Симптомы | Заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки | Заболевания желчевыводящих путей | Заболевания поджелудочной железы |
Частая локализация болей | В подложечной области, пилородуоденальной зоне | Правое подреберье | Слева, выше пупка |
Характер болей | Острые, приступообразные; могут быть ноющие | Тупые, ноющие, могут быть острые, приступообразные | Опоясывающие |
Связь с приемом пищи | Прием острой, жирной, жареной пищи | Прием острой, жирной, жареной пищи, сладких газированных напитков | Жирная, жареная, молочная пища |
Иррадиация болей | За грудиной | Под правую лопатку | Под левую лопатку |
Желудочная диспепсия | Рвота съеденной пищей, приносит облегчение | Рвота с примесью желчи, приносит облегчение | Рвота с примесью пищи и желчи, облегчения не приносит |
Кишечная диспепсия | Возможны запоры, поносы | Склонность к запорам | Склонность к поносам |
Вопросы, данные студентам для самоподготовки.
7) Особенности строения полости рта у детей первого года жизни, к каким заболеваниям это предрасполагает.
|
|
8) Синдромы поражения пищевода у детей раннего и старшего возраста.
9) Синдром абдоминальной боли.
4.Методы диагностики заболеваний желудка, пищевода.
Методика проведения занятия.
1. Проверка исходного уровня знаний: устный опрос, тестовый контроль.
2. Разбор теоретической части.
3.Показ методики осмотра органов пищеварения.
4. Выполнение задания для самостоятельной работы студентов.
- изучить анамнез ребенка, опросив родителей или познакомившись с историей развития;
- самостоятельно провести осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию органов пищеварения;
- сделать заключение о состоянии пищеварительной системы ребенка;
- выделить основные синдромы заболевания.
5. Дневник курации.
База: отделения КДКБ.
Оснащение занятия.
- таблицы, слайды
-методические рекомендации для студентов.
Список рекомендуемой литературы
Обязательная литература
1. Здоровый ребенок: учебное пособие / Б.И. Кузник [и др.] / Чита: РИЦ ЧГМА. – 2012. - 111 с.
2. Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней, С.- Пб. Фолиант, 2001г. -928с.
3.Пропедевтика детских болезней / Под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С.: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. – 464с.
4.Симптомы и синдромы поражения внутренних органов у детей:методическая разработка / / Чита: РИЦ ЧГМА.- 2010.- 120с.
8. Контроль знаний: тестовые задания и ситуационные задачи по теме.
Методическая разработка учебного занятия №22
(для студентов)
1. Тема: Симптомы и синдромы поражения нижних отделов пищеваритель-ного тракта у детей.
2. Цель занятия: Студенты должны овладеть навыками выделения основных симптомов заболевания, объединения их в синдромы для постановки предварительного диагноза при поражении нижних отделов пищеварительного тракта.
|
|
Значение темы
Изучив данную тему, студенты должны знать:
- Особенности сбора анамнеза у детей разных возрастных групп;
Ø Синдром острой и хронической диареи;
Ø Острая и хроническая задержка стула;
Ø Характеристику стула новорождённого, ребёнка первого года жизни находящегося на естественном или искусственном виде вскармливания;
Ø Анализ копрограммы, бактериограммы, функциональных методов исследования.
Студенты должны уметь:
XVII. собрать анамнез;
XVIII. провести осмотр полости рта;
XIX. провести поверхностную и глубокую пальпацию живота. Методом глубокой пальпации провести пальпацию отделов толстого кишечника;
XX. провести перкуссию живота, определить наличие свободной жидкости в брюшной полости;
XXI. методом аускультации определить перистальтику кишечника.
Исходный уровень
Базовые знания, полученные при изучении следующих дисциплин:
- анатомии человека;
- гистологии и эмбриологии;
- нормальной физиологии.
Базовые знания включают:
- понятие об органах пищеварительной системы, их анатомическое положение и строение, выполняемой функции;
- особенностях пищеварения у детей разных возрастных групп.