Обязательная литература
1.Здоровый ребенок: учебное пособие / Б.И. Кузник [и др.] / Чита: РИЦ ЧГМА. – 2012. - 111 с.
2.Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней, С.- Пб. Фолиант, 2001г. -928с.
3.Пропедевтика детских болезней / Под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С.: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. – 464с.
4.Симптомы и синдромы поражения внутренних органов у детей:методическая разработка / / Чита: РИЦ ЧГМА.- 2010.- 120с.
8. Контроль знаний: тестовые задания и ситуационные задачи по теме.
Методическая разработка учебного занятия №23
(для студентов)
1. Тема: Симптомы и синдромы поражения печени и желчевыводящих путей.
2. Цель занятия: Студенты должны овладеть навыками выделения основных симптомов заболевания, объединения их в синдромы для постановки предварительного диагноза при поражении печени и желчевыводящих путей
3. Хронокарта занятия: продолжительность занятия: 3 часа, перерыв- 10 минут.
1. Введение: знакомство с целями и задачами занятия - 5 мин.
2. Проверка исходного уровня знаний с помощью тестов - 10 мин.
3. Устный разбор теоретического материала по теме занятия: 40 мин.
4.Самостоятельная работа (курация детей с заболеваниями органов пищеварения) - 40 мин.
5.Разбор курируемых больных с выделением основных синдромов забо-левания, с постановкой предварительного диагноза (под контролем препода-вателя) - 20 мин.
6. Итоговый контроль: решение ситуационных задач, дневник курации – 15 мин.
7. Заключение по занятию, задание на дом -5 мин.
Место проведения занятия:в отделениях КДКБ.
Значение темы
Изучив данную тему, студенты должны знать:
- Особенности сбора анамнеза у детей разных возрастных групп;
Ø Синдром гепатоспленомегалии;
Ø Синдром желтухи;
Ø Анализ биохимического исследования крови при заболеваниях печени.
Студенты должны уметь:
XXII. собрать анамнез;
XXIII. провести осмотр кожи и слизистых;
XXIV. провести поверхностную и глубокую пальпацию живота. Методом глу-бокой пальпации провести пальпацию печени, селезёнки;
XXV. провести перкуссию живота, определить наличие свободной жидкости в брюшной полости;
XXVI. методом перкуссии определить размеры печени в зависимости от возраста ребёнка;
XXVII. методом перкуссии определить размеры селезёнки.
Исходный уровень
Базовые знания, полученные при изучении следующих дисциплин:
- анатомии человека;
- гистологии и эмбриологии;
- нормальной физиологии;
- бионеорганической химии.
Базовые знания включают:
- особенности строения печени, её функции;
- состав желчи, её участие в процессе пищеварения;
- билирубиновый обмен
- систему кровообращения печени, селезёнки.