(Н.А. Белоконь, 1987)
Стадия | Левожелудочковая недостаточность | Правожелудочковая недостаточность |
I (относительной компенсации=латентная) | НК отсутствует в покое и появляется после физической нагрузки в виде одышки и тахикардии. В старшем возрасте: утомляемость, отказ от подвижных игр, одышка и тахикардия после физической нагрузки. В раннем возрасте: затруднение при сосании, нарушение сна, одышка, тахикардия после нагрузки. | |
II А (явная декомпенсация) | Тахикардия в покое, не связанная с лихорадкой, сохраняется во сне, сверх возрастной нормы на 15-30% в минуту. Тахипноэ в покое сверх возрастной нормы на 30-50% в минуту. | Печень + 3 см. |
II Б (тотальная СН) | Тахикардия на 30-50%, тахипноэ на 50-70% сверх возрастной нормы, акроцианоз, навязчивый кашель, влажные мелкопузырчатые хрипы. | Печень выступает на 3-5 см из-под реберной дуги. Пастозность передней брюшной стенки, поясницы, лица, отек мошонки. У больших детей - набухание шейных вен. |
III | Клиническая картина отека или предотека легких: выраженное удушье, значительное расширение границ сердца, форсированное дыхание, периодический мучительный кашель. Тахикардия на 50-60%, тахипноэ на 70-100% сверх возрастной нормы. | Гепатоспленомегалия, отечный синдром типа анасарки, гидроперикард, асцит, олигурия. Абдоминальные боли, диспепсия, отказ от еды. |
Диагностические критерии сосудистой недостаточности:
|
|
ü спавшиеся вены, холодные конечности
ü мраморность кожи с цианотичным оттенком
ü снижение АД
ü слабый пульс
Коронарная недостаточность — несоответствие кровотока по венечным артериям сердца потребности миокарда в кислороде, ведущее к диффузной или локальной ишемии миокарда. Различают острую (внезапное нарушение проходимости венечной артерии вследствие ее спазма, тромбоза или эмболии) и хроническую (постоянное уменьшение кровотока венозным артериям) коронарную недостаточность. Отдельно выделяют относительную недостаточность коронарного кровообращения, обусловленную гипертрофией миокарда при неизмененных венечных артериях. Причины коронарной недостаточности у детей — врожденные аномалии, заболевания и травмы венечных сосудов, относительная недостаточность коронарного кровотока, гипоплазия миокарда желудочков.
Вопросы для самоподготовки.
1. Определение понятия синдрома сердечной недостаточности, причины, патогенез.
2. Классификация сердечной недостатчности у детей.
3. Причины, диагностические критерии острой сердечной недостаточности.
4. Причины застойной сердечной недостаточности, клинические варианты.
5. Диагностические критерии застойной сердечной недостаточности в зависимости от стадии и клинического варианта.
|
|
6. Диагностические критерии сосудистой недостаточности.
7. Диагностические критерии коронарной недостаточности.
7. Методика проведения занятия:
Перечень практических навыков:
Опрос родителей и детей.
Осмотр кожи, слизистых, ногтей, грудной клетки, сосудов шеи, эпигастрия (патологическая пульсация)
Пальпация сердечной области
Перкуссия сердца
Аускультация сердца
Определение пульса на лучевой, височной, бедренной, сонной артериях
Определение АД
Запись и оценка ЭКГ
Оценить результаты ЭхоКГ
База: детское отделение КДКБ.
Оснащение занятия:
- таблицы: возрастные границы сердца, локализация верхушечного толчка (по В.И. Молчанову), точки выслушивания сердца, ЧСС, АД
- видеофильм: «Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей»
- аудиодиск «аускультация сердца»
8. Список рекомендуемой литературы:
Обязательная: Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.В. Воронцов СПб.: Фолиант, 2009. – 925 с.
Пропедевтика детских болезней. Р.Р. Кильдиярова, А.С. Панченко, В.А. Щербак и др. М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2012. – с.
Здоровый ребёнок. Часть 1. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 111 с.
Здоровый ребёнок. Часть 2. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 129 с.
Симптомы и синдромы внутренних органов у детей.: Методические рекомендации для студентов. - Чита, 2010 – 96 с.
Дополнительная:
Педиатрия: Национальное руководство. Том 1. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1017 с.
Педиатрия: Национальное руководство. Том 2. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1023 с.
Общий уход за ребёнком. А.С. Панченко, В.А. Вишнякова, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – с. 159.
Методическая разработка учебного занятия №19
(для студентов)
Тема: Анатомические особенности органов пищеварения у детей
2. Цель занятия: Студенты должны овладеть навыками сбора анамнеза, методикой клинического осмотра детей разных возрастных групп.
Значение темы
Изучив данную тему, студенты должны знать:
- особенности сбора анамнеза у детей разных возрастных групп;
Ø особенности строения полости рта у детей грудного, старшего возраста;
Ø особенности строения пищевода, желудка;
Ø особенности строения тонкого и толстого кишечника;
Ø характеристику стула новорождённого, ребёнка первого года жизни находящегося на естественном или искусственном виде вскармливания.
Студенты должны уметь:
I. собрать анамнез;
II. провести осмотр полости рта;
III. провести поверхностную и глубокую пальпацию живота. Методом глубокой пальпации провести пальпацию печени, селезёнки, отделов толстого кишечника;
IV. провести перкуссию живота, методом перкуссии определить размеры печени, селезёнки;
V. методом аускультации определить перистальтику кишечника, границы большой кривизны желудка.
Исходный уровень
Базовые знания, полученные при изучении следующих дисциплин:
- анатомии человека;
- гистологии и эмбриологии;
- нормальной физиологии.
Базовые знания включают:
- понятие об органах пищеварительной системы, их анатомическое положение и строение;