия №1

Приложение №1

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Читинская государственная медицинская академия

 

Методические рекомендации для студентов 3 курса по специальности «Педиатрия» по дисциплине «Пропедевтика детских болезней»

 

 

 

Методические разработки практических занятий для студентов

 

 

Чита – 2013

При разработке методических рекомендаций для студентов в основу положены:

ФГОС ВПО по специальности 060103 Педиатрия, утвержденный Министерством образования и науки РФ «08» ноября 2010 г.

Учебный план по специальности 060103 Педиатрия, утвержденный Ученым Советом ГБОУ ВПО «Читинская государственная медицинская академия».

  

Методические рекомендации для студентов одобрены на заседании кафедры пропедевтика детских болезней, от «31» августа 2011 г. Протокол № 1

 

Заведующий кафедрой                             (А.С.Панченко)

подпись

Разработчики:

Ассистент кафедры                                       (Е.П. Батаева)

(занимаемая должность) (подпись)

 

 

Рецензенты

Доцент кафедры педиатрии _______________           (Т.М. Вишнякова)                 

                  (подпись)

 

Введение

Методические рекомендации для студентов педиатрического факультета позволят помочь студентам освоить и закрепить материал по дисциплине «Пропедевтика детских болезней» за счет полученных знаний и умений при работе в ДДУ, детском стационаре. Для каждого раздела практического занятия определена цель подготовки, представлены пути достижения цели, дана последовательность действий, выполнение которых приводит к решению поставленных задач.

Данные методические разработки помогут студентам при подготовке и проведении практического занятия ориентироваться в большом объеме информации, осуществить самоконтроль над качеством овладения студентами вопросов практической медицины

 

 

Методическая разработка учебного занятия №1

(для студентов)

1. Тема: Общие вопросы педиатрии. Возраст и возрастная периодизация в педиатрии. Анамнез и обследование. Схема истории болезни (развития). 

2. Цель занятия: В ходе занятия студенты определяют понятие «педиатрия», изучают историю педиатрии в России и Забайкальском крае, оценивают периоды детства и дают характеристику возрастной периодизации, овладевают методикой сбора педиатрического анамнеза, анализом полученных данных, навыками написания учебной педиатрической истории болезни.

3. Значение темы

   Закончив изучение данной темы, студенты должны знать:

  - историю педиатрии в России и Забайкальском крае

- типы детских лечебно-профилактических учреждений (поликлиника, больница, диспансер, санаторий, хоспис)

- периоды детства

- факторы, влияющие на рост, развитие, формирование заболевания у ребенка

- классификацию детского возраста с особенностями каждого возрастного периода детства

- проблемы, возникшие у детей в различные возрастные периоды

- основные этапы педиатрического анамнеза;

- особенности расспроса родителей и детей;

- основные принципы сбора анамнеза при различных заболеваниях;

- принципы и порядок общего осмотра больного ребенка

- последовательность проведения объёктивного обследования органов и систем;

- понятие самочувствие и состояние ребенка;

- критерии тяжести состояния больного при острых и хронических заболеваниях;

 

Студент должен уметь:

- дать информацию о понятии и истории педиатрии

- соблюдать правила внутреннего распорядка детских лечебных учреждений

- дать заключение по каждому периоду детского возраста;

- применять знания о возможных проблемах у детей, в зависимости от возраста с целью профилактики заболеваний

- - установить контакт с родителями и ребенком;

- собрать анамнез у родителей и детей;

- сделать заключение с выделением факторов риска по всем видам анамнеза;

- провести общий осмотр и исследование систем (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);

- сделать заключение о патологии той или иной системы;

- оценить степень тяжести состоянии ребенка;

- выявить   факторы, оказавшие влияние на рост, развитие ребенка, формирование заболевания;

- оформить историю развития ребенка по результатам анамнеза.

Исходный уровень

1.Базовые знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- в цикле гуманитарных дисциплин: философия, биоэтика, правоведенье, психология и педагогика;

- в цикле естественно - научных: анатомия, физиология;

 Базовые знания студентов включают:

- публичную речь и письменное аргументированное изложение собственной точки зрения;

- деонтологию и этику, правовые основы медицинской деятельности, юридические и моральные права пациентов;

- знания психологии в процессе выстраивания взаимоотношений с детьми и подростками, их родителями, с коллегами;

- обучение пациентов правилам и способам ведения здорового образа жизни;

- анатомо-физиологические особенности, морфологические, функциональные органов и системы у детей разного возраста;  

- латинскую терминологию;

- уход за здоровыми и больными детьми разного возраста;

- оценку НПР и ФЗ у детей разного возраста;

- расчет и назначение питания детей разного возраста

2. Тестовый контроль– история педиатрии и периоды детства и анатомо-физиологические особенности органов и систем у детей разного возраста, (тесты исходного уровня приложение).

5. Краткое изложение теоретического материала занятий.  

Педиатрия - наука о здоровом и больном ребенке (Pais – ребенок, Iatries – врачевание). Медицина периода роста, формирования, развития человеческого организма.

Отмечается морфологическая и функциональная незрелость органов и систем ребенка по отношению к взрослому, ребенок постоянно растет и развивается. Начало учения о сохранении здоровья детей относится к IV веку до нашей эры к моменту написания Гиппократом трактата   «О природе ребенка». Началом традиции охраны здоровья матери и ребенка Российского государства и российской науки следует считать письмо М.В.Ломоносова выдающемуся государственному деятелю графу И.И.Шувалову «О сохранении и размножении российского народа» (1758). В XIX в России произошло выделение педиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину. Первая детская больница открыта в 1802 году в Париже, в дальнейшем аналогичные детские больницы появились в Англии и Швейцарии, в Италии и Скандинавских странах, в Соединенных Штатах Америки.

В России Петр I – в 1727 году подписал указ о строении в Москве госпиталей для незаконнорожденных. В 1763 г. в Москве и в 1771г. в Петербурге открыты первые воспитательные дома, в 1834 г. в Петербурге – первая детская больница им. Н.Ф. Филатова (вторая в Европе), в 1842 г. в Москве – вторая детская больница им. Н.Ф. Филатова, в 1844 г. в Петербурге – первая в мире и в России больница для детей раннего возраста им. Л.Пастера.

Становление педиатрии в России в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины происходило на основе терапии и акушерства. Вопросы диагностики и лечения детских болезней, особенности питания и методы выхаживания детей читались известными профессорами терапевтами – С.Г. Зыбелиным и  Г.И.Сокольским, акушерами – Н.М. Максимович-Амбодик, С.Ф. Хотовицким и Н.А. Тобольским. 

Датой рождения первой кафедры Педиатрии следует считать 1865 год в Россия в стенах Петербургской Медико-хирургической академии, профессор Флоринский В. М. читал лекций по Детским болезням.

Ведущие отечественные педиатры: Н.П. Гундобин (особенности детского возраста), К.А. Раухфус (пороки сердца и организация педиатрической помощи), Н.Ф. Филатов (инфекции у детей, семиотика и диагностика болезней), Г.Н. Сперанский (болезни легких и сепсис), А.Ф.Тур (гематология, патология и физиология новорожденных). В 1930 г. впервые открыт в нашей стране и в мировой практике при 2-ом Медицинском Институте (РГМУ) в Москве – факультет охраны материнства, младенчества и детства и имел 2 отделения: охраны материнства, младенчества и детства и охраны здоровья детей и подростков. В 1936 г. 2 отделения слились в единый факультет – педиатрический факультет.

Кафедра педиатрии ЧГМИ создана в 1958 году, первым заведующим кафедрой была доцент, к.м.н. Е.П. Четвертакова, проработавшая в ЧГМА 40 лет. В 1979 году создан педиатрический факультет в ЧГМИ.

В РФ существует несколько типов детских лечебно – профилактических учреждений: поликлиники, больницы, диспансеры, детские санатории. Основная документация, заполняемая на ребенка в поликлинике и стационаре – история развития ребенка (форма 112/у), медицинская карта стационарного больного (форма №003/у).

Предмет ПДБ изучает факторы, влияющие на здоровье и развитие детей разного возраста, методику исследования детей в связи с их возрастными особенностями, симптомы, синдромы и критерии диагностики детских болезней.

В 1906 Н.П. Гундобин выделил периоды детского возраста:

- подготовительный (до зачатия)

- внутриутробный (антенатальный, дородовый)

- внеутробный (постнатальный, послеродовый, детство)

1. Подготовительный период - период формирования наследственности - генотип и фенотип здоровья будущих родителей. Роль генетических консультаций; формирование соматического и репродуктивного здоровья биологических родителей. Санация очагов инфекции, рациональное питание женщины и мужчины, повышение уровня знаний по медико-гигиенической и психологической поддержки при беременности. Предконцепционный - самый близкий к возникновению беременности (2-4 месяца перед зачатием). Здоровье родителей перед зачатием. Роль института планирования семьи.

2.Внутриутробный (антенатальный, дородовый) - продолжительность срока беременности, от первого дня последней менструации и выражается в полных днях или полных неделях, 280 дней (10 лунных месяцев). Медико-биологическое значение - в 50-70% оплодотворенных яйцеклеток не развиваются, а тератогенные факторы вызывают патологию, несовместимую с выживанием зародыша (аплазия и гипоплазия) или формируют тяжелые пороки развития - хромосомных аберраций или мутантных генов (бластопатии). Фаза эмбрионального развития, органогенеза.

б) Фаза плацентарного, фетального развития (с 3 месяца беременности до рождения ребенка):

- ранний фетальный период (9 – 28 недель);

- поздний фетальный период (с 28 недели до рождения).

 Причины эмбриофетопатий: инфекции: вирусные (краснуха, грипп, энтеровирусная инфекция, гепатит, ЦМВ, герпетическая); бактериальные, хламидийные, грибковые; токсические вещества: лекарственные, химические, алкоголь, наркотики, никотин; нутритивно-дефицитные состояния; ионизирующая радиация; генетические; смешанные.

3.Внеутробный (постнатальный, послеродовый, детство). После перевязки пуповины начинается внеутробный этап или собственно детство. Собственно детство начинается с неонатального периода, или периода новорожденности, который разделяют на ранний и поздний – 28 полных дней после рождения.

Ранний неонатальный период - от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни (всего 168 часов). Начало легочного дыхания, функционирование МКК, возрастание кровотока в сосудах легких и головного мозга, изменение энергетического обмена и терморегуляции.

Поздний неонатальный (8 – 28 дней) - интенсивное развитие анализаторов (сенсорное развитие): слуха, зрения; формирование условных рефлексов. Наблюдение – педиатра и медсестры детской поликлиники, патронаж на дому:

-состояние лактации

-активность ребенка

-прибавку массы тела

-ухода и кормления, режим, купание

-состояние пупочной ранки 

В ранний неонатальный период - незрелость всех органов и систем, особенно ЦНС, супрессорное влияние иммунной системы, происходит адаптация к внеутробному существованию. В поздний неонатальный период происходит интенсивное развитие зрительного, слухового анализаторов, формирование условных рефлексов.

Заболевания раннего неонатального периода могут быть обусловлены прежде всего расстройствами, возникшими внутриутробно или в процессе родов. В этом периоде выявляются аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания, а также болезни, обусловленные антигенной несовместимостью матери и плода (гемолитическая болезнь новорожденных по Rh; или АВО-несовместимости и др.). К этому же периоду относятся проявления родовой травмы, перенесенной в родах асфиксии, внутриутробного инфицирования или инфицирования в родах, аспирации. В позднем неонатальном периоде опасны инфекции, в том числе вялотекущие        внутриутробные и приобретенные, возможен пупочный сепсис.

Период грудного (младенческого) возраста (29 дней - 1 год) -мать кормит ребенка – контакт наиболее тесен, интенсивное физическое развитие (рост к году +25 см, масса тела - увеличивается в 3 раза), двигательное развитие, нервно -психическое развитие. Проблемы - неадекватность питания, в результате задержка физического, нервно-психического и интеллектуального развития, рахит, анемия, аллергии, гипотрофия, паратрофия. Незрелость дыхательной системы предрасполагает к бронхитам и обструкции дыхательных путей, пневмонии. В 2-3 месяца ребенок теряет пассивный иммунитет, а формирование собственной иммунной системы происходит медленно. «Транзиторное ИДС» - частота инфекционных (вирусных, бактериальных заболеваний), аллергических заболеваний возрастает.

Ранний, преддошкольный (1-3 года) - высокие темпы роста: +8-10 см за 1 год, увеличение мышечной массы, совершенствование координации движений, заканчивается прорезывание молочных зубов, формирование лимфоидной ткани, интенсивное НПР: движение, речь, формирование характера, контакт с «чужими» людьми, увеличение периодов бодрствование, формирование гигиенических навыков.

Дошкольный (3 - 7 лет) - физиологическое вытяжение, изменение пропорций тела, в 5-6 лет замена молочных зубов на постоянные, формирование интеллекта, зрелость иммунитета, психосоциальное развитие (посещение ДДУ).

Период младшего школьного возраста (препубертатный) (7 - 11 лет) - начало появления вторичных половых признаков, полная замена молочных зубов на постоянные, заканчивается формирование нервной системы, физиологические параметры ДС и ССС приближаются к взрослому.. Ребенок обучается в школе, возрастает нагрузка на нервную систему, психику. Развивается интеллект.

Период старшего школьного (пубертатный, полового созревания) возраста (12-18 лет). Старший школьный возраст характеризуется резким изменением функции эндокринных желез (развитие половых органов, формируются вторичные половые признаки, пубертатный скачок роста). Отмечается дистония вегетативной нервной системы. Это самый трудный период психологического развития. Формируется социальный статус.

6.1. Сбор анамнеза. Составные части анамнеза: 

- основные жалобы

- анамнез заболевания

- анамнез жизни

- семейный анамнез

- социальный анамнез (социально – бытовые условия)

После уточнения анамнеза необходимо сделать общее заключение по анамнезу, указав предполагаемую патологию, характер (наследственная, врожденная, приобретенная), особенности течения (острое, хроническое) и факторы, которые могли способствовать развитии. Заболевания у ребенка.

6.2. Оценка состояния и самочувствия.

В процессе клинического исследования ребенка необходимо максимально щадить его психику, не причиняя болевых ощущений. Тщательный осмотр возможен только при хорошем, желательно дневном, освещении. Ребенка необходимо полностью раздеть. Старшие дети при этом стесняются, поэтому целесообразно обнажать ребенка постепенно, по ходу осмотра.

1. Оцените общее состояние: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое. При оценке состояния больного учитывают самочувствие, поведение, наличие лихорадки, функциональное состояние органов и систем, тяжесть и прогноз основного заболевания (таблица 1).

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: