Вопросы для самоподготовки

1. Классификация ВПС в зависимости от гемодинамических нарушений.

2. Нарушение гемодинамики, диагностические критерии ВПС – стеноза лёгочной артерии.

3.Нарушение гемодинамики, диагностические критерии ВПС – дефекта межпредсердной перегородки.

4. Нарушение гемодинамики, диагностические критерии ВПС – высокого дефекта межжелудочковой перегородки.

5. Нарушение гемодинамики, диагностические критерии ВПС – открытого артериального протока.

6. Нарушение гемодинамики, диагностические критерии ВПС –тетрадыФалло.

7. Нарушение гемодинамики, диагностические критерии ВПС – стеноза устья аорты.

8. Нарушение гемодинамики, диагностические критерии ВПС –коарктации аорты.

7. Методика проведения занятия:

Перечень практических навыков:

Опрос родителей и детей.

Осмотр кожи, слизистых, ногтей, грудной клетки, сосудов шеи, эпигастрия (патологическая пульсация)

Пальпация сердечной области

Перкуссия сердца

Аускультация сердца

Определение пульса на лучевой, височной, бедренной, сонной артериях

Определение АД

Запись и оценка ЭКГ

Оценка результатовЭхоКГ

База: детское отделение КДКБ.

Оснащение занятия:

- таблицы: возрастные границы сердца, локализация верхушечного толчка (по В.И. Молчанову), точки выслушивания сердца, ЧСС, АД, диагностические критерии ВПС.

- видеофильм: «Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей»

- аудиодиск «аускультация сердца»

8. Список рекомендуемой литературы:

Обязательная: Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.В. Воронцов СПб.: Фолиант, 2009. – 925 с.

Пропедевтика детских болезней. Р.Р. Кильдиярова, А.С. Панченко, В.А. Щербак и др. М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2012. – с.

Здоровый ребёнок. Часть 1. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 111 с.

Здоровый ребёнок. Часть 2. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 129 с.

Симптомы и синдромы внутренних органов у детей.: Методические рекомендации для студентов. - Чита, 2010 – 96 с.

Дополнительная:

Педиатрия: Национальное руководство. Том 1. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1017 с.

Педиатрия: Национальное руководство. Том 2. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1023 с.

Общий уход за ребёнком. А.С. Панченко, В.А. Вишнякова, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – с. 159.

 

Методическая разработка учебного занятия №18

(для студентов)

 

a. Тема: Синдром сердечной недостаточности.

В основу положены ПК-1, ПК-5, ПК-15, ПК-16, ПК-17.

2. Цель занятия: изучив данную тему, студент должен овладеть методикой клинического обследования органов кровообращения у детей и выявления симптомов сердечной недостаточности.

3. Значение темы:

Изучив данную тему, студенты должны знать:

- этико-деонтологические принципы общения с матерью и ребёнком, страдающим заболеванием органов кровообращения;

- методику исследования органов кровообращения;

- определение понятия сердечной недостаточности;

- причины сердечной недостаточности;

- классификацию сердечной недостаточности у детей;

- диагностические критерии острой сердечной недостаточности;

- диагностические критерии застойной сердечной недостаточности в зависимости от стадии и клинического варианта.

Студенты должны уметь:

- опросить мать и/или ребёнка, выявив возможные жалобы, характеризующие заболевание сердечно-сосудистой системы;

- провести исследование органов кровообращения, выявив симптомы поражения;

- определить наличие кардиального и экстракардиального синдром и обосновать;

- записать и оценить ЭКГ;

- оценить результаты ЭхоКГ;

- диагностировать синдром сердечной недостаточности.

4. Исходный уровень. Базовые знания получены при изучении дисциплин: анатомии человека; гистологии и эмбриологии; нормальной физиологии, пропедевтики внутренних болезней, патологической физиологии.

Базовые знания включают методику исследования больного; возрастные морфологические и функциональные константы сердечно-сосудистой системы человека в возрастном аспекте, запись и анализ ЭКГ.

Конспект теоретического материала занятия.

Сердечная недостаточность (СН) симптомокомплекс, причиной которого является несостоятельность сердца в поддержании ударного объема, соответствующего потребностям организма. Для сердечной недостаточности характерно: расширение границ сердца, ослабление верхушечного толчка, ослабление громкости тонов, интенсивности шумов, нарушение ритма сердца - ритм галопа, появление ФСШ; наличие тахикардии, не соответствующей температуре тела, сохраняющейся во сне, устойчивой к несердечной лекарственной терапии.

Выделяют 2 основные группы причин СН:

Кардиальные (инфекционный эндокардит, миокардиты, ВПС, приобретенные пороки сердца, кардиомиопатии, нарушение ритма и проводимости).

Экстракардиальные (заболевания бронхолегочной системы, почек, печени, системные поражения соединительной ткани и др.).

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: