1. Классификация ВПС в зависимости от гемодинамических нарушений.
2. Нарушение гемодинамики, диагностические критерии ВПС – стеноза лёгочной артерии.
3.Нарушение гемодинамики, диагностические критерии ВПС – дефекта межпредсердной перегородки.
4. Нарушение гемодинамики, диагностические критерии ВПС – высокого дефекта межжелудочковой перегородки.
5. Нарушение гемодинамики, диагностические критерии ВПС – открытого артериального протока.
6. Нарушение гемодинамики, диагностические критерии ВПС –тетрадыФалло.
7. Нарушение гемодинамики, диагностические критерии ВПС – стеноза устья аорты.
8. Нарушение гемодинамики, диагностические критерии ВПС –коарктации аорты.
7. Методика проведения занятия:
Перечень практических навыков:
Опрос родителей и детей.
Осмотр кожи, слизистых, ногтей, грудной клетки, сосудов шеи, эпигастрия (патологическая пульсация)
Пальпация сердечной области
Перкуссия сердца
Аускультация сердца
Определение пульса на лучевой, височной, бедренной, сонной артериях
|
|
Определение АД
Запись и оценка ЭКГ
Оценка результатовЭхоКГ
База: детское отделение КДКБ.
Оснащение занятия:
- таблицы: возрастные границы сердца, локализация верхушечного толчка (по В.И. Молчанову), точки выслушивания сердца, ЧСС, АД, диагностические критерии ВПС.
- видеофильм: «Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей»
- аудиодиск «аускультация сердца»
8. Список рекомендуемой литературы:
Обязательная: Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.В. Воронцов СПб.: Фолиант, 2009. – 925 с.
Пропедевтика детских болезней. Р.Р. Кильдиярова, А.С. Панченко, В.А. Щербак и др. М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2012. – с.
Здоровый ребёнок. Часть 1. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 111 с.
Здоровый ребёнок. Часть 2. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 129 с.
Симптомы и синдромы внутренних органов у детей.: Методические рекомендации для студентов. - Чита, 2010 – 96 с.
Дополнительная:
Педиатрия: Национальное руководство. Том 1. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1017 с.
Педиатрия: Национальное руководство. Том 2. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1023 с.
Общий уход за ребёнком. А.С. Панченко, В.А. Вишнякова, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – с. 159.
Методическая разработка учебного занятия №18
(для студентов)
a. Тема: Синдром сердечной недостаточности.
В основу положены ПК-1, ПК-5, ПК-15, ПК-16, ПК-17.
2. Цель занятия: изучив данную тему, студент должен овладеть методикой клинического обследования органов кровообращения у детей и выявления симптомов сердечной недостаточности.
3. Значение темы:
Изучив данную тему, студенты должны знать:
|
|
- этико-деонтологические принципы общения с матерью и ребёнком, страдающим заболеванием органов кровообращения;
- методику исследования органов кровообращения;
- определение понятия сердечной недостаточности;
- причины сердечной недостаточности;
- классификацию сердечной недостаточности у детей;
- диагностические критерии острой сердечной недостаточности;
- диагностические критерии застойной сердечной недостаточности в зависимости от стадии и клинического варианта.
Студенты должны уметь:
- опросить мать и/или ребёнка, выявив возможные жалобы, характеризующие заболевание сердечно-сосудистой системы;
- провести исследование органов кровообращения, выявив симптомы поражения;
- определить наличие кардиального и экстракардиального синдром и обосновать;
- записать и оценить ЭКГ;
- оценить результаты ЭхоКГ;
- диагностировать синдром сердечной недостаточности.
4. Исходный уровень. Базовые знания получены при изучении дисциплин: анатомии человека; гистологии и эмбриологии; нормальной физиологии, пропедевтики внутренних болезней, патологической физиологии.
Базовые знания включают методику исследования больного; возрастные морфологические и функциональные константы сердечно-сосудистой системы человека в возрастном аспекте, запись и анализ ЭКГ.
Конспект теоретического материала занятия.
Сердечная недостаточность (СН) – симптомокомплекс, причиной которого является несостоятельность сердца в поддержании ударного объема, соответствующего потребностям организма. Для сердечной недостаточности характерно: расширение границ сердца, ослабление верхушечного толчка, ослабление громкости тонов, интенсивности шумов, нарушение ритма сердца - ритм галопа, появление ФСШ; наличие тахикардии, не соответствующей температуре тела, сохраняющейся во сне, устойчивой к несердечной лекарственной терапии.
Выделяют 2 основные группы причин СН:
Кардиальные (инфекционный эндокардит, миокардиты, ВПС, приобретенные пороки сердца, кардиомиопатии, нарушение ритма и проводимости).
Экстракардиальные (заболевания бронхолегочной системы, почек, печени, системные поражения соединительной ткани и др.).
Таблица 1