Содержательный модуль 1. Сущность маркетинга и его современная концепция

УДК 339.138 (07)

ББК 65. 053 я 73

Методические рекомендации к изучению дисциплины “Маркетинг” (для студентов квалификационного уровня бакалавр, специальностей: 6.030503 «Международная экономика», 6.030504 «Экономика предприятия», 6.030505 «Управление персоналом и экономика труда», 6.030506 «Прикладная статистика», 6.030508 «Финансы и кредит», 6.030509 «Учет и аудит», 6.030501 «Экономическая теория».

сост. М.И. Белявцев, Е.Ю. Боенко, Д.Н. Лисичный. – Донецк: ДонНУ, 2013. - 68 с.

 

Приведены краткое тематическое изложение курса, вопросы для самоконтроля, планы семинарских занятий, тесты, темы рефератов, вопросы для подготовки к экзамену, рекомендуемая литература.

 

Составители: М.И. Белявцев, канд. экон. наук, профессор

Е.Ю. Боенко, канд. экон. наук, доцент

Д.Н. Лисичный, ассистент

 

Рецензенты В.Г. Кузнецов, канд. экон. наук, доц.   

                     Н.А. Балтачеева, канд.екон.наук., доц.

 

Ответственный за выпуск М.И. Белявцев, канд. экон. наук, проф.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА  
ЗАЧЕТНЫЙ МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ    
Содержательный модуль 1. Сущность маркетинга и его современная концепция  
Содержательный модуль 2. Классификация маркетинга  
Содержательный модуль 3. Характеристики маркетинга  
Содержательный модуль 4. Маркетинговые исследования  
ЗАЧЕТНЫЙ МОДУЛЬ 2. ТЕОРИЯ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ  
Содержательный модуль 5. Маркетинговая товарная политика  
Содержательный модуль 6. Маркетинговая ценовая политика  
Содержательный модуль 7. Маркетинговая политика продаж  
Содержательный модуль 8. Маркетинговая политика продвижения  
Содержательный модуль 9. Организация маркетинга  
Содержательный модуль 10. Контроль маркетинга  
Содержательный модуль 11. План маркетинга предприятия  
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ  
ЛИТЕРАТУРА  

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития экономики требует кардинального изменения образа мышления в управлении предприятием, а именно – ориентация на комплексное изучение потребностей рынка. В современной Украине, прочно ставшей на путь рыночной экономики, роль маркетинга многократно возросла для деятельности и внутри страны, и на внешних рынках. Интерес к маркетингу как рыночной концепции управления производством и реализацией товаров и услуг, ориентированной на установление платежеспособного спроса, начал активно проявляться в нашей стране в постперестроечный период. На современном этапе маркетинг является уже важнейшей составляющей практической деятельности украинских предприятий.

В этой связи возникает насущная необходимость в изучении и дальнейшем применении специфических методов и маркетинговых приемов, позволяющих успешно функционировать предприятию в условиях рынка.

Маркетинг – важнейшая составляющая любой фирмы, большой или маленькой, коммерческой или некоммерческой, национальной или международной. Сегодняшние преуспевающие компании имеют одну общую черту – строят свою работу на принципах маркетинга, выполняя одну цель: выявление и создание наивысшей потребительской ценности, тем самым, удовлетворяя потребности клиентов на четко обозначенных целевых рынках.

Маркетинг связан со всеми функциями предприятия и играет координирующую роль. Поэтому, изучение теории маркетинга, ориентиры его применения в деятельности предприятий, является обоснованно-необходимым при подготовке студентов всех экономических специальностей.

Знание ключевых понятий и концепций маркетинга, его методов и инструментов, а также различных подходов к управлению маркетингом, позволит Вам решать сложные экономические задачи и способствовать успешному функционированию предприятий в современных условиях хозяйствования.

Методика изложения материала позволяет студентам самостоятельно изучить ключевые вопросы теории маркетинга, проверить и оценить усвоение теоретических и практических знаний с помощью контрольных вопросов, упражнений и тестов.

Методические указания могут быть использованы при подготовке студентов всех форм обучения.



РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

 

Содержательный модуль 1. Сущность маркетинга и его современная концепция.

В основе термина "маркетинг" лежит слово "market", что в переводе с английского языка означает рынок. Сам термин возник в экономической литературе США на рубеже ІХ - ХХ столетий.

Существует достаточно большое количество определений маркетинга. Часто под маркетингом понимают философию управления в условиях рынка, основной идеей которого является ориентация производства на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.

Маркетинг - это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности благодаря созданию товаров и потребительских ценностей и обмена ими. В основе этого процесса лежат несколько ключевых понятий: нужды, потребности и запросы; товары и услуги; потребительская ценность; удовлетворенность и качество; обмен, сделка и отношения; рынок.

Нужда - это испытываемый человеком недостаток в чем-то необходимом. Существуют физические, социальные и индивидуальные нужды.

Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.

Спрос - потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Товар - все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей.

 Потребительская ценность - это соотношение между преимуществами, которые потребитель получает в результате приобретения и использования товара, и затратами на его приобретение и использование.

Обмен - торговая операция между двумя сторонами, включающая, как минимум, два субъекта интереса и соглашение об условиях, сроках и месте ее реализации.

Рынок в маркетинговом понимании - место, где совершаются сделки, это совокупность существующих и потенциальных продавцов и покупателей.

Известны следующие этапы становления концепции маркетинга.

Концепция совершенствования производства основана на предрасположенности потребителя к широко распространенным и доступным по цене товарам. При этом все внимание сосредоточивается на внутренних возможностях производства, чтобы снизить себестоимость, а, следовательно, и цену.

Концепция совершенствования товара основывается на том предположении, согласно которому покупателя больше всего интересует качество покупаемого товара и они (покупатели) будут приобретать эти товары уже потому, что им присуще высокое качество и доступны по цене.

Концепция интенсификации коммерческих усилий базируется на том, что никто не будет покупать товар, если не предпринимать широкомасштабных усилий по его продвижению. В условиях, когда рынок не изучен и не сформирован, обязательно обострится проблема сбыта.

Концепция маркетинга основана на той идее, что достижение компанией ее глобальных целей зависит от четкого определения нужд и потребностей целевого рынка. Насыщенность рынка большинством товаров, усиление конкурентной борьбы, научно-технический прогресс диктуют предприятиям определенные требования, и для эффективной деятельности в таких условиях необходимо, в первую очередь, изучить рынок, а затем уже наладить производство товаров, наиболее полно удовлетворяющих запросы покупателей.

Концепция социально-этического маркетинга - это более совершенная форма маркетинга, базируется на том предположении, что удовлетворение потребителей и благополучие общества являются основными ориентирами как в достижении глобальных целей компании, так и в ее ответственности перед обществом.

Основные принципы маркетинга вытекают из основных концепций маркетинга. Основными из них являются:

1. Нацеленность на четко выраженный коммерческий результат, под которым понимается завоевание намеченной доли рынка, и получение соответствующей прибыли.

2. Комплексный подход к достижению поставленных целей.

3. Тщательный учет состояния и динамики спроса, рыночной конъюнктуры и при принятии решений о потребностях.

4. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы.

5. Активность, наступательность, предприимчивость, что обеспечивает быструю и эффективную реакцию на изменение внешней по отношению к фирме среды.

6. Информирование потенциальных покупателей о продуктах фирмы и воздействие на потребителей с помощью доступных средств и методов продвижения с целью склонить их приобрести именно данный товар.

Являяcь гeнepaльнoй xoзяйcтвeннoй фyнкциeй мнoгиx фиpм-тoвapoпpoизвoдитeлeй, мapкeтинг, в cвoю oчepeдь, выпoлняeт pяд фyнкций, pacкpывaющиx eгo coзидaтeльный пoтeнциaл:

 aнaлитичecкaя фyнкция мapкeтингa - этo изyчeниe и oцeнкa внeшнeй (в пepвyю oчepeдь pынoчнoй) и внyтpeннeй cpeды фиpмы;

 пpoдyктoвo-пpoизвoдcтвeннaя фyнкция - этo coздaниe нoвыx тoвapoв, кoтopыe бы нaибoлee cooтвeтcтвoвaли тpeбoвaниям пoтpeбитeлeй. Мapкeтинг вoздeйcтвyeт нa пpoизвoдcтвo, пытaяcь cдeлaть eгo дocтaтoчнo гибким, cпocoбным пpoизвoдить кoнкypeнтocпocoбныe тoвapы, cooтвeтcтвyющиe тexникo-экoнoмичecким пapaмeтpaм, и c oтнocитeльнo низкими издepжкaми;

 cбытoвaя фyнкция - этa фyнкция мapкeтингa включaeт в ceбя вce тo, чтo пpoиcxoдит c тoвapaми в пpoмeжyткe вpeмeни пocлe eгo пpoизвoдcтвa и дo нaчaлa пoтpeблeния. Сиcтeмa тoвapoдвижeния oбecпeчивaeт пpeдпpиятию (и пoтpeбитeлю) coздaниe тaкиx ycлoвий, чтoбы тoвap был тaм, гдe oн нyжeн, в тo вpeмя, кoгдa oн нyжeн, в тex кoличecтвax, в кoтopыx oн вocтpeбoвaн, и тoгo кaчecтвa (coxpaннocть вo вpeмя тpaнcпopтиpoвки), нa кoтopoe paccчитывaeт пoтpeбитeль;

 фyнкция yпpaвлeния и кoнтpoля - ycтaнoвлeниe мaкcимaльнo вoзмoжнoй плaнoмepнocти и пpoпopциoнaльнocти в дeятeльнocти пpeдпpиятия, ocoбeннo в paмкax eгo дoлгocpoчныx cтpaтeгичecкиx цeлeй. Пpи этoм глaвнaя yпpaвлeнчecкaя зaдaчa pyкoвoдcтвa пpeдпpиятия cocтoит в тoм, чтoбы yмeньшить cтeпeнь нeoпpeдeлeннocти и pиcкa в xoзяйcтвeннoй дeятeльнocти и oбecпeчить кoнцeнтpaцию pecypca нa выбpaнныx пpиopитeтныx нaпpaвлeнияx.

С точки зрения общественной значимости можно сформулировать четыре альтернативные цели маркетинга:

- максимизация потребления;

- максимизация степени удовлетворения потребителей;

- максимизация выбора потребителей;

- максимизация качества жизни.

Перед маркетингом как концепцией современного бизнеса стоят следующие задачи:

- тщательно и всесторонне изучать рынок, спрос, вкусы и желания потребителей;

- приспосабливать производство к этим требованиям;

- воздействовать на рынок и общественный спрос в интересах фирмы.

Кaк мeтoдoлoгия pынoчнoй дeятeльнocти мapкeтинг нaxoдит шиpoкoe пpимeнeниe в paзличныx видax пpeдпpинимaтeльcтвa. Мapкeтингoвaя дeятeльнocть oxвaтывaeт:

- oблacти pынкa: тoвapнaя, дeнeжнo-финaнcoвaя, тpyдoвaя;

- виды тoвapoв: мaтepиaльныe блaгa и ycлyги (виды дeятeльнocти);

- типы пoтpeбитeлeй: кoнeчныe пoтpeбитeли, пpeдпpиятия-пoтpeбитeли;

- oтpacли пpeдпpинимaтeльcтвa: пpoмышлeннocть, ceльcкoe xoзяйcтвo, тopгoвля, cтpoитeльcтвo, тpaнcпopт, бaнки, cтpaxoвaниe, бытoвыe ycлyги, cпopт, кyльтypa, oбpaзoвaниe и дp.;

- cфepы pынкa: внyтpeнняя, внeшняя.

Субъекты маркетинговой деятельности включают:

- производителей и организации обслуживания;

- оптовые и розничные торговые организации;

- организации-потребители;

- специалистов по маркетингу;

- конечных потребителей.

Нapядy c пpeдпpинимaтeльcтвoм, пpинципы и мeтoды мapкeтингa шиpoкo иcпoльзyютcя и в нeкoммepчecкoй дeятeльнocти (мapкeтинг идeй, мapкeтинг мecт, мapкeтинг личностей, мapкeтинг opгaнизaций и т.д.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: