Схема анализа гемограммы

Оценка эритрограммы: содержания гемоглобина, эритроцитов, величины цветного показателя (ц.п.), количества ретикулоцитов, морфологических особенностей эритроцитов.

Снижение гемоглобина и эритроцитов – анемия, повышение – эритроцитоз.

Ц.п. = (Нв в г/л × 0,3): 2 первые цифры эритроцитов.

Пример: Нв – 120г/л, эритроциты – 3,6×1012/л, ц.п.=(120 × 0,3):36 = 1,0

Норма: 0,8 – 1,1

Ниже 0,8 – гипохромия, выше1,1 – гиперхромия.

Снижение ретикулоцитов 0,5% и ниже – ретикулоцитопения – гипорегенерация.

Повышение ретикулоцитов 3% и более – ретикулоцитоз – гиперрегенерация.

Анизоцитоз – большие разбросы колебания размеров эритроцитов, микроцитоз – преобладание эритроцитов размером менее 7 микрон, макроцитоз – преобладание эритроцитов размером более 8 микрон.

Оценка лейкограммы: количества лейкоцитов, соотношения разных форм лейкоцитов.

Снижение количества лейкоцитов – лейкопения, увеличение – лейкоцитоз.

Снижение количества эозинофилов – эозинопения, повышение – эозинофилия.

Снижение количества нейтрофилов – нейтропения, повышение – нейтрофилия. Если в периферической крови увеличивается содержание молодых форм гранулоцитов, говорят о сдвиге лейкоцитарной формулы влево.

Снижение лимфоцитов – лимфопения, повышение – лимфоцитоз.

Снижение моноцитов – моноцитопения, повышение – моноцитоз.

Снижение тромбоцитов – тромбоцитопения, повышение – тромбоцитоз.

Схема анализа миелограммы.

1. Клеточность костного мозга: 200000 – 500000 миелокариоциты /мкл;

2. Содержание мегакариоцитов:  не менее 20/мкл;

3. Индекс лейкопоэз/эритропоэз: 2:1 – 4:1;

4. Наличие бластов: 0 - 5%;

5. Наличие патологических клеток: 0

 

Вопросы для самоподготовки.

1. Современная схема кроветворения, регуляция кроветворения.

2. Этапы кроветворения в антенатальном периоде.

3. Развитие кроветворения в постнатальном периоде.

4. Эритропоэз в разные возрастные периоды. Факторы эритропоэза.

5. Лейкопоэз в разные возрастные периоды. Регуляция лейкопоэза.

6. Показатели гемограммы в возрастном аспекте.

7. Показатели миелограммы в возрастном аспекте.

7. Практические навыки:

Опрос родителей и детей.

Клиническое обследование ребёнка

Методика исследования лимфоузлов, печени, селезёнка

Оценка гемограммы

Оценка миелограммы

База: детское отделение КДКБ.

Оснащение занятия:

- таблицы: возрастные показатели гемограммы, миелограммы, коагулограммы

- набор гемограмм, миелограмм

- видеофильм: «Методика исследования лимфоузлов, печени, селезёнки у детей»

8. Список рекомендуемой литературы:

Обязательная: Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.В. Воронцов СПб.: Фолиант, 2009. – 925 с.

Пропедевтика детских болезней. Р.Р. Кильдиярова, А.С. Панченко, В.А. Щербак и др. М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2012. – с.

Здоровый ребёнок. Часть 1. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 111 с.

Здоровый ребёнок. Часть 2. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 129 с.

Симптомы и синдромы внутренних органов у детей.: Методические рекомендации для студентов. - Чита, 2010 – 96 с.

Дополнительная:

Педиатрия: Национальное руководство. Том 1. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1017 с.

Педиатрия: Национальное руководство. Том 2. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1023 с.

Общий уход за ребёнком. А.С. Панченко, В.А. Вишнякова, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – с. 159.

Педиатрия: интерпретация лабораторных методов диагностики у детей в норме и патологии. И.Н. Гаймоленко, О.А. Егорова, А.С. Панченко и др. Чита, 2011. – 72 с.

Кузник Б.И., Максимова О.Г. Клиническая гематология детского возраста. М.: Вузовская книга, 2010. – 496 с.

Кузник Б.И. Геморрагические и тромботические заболевания и синдромы у детей. /Б.И. Кузник, В.Г. Стуров, О.Г. Максимова. Новосибирск: Наука, 2012. – 455 с.

 

  Методическая разработка учебного занятия №29

(для студентов)

- Тема: Возрастные особенности гемостаза у детей.

В основу положены ПК-1, ПК-5, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18

- Цель занятия: изучив данную тему, студент должен овладеть методикой обследования гемостаза у детей с учётом его возрастных особенностей.

- Значение темы:

Изучив данную тему, студенты должны знать:

- этикодеонтологические принципы общения с детьми с патологией органов кроветворения и их родителями;

- методику клинического обследования ребёнка;

- современную теорию гемостаза;

- оценку коагулограммы;

- особенности гемостаза в раннем неонатальном периоде;

- понятие о геморрагической болезни новорождённого.

Студенты должны уметь:

- опросить родителей и детей;

- провести клиническое обследование ребёнка;

- оценить гемограмму;

- оценить коагулограмму.

4. Исходный уровень. Базовые знания получены при изучении дисциплин: анатомии человека; гистологии и эмбриологии; нормальной физиологии, пропедевтики внутренних болезней, патологической физиологии.

Базовые знания включают методику исследования больного; возрастные морфологические особенности кроветворения и гемостаза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: