Признаки и стадии недостаточности кровообращения у детей

(Н.А. Белоконь, 1987)

Стадия Левожелудочковая недостаточность Правожелудочковая недостаточность
I (относительной компенсации=латентная)

НК отсутствует в покое и появляется после физической нагрузки в виде одышки и тахикардии. В старшем возрасте: утомляемость, отказ от подвижных игр, одышка и тахикардия после физической нагрузки.

В раннем возрасте: затруднение при сосании, нарушение сна, одышка, тахикардия после нагрузки.

II А (явная декомпенсация) Тахикардия в покое, не связанная с лихорадкой, сохраняется во сне, сверх возрастной нормы на 15-30% в минуту. Тахипноэ в покое сверх возрастной нормы на 30-50% в минуту. Печень + 3 см.
II Б (тотальная СН) Тахикардия на 30-50%, тахипноэ на 50-70% сверх возрастной нормы, акроцианоз, навязчивый кашель, влажные мелкопузырчатые хрипы. Печень выступает на 3-5 см из-под реберной дуги. Пастозность передней брюшной стенки, поясницы, лица, отек мошонки. У больших детей -  набухание шейных вен.
III Клиническая картина отека или предотека легких: выраженное удушье, значительное расширение границ сердца, форсированное дыхание, периодический мучительный кашель. Тахикардия на 50-60%, тахипноэ на 70-100% сверх возрастной нормы. Гепатоспленомегалия, отечный синдром типа анасарки, гидроперикард, асцит, олигурия. Абдоминальные боли, диспепсия, отказ от еды.

Диагностические критерии сосудистой недостаточности:

ü спавшиеся вены, холодные конечности

ü мраморность кожи с цианотичным оттенком

ü снижение АД

ü слабый пульс

Коронарная недостаточность — несоответствие кровотока по венечным артериям сердца потребности миокарда в кислороде, ведущее к диффузной или локальной ишемии миокарда. Различают острую (внезапное нарушение проходимости венечной артерии вследствие ее спазма, тромбоза или эмболии) и хроническую (постоянное уменьшение кровотока венозным артериям) коронарную недостаточность. Отдельно выделяют относительную недостаточность коронарного кровообращения, обусловленную гипертрофией миокарда при неизмененных венечных артериях. Причины коронарной недостаточности у детей — врожденные аномалии, заболевания и травмы венечных сосудов, относительная недостаточность коронарного кровотока, гипоплазия миокарда желудочков.

Вопросы для самоподготовки.

1. Определение понятия синдрома сердечной недостаточности, причины, патогенез.

2. Классификация сердечной недостатчности у детей.

3. Причины, диагностические критерии острой сердечной недостаточности.

4. Причины застойной сердечной недостаточности, клинические варианты.

5. Диагностические критерии застойной сердечной недостаточности в зависимости от стадии и клинического варианта.

6. Диагностические критерии сосудистой недостаточности.

7. Диагностические критерии коронарной недостаточности.

7. Методика проведения занятия:

Перечень практических навыков:

Опрос родителей и детей.

Осмотр кожи, слизистых, ногтей, грудной клетки, сосудов шеи, эпигастрия (патологическая пульсация)

Пальпация сердечной области

Перкуссия сердца

Аускультация сердца

Определение пульса на лучевой, височной, бедренной, сонной артериях

Определение АД

Запись и оценка ЭКГ

Оценить результаты ЭхоКГ

База: детское отделение КДКБ.

Оснащение занятия:

- таблицы: возрастные границы сердца, локализация верхушечного толчка (по В.И. Молчанову), точки выслушивания сердца, ЧСС, АД

- видеофильм: «Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей»

- аудиодиск «аускультация сердца»

8. Список рекомендуемой литературы:

Обязательная: Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.В. Воронцов СПб.: Фолиант, 2009. – 925 с.

Пропедевтика детских болезней. Р.Р. Кильдиярова, А.С. Панченко, В.А. Щербак и др. М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2012. – с.

Здоровый ребёнок. Часть 1. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 111 с.

Здоровый ребёнок. Часть 2. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 129 с.

Симптомы и синдромы внутренних органов у детей.: Методические рекомендации для студентов. - Чита, 2010 – 96 с.

Дополнительная:

Педиатрия: Национальное руководство. Том 1. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1017 с.

Педиатрия: Национальное руководство. Том 2. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1023 с.

Общий уход за ребёнком. А.С. Панченко, В.А. Вишнякова, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – с. 159.

 

 

 

Методическая разработка учебного занятия №19

(для студентов)

Тема: Анатомические особенности органов пищеварения у детей 

2. Цель занятия: Студенты должны овладеть навыками сбора анамнеза, методикой клинического осмотра детей разных возрастных групп.

Значение темы

Изучив данную тему, студенты должны знать:

- особенности сбора анамнеза у детей разных возрастных групп;

Ø особенности строения полости рта у детей грудного, старшего возраста;

Ø особенности строения пищевода, желудка;

Ø особенности строения тонкого и толстого кишечника;

Ø характеристику стула новорождённого, ребёнка первого года жизни находящегося на естественном или искусственном виде вскармливания.

Студенты должны уметь:

I. собрать анамнез;

II. провести осмотр полости рта;

III. провести поверхностную и глубокую пальпацию живота. Методом глубокой пальпации провести пальпацию печени, селезёнки, отделов толстого кишечника;

IV. провести перкуссию живота, методом перкуссии определить размеры печени, селезёнки;

V. методом аускультации определить перистальтику кишечника, границы большой кривизны желудка.

Исходный уровень

Базовые знания, полученные при изучении следующих дисциплин:

- анатомии человека;

- гистологии и эмбриологии;

- нормальной физиологии.

Базовые знания включают:

- понятие об органах пищеварительной системы, их анатомическое положение и строение;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: