Существует большое множество видов маркетинга. Для упрощения восприятия и изучения, целесообразно группировать разновидности маркетинга по определенным принципам.
В зависимости от ориентации маркетинговой деятельности:
маркетинг, ориентированный на продукт — направлен на совершенствование качества и| свойств товара;
маркетинг, ориентированный на потребителя — предусматривает предварительное изучение потребностей рынка;
смешанный — содержит свойства двух предыдущих|предварительный| видов маркетинга.
В зависимости от сферы применения:
маркетинг товаров потребительского спроса — предусматривает исследование потребностей потребительского рынка, разработку и реализацию товаров широкого потребления|употребление|;
маркетинг товаров производственно-технического назначения — предусматривает изучение промышленного рынка, разработку товаров промышленного назначения, внедрение их на рынок и реализацию;
торговый маркетинг — функционирует|трудиться| на рынке посредников;
|
|
маркетинг прямых инвестиций — исследует проблемы инвестиционной деятельности нанациональной фирмы за пределами страны.
В зависимости от срока|термин|, на который|какой| рассчитана маркетинговая политика предприятия:
стратегический — разрабатывается на самый длительный период и заключается в
разработке маркетинговых стратегий;
тактический — разрабатывается на менее длительный период;
оперативный — разрабатывается на кратчайший период, который дает возможность постоянно корректировать маркетинговые мероприятия в зависимости от состояния рынка.
В зависимости от применяемой концепции управления маркетинговой деятельностью на предприятии различают следующие виды маркетинга: -
производственный, продуктовый, сбытовой, рыночный.
По уровню решения маркетинговых задач:
|задача|макро- и микроэкономический|.|
По степени дифференциации маркетинговых функций:
глобальный и дифференцированный.
В зависимости от конечной цели деятельности предприятия:
коммерческий (средства|стоимость,средство| на осуществление этого маркетинга выделяются из|с| бюджета предприятия; цель его осуществления - получение прибыли;
некоммерческий (средства|стоимость,средство| на его осуществление могут выделяться из|с| бюджета не только фирмы, но и государства или местной администрации);
| базовый, реализация которого|какой| связана|повязана| с финансированием процесса продаж;|
ответственный - через|из-за| небольшие промежутки времени после акта продажи| производитель интересуется мнением потребителя о соответствии качества товара покупательным ожиданием, выясняет предложения потребителей по усовершенствованию продукции или услуг, связанных|повязанных| с продажей;
|
|
проактивний - торговые представители компании обращаются к потребителям с предложениями усовершенствованных| или новых товаров;
партнерский - компания работает|трудиться| в постоянном взаимодействии с потребителями. Партнеры |заняты общим поиском путей наиболее рационального использование|употребление| капитальных ресурсов и эффективного ведения дел;|
|до|прямой - формирование непосредственных длительных отношений с покупателями; |
сетевой - обеспечение связи между производителем, потребителем и посредником на договорных принципах;
В зависимости от видов деятельности, направленных на удовлетворение запросов потребителей, маркетинг подразделяется на:
Маркетинг организаций - это деятельность, предпринимаемая с целью создания и поддержания благоприятного имиджа организации.
Маркетинг отдельной личности (персональный маркетинг) - деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения отношения или поведения общественности по отношению к отдельным личностям.
Маркетинг места - это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения отношений или поведения клиентов, применительно к отдельным местам (зоны хозяйственной деятельности, мест отдыха и т.д.).
Маркетинг, реализуемый на уровне отдельных организаций именуется микромаркетингом.
Маркетинг, реализуемый на уровне государства в целом и его регионов, - макромаркетингом.
В зависимости от размера охваченного рынка маркетинг разделяют на:
Массовый маркетинг - характеризуется массовым производством и маркетингом одного продукта, предназначенного сразу для всех покупателей.
Продуктно-дифференцированный маркетинг - характеризуется производством и маркетингом нескольких с различными свойствами, предназначенных для всех покупателей, однако рассчитанные на разные их вкусы.
Целевой маркетинг - характеризуется тем, что осуществляется производство и маркетинг продуктов, разработанных специально для определенных рыночных сегментов.
В зависимости от состояния спроса выделяют следующие виды маркетинга:
Конверсионный маркетинг (отрицательный спрос) - основная задача сводится к изменению отрицательного отношения потребителей к определенному продукту на положительной при помощи различных инструментов маркетинга.
Стимулирующий маркетинг (отсутствие спроса) - направлен на преодоления безразличного отношения потребителей к определенному продукту.
Развивающий маркетинг (скрытый спрос) - основная задача состоит в оценке размера потенциального рынка и разработке эффективных продуктов, способных превратить потенциальный спрос в реальный.
Ремаркетинг (падающий спрос) - основной задачей является восстановление спроса путем поиска новых возможностей для "старых" товаров.
Синхромаркетинг (нерегулярный спрос) - это поиск способов сглаживания колебаний спроса при помощи инструментов маркетинга.
Поддерживающий маркетинг (полноценный спрос) - направлен на поддержание существующего уровня спроса с учетом изменения системы предпочтений потребителей и усиления конкуренции.
Демаркетинг (чрезмерный спрос) - основывается на изыскании способов временного или постоянного снижения спроса в целях ликвидации отрицательных рыночных явлений (дефицит, спекуляция и т.д.).
Противодействующий маркетинг (нерациональный спрос) - основной задачей является поиск способов убеждения людей отказаться от потребления вредных продуктов.
Таким образом, классификация маркетинга достаточно сложна и зависит от множества факторов, которые необходимо учитывать, планируя маркетинговые мероприятия.