Вторая глава посвящена экспериментальной части исследования, в которой описываются гипотеза и методики диагностического исследования, представляются, анализируются и обсуждаются результаты.
Решение практических задач исследования предполагает выполнение ряда этапов.
Этап 1. Определение цели экспериментального исследования. Необходимость диагностического исследования обусловлена результатами теоретического анализа, выполненного в первой главе. Например, это может быть отсутствие достаточно полного описания исследуемого психического явления либо противоречие между эмпирическими данными, полученными другими исследователями. Цель экспериментального исследования всегда связана с результатами теоретического анализа.
Этап 2. Определение базы исследования и выборки испытуемых. При планировании исследования необходимо определить: вид исследования (индивидуальное или групповое), характеристики контингента (психологические и социально–демографические), репрезентативность выборки, условия проведения исследования, наличие экспериментальной и контрольной групп и т.д..
Объем выборки при групповом обследовании в КР по психодиагностике –– 20–25 человек.
Этап 3. Подбор методик для исследования. Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, важно обращать внимание на их валидность и надежность. Использование методик других авторов предполагает знание условий их разработки и предшествующей апробации. Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылки на соответствующую литературу. Выбор используемых методов и методик должен быть обоснован.
Количество применяемых методик в КР по психодиагностике –– не менее 3-х.
Этап 4. Разработка психодиагностического сценария. При разработке психодиагностического сценария обосновывается выбор методик и производится «перевод» теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные. Часто этот процесс называют операционализацией. При планировании эксперимента целесообразно составить психодиагностическую программу исследования (Таблица 1), отражающую переменные исследуемого феномена, применяемые методики, а также анализируемые показатели. Такая программа позволяет не только логично и более точно спланировать эксперимент, но и оптимизировать количество анализируемых диагностических показателей.
Таблица 1 – Диагностическая программа анализируемого феномена
| Составляющие изучаемого психического феномена (сферы, процесса, свойства, психического образования и проч.) | Методики, направленные на исследование структурной составляющей | Диагностический показатель |
Пример 1. В работе, посвященной изучению особенностей развития метафорических способностей у студентов–психологов, на основании теоретического анализа выделяются следующие составляющие способностей к метафорообразованию: ассоциативное мышление, воображение и понимание. В этом случае психодиагностическая программа будет иметь следующий вид:
Таблица 2 – Диагностическая программа исследования
метафорических способностей
|
Этап 5. Проведение диагностического эксперимента. Проведение диагностического обследования неразрывно связано с этическими аспектами деятельности психолога.
Базовыми этическими нормами психодиагностического обследования выступают:
♦ благополучие обследуемого индивида;
♦ ответственность, в основе которой объективность, честность и поддержание высоких норм в своей работе;
♦ корректность и сдержанность в публичных заявлениях;
♦ конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде;
♦ отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов;
♦ меры предосторожности в обследованиях;
♦ ограничения в публикациях методик;
♦ полная и правильная интерпретация диагностических результатов.
Если диагностическое обследование выполняется в научных целях, то основным способом обеспечения тайны личности испытуемого является анонимность результатов. Задача, с которой в этой ситуации сталкивается психолог, состоит в том, чтобы заранее объяснить испытуемому процедуру, обеспечивающую анонимность и получить от него так называемое информационное согласие. Но анонимность не решает проблемы сохранения тайны во всех случаях. Например, некоторые испытуемые могут быть недовольны тем, что информация о них становится известна тем, кто проводит диагностическое обследование. Поэтому психолог должен стремиться к установлению отношений сотрудничества с испытуемыми, убеждая их в научной ценности предоставляемой ими информации, а также в честности и компетентности исследователей. Как правило, подобные объяснения приводят к согласию большинства на участие в диагностическом обследовании.
Следует иметь в виду, что любой человек имеет право отказаться от участия в диагностировании, и это право должно соблюдаться и охраняться самими психологами.
Проблема конфиденциальности, с которой сталкивается психолог в ходе психодиагностического обследования, связана с преодолением противоречия – с одной стороны, необходимостью неразглашения информации об индивидах, с другой стороны, возможности разглашения диагностической информации третьим лицам и сохранения диагностических данных.
Если диагностика проводится в целях научного исследования в каком-либо учреждении (вузе, школе, детском дошкольном учреждении, производственном предприятии и пр.), индивид должен быть заранее проинформирован о целях и способах использования диагностических результатов, а также о том, кому они будут доступны, кто в них заинтересован. Если испытуемый не согласен на передачу информации заинтересованным лицам, то диагностическое обследование не проводится.
Большое значение имеет вопрос предоставления результатов обследования испытуемым. Общими рекомендациями передачи информации могут быть:
♦ диагностическая информация должна сообщаться в форме содержательной и пригодной для использования (передавать информацию в виде баллов, процентов и других числовых показателей нежелательно);
♦ ее нужно сопровождать объяснениями.
При сообщении диагностических результатов желательно принимать во внимание индивидуальные особенности того человека, которому передается информация, такие, как уровень образования, знания психологии, эмоциональные характеристики и некоторые другие.
Одновременно с соблюдением этики психодиагностического обследования необходимо принимать во внимание совокупность психодиагностических переменных, влияющих на достоверность результатов. К числу таких переменных относятся:
– ситуативная переменная (эмоциональные и поведенческие барьеры в ситуации обследования, стереотипные представления испытуемых о целях диагностики, влияние незапланированного «соучастия других», уровень исходной мотивации, степень социального одобрения и т.д.)
– переменная личности испытуемого (наличие прошлого опыта психодиагностического обследовании);
– переменная личности психолога-диагноста (на качество сбора эмпирических данных и их интерпретацию влияют степень профессиональной компетентности, эмоциональная регуляция, толерантность, одновременное сочетание беспристрастности и доброжелательности, профессиональная культура, установка на объективность).
Следует учитывать также и факторы, влияющие на достоверность выносимых психодиагностических суждений, среди которых:
– ошибки сбора данных (ошибки наблюдения и регистрации, инструментальные ошибки (недостаточное владение методикой));
– ошибки интерпретации (переоценка первичной психодиагностической информации, ошибки атрибуции, познавательные радикализм или консерватизм).
Этап 6. Анализ полученных результатов. Диагностический эксперимент завершается этапом обработки и обобщения эмпирического массива данных и интерпретацией результатов. Количественная обработка данных предполагает обоснование выбора математической статистики и выполнение расчетов (см. Приложение Ж).
Этап 7. Написание и оформление текстовой части второй главы. Традиционно в первом параграфе второй Главы (п.2.1) приводят методику проведения экспериментального исследования.
Структура параграфа 2.1 «Методика проведения констатирующего эксперимента» должна быть представлена следующим образом:
– цель исследования;
– гипотеза исследования;
– задачи практического исследования;
– специфика экспериментальной выборки;
– характеристика базы исследования;
– этапы исследования;
– обоснование методов исследования и характеристика конкретных психодиагностических методик.
В параграфе 2.2 приводятся результаты психодиагностического исследования в порядке решения экспериментальных задач, в обобщенном виде. Наглядность результатов обеспечивается табличным и графическим представлениями. Каждая таблица и рисунок должны сопровождаться текстовым описанием с акцентом на сущностных проявлениях изучаемых феноменов. В случае большого объема итоговых данных, они выносятся в приложение. Указываются способы обработки первичных данных. Количественный анализ результатов может содержать элементы описательной или аналитической статистики (Приложение Ж).
Структура параграфа 2.2 «Анализ результатов исследования» содержит:
– данные обследования целевой выборки по каждой из методик (табличная и графическая формы представления данных);
– констатация сущностных результатов и их психологическая интерпретация (качественный и количественный анализ);
– проверка экспериментальной гипотезы. В случае, когда гипотеза не находит свое подтверждение, результат также должен быть изложен и проанализирован. В этом случае ценность работы не только не снижается, но, напротив, свидетельствует о достоверности результатов и вдумчивости автора работы;
– выводы по второй главе.
Ниже приводятся фрагменты описания во втором параграфе экспериментальных данных в табличной форме.
Пример.
Данные обследования способности к антиципации у студентов-психологов по методике Л.А.Регуш представлены в таблице 2.3. В качестве диагностических переменных рассматриваются мыслительные составляющие антиципационных способностей –– глубина, аналитичность, осознанность, гибкость, перспективность, доказательность.
Таблица 2. 3 – Выраженность мыслительных составляющих
способности к прогнозированию по методике Л.А.Регуш
В таблице 2.4 приведены данные об особенностях мыслительной деятельности студентов по методикам «Исключение понятий», «Сложные аналогии», «Выявление общих понятий». Выделенные переменные также являются необходимыми при оценке антиципационных способностей.
Таблица 2.4 – Данные обследования особенностей мышления психологов по методикам «Исключение понятий», «Сложные аналогии», «Выявление общих понятий»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полученные результаты могут быть представлены также и в графическом виде – в виде гистограмм и дискограмм.
Например, наглядным вариантом отражения динамики развития какого-либо психического свойства может стать гистограмма.
Пример.
Рисунок 2.1 – Динамика развития смысловой памяти в процессе обучения студентов-психологов
|
Процентное распределение уровней выраженности анализируемого признака в выборке испытуемых лучше продемонстрирует дискограмма.
Пример
Рисунок 2 – Процентное распределение уровней наблюдательности у студентов первого курса
|
Рисунки и иллюстрации можно размещать в тексте работы, но если они громоздки или касаются темы лишь косвенно – их следует оформлять в виде приложений. То же самое справедливо и для таблиц.
Весомость выносимым диагностическим суждениям придает использование в анализе результатов методов математической статистики. В тексте основной части традиционно обосновывается критерий математической статистики и даются основные выводы. Все расчеты приводятся в приложении.
Пример:
«Для выявления влияния фактора возраста на оценку тяжести эмоционально трудных ситуаций был проведен сравнительный анализ рангов ситуаций эмоциональной нагруженности в группах студентов различных возрастов. В первую группу вошли студенты со среднегрупповым показателем возраста – 20, 5, во вторую – со средним показателем 34. В Таблице 2.5 приведены результаты сопоставления ранговых частот значимости эмоциональной ситуации для двух групп.
Таблица 2.5 – Оценка проблемной нагруженности эмоционально
трудных ситуаций в группах студентов-психологов
Сравнение рангов в двух экспериментальных группах (в работе использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена, расчеты приведены в приложении) не выявил статистически значимых различий, что позволило констатировать отсутствие влияния фактора возраста на субъективную оценку восприятия проблемности эмоционально трудной ситуации».
|
Пример
«Для оценки особенностей саморегуляции студентов-психологов с различным уровнем успешности учебной деятельности было проведено сравнение показателей с использованием критерия Стьюдента. В Таблице 2.6 представлены результаты сравнения показателей саморегуляции студентов по методике В.П.Моросановой «Опросник саморегуляции поведения»».
Таблица 6 – Выраженность показателей саморегуляции в двух
экспериментальных группах
|
Выводы.
Каждая глава завершается отдельным разделом –– выводами.
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ показывают умение студента анализировать, обобщать и делать выводы из изученного и изложенного материала. Наряду с изложением концепций, описанием фактического материала, важно сравнение точек зрения авторов, их анализ и обобщение. После изложения теорий и фактов, содержащихся в изученных источниках, студент должен сформулировать цель следующей главы.
| Пример. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 1. На основании анализа литературы выделены специфические особенности психодиагностической деятельности, систематизированы основные детерминанты ее успешной реализации. 2. Построена теоретическая модель решения психодиагностических задач. В число основных фаз решения диагностических задач включены: постановка цели, формулировка психодиагностической задачи, планирование, процедура проведения, этап обработки данных, подведение итогов, определение психологического диагноза и написание психодиагностического заключения. 3. Обобщение литературных данных по исследованию специфических особенностей деятельности психологов–диагностов позволило систематизировать обусловливающие ее интеллектуальные предпосылки. Среди них как отдельные профессионально значимые качества и способности, так и качественно сложные, «зрелые» формы интеллекта – совокупность когнитивных и метакогнитивных составляющих, реализующих единство интеллектуального и аффективного, ценностно–смыслового и мотивационного компонентов личности. 4. Выделенные интеллектуальные составляющие психодиагностической деятельности стали предпосылкой для организации экспериментального исследования и операционализации диагностических параметров. |
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ отражают основные результаты практического исследования. Выводы излагаются кратко по пунктам. Нумерация выводов в этом разделе придает им большую четкость и структурированность. Желательно, чтобы было не более 3-4 выводов общего и конкретного вида, которые позволят увидеть главные достижения работы. Целесообразно выводы соотнести с задачами исследования, сформулированными в начале главы. Необходимо также указать, подтвердилась ли гипотеза исследования.
| Пример. 1. Экспериментальное исследование особенностей интеллектуальной сферы свойств будущих психологов позволило выделить уровень сформированности интеллектуальных составляющих психодиагностической деятельности. 2. Сравнение интеллектуальных показателей экспериментальных групп с различной степенью успешности в решении психодиагностических задач позволило выявить достоверно значимые различия по уровню антиципации и показателям профессионально-психологического понимания. Различия в уровне сформированности показателей профессионального мышления (рефлексивность, вариативность, перспективность, доказательность и т.д.) выявлены на уровне тенденций. 3. Таким образом, высказанная в работе гипотеза о том, что успешность решения психодиагностических задач обусловлена наличием совокупности интеллектуальных детерминант, к числу которых относятся профессионально-психологическое понимание, антиципация, рефлексивность, гибкость, доказательность подтвердилась частично. 4. Выделенные в ходе исследования интеллектуальные референты позволяют дополнить модель профессиональной компетентности психолога отдельными параметрами – профессионально-значимыми качествами мышления, определяющими успешное решение психодиагностических задач. |
Заключение
Раздел «Заключение» представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, составленными и сформулированными во введении. Данный раздел не должен дублировать «Выводы». В нем в сжатой форме излагается вытекающая из конечных результатов научная новизна и практическая ценность, важные побочные результаты, вновь возникающие задачи, перспективы дальнейшей разработки проблемы. Объём заключения не должен превышать полутора-двух страниц.
Список литературы
Список использованной литературы отражает объем использованных источников и степень изученности исследуемой темы, является визитной карточкой автора работы, его профессиональным лицом, свидетельствует об уровне овладения навыками работы с научной литературой.
Список включает в себя специальную научную и учебную литературу, другие использованные материалы. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов и названиям сборников (сначала литература на русском языке, затем иностранная). Допустимо ссылаться на Интернет-ресурсы.
В КР по психодиагностике список литературы должен включать не менее 35 источников.
Пример оформления списка литературы представлен в приложении З.
Приложения
В «Приложении» дается вспомогательный и справочный материал: таблицы цифровых данных, схемы, рисунки, инструкции и методический материал, формы отчетности, вопросы и ключ обработки использованных автором методик (за исключением общеизвестных). Приложения включают таблицы первичных цифровых данных (берутся из протоколов обследований), образцы протоколов обследований, иллюстрации, облегчающие восприятие информации и более подробно раскрывающие практическую часть исследования и т.п. Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. При ссылках на приложение пишется, например, «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении А». Все приложения должны иметь буквенную нумерацию (А, Б, В и т.д.) и названия, которые отвечают их содержанию. Нумерация листов с приложениями продолжает общую нумерацию страниц основного текста работы.
Презентация
Графические и иллюстративные материалы для представления на защите КР оформляются в виде презентации для демонстрации через мультимедийный проектор. В презентацию, содержащую от 6до 10 слайдов, рекомендуется включать:
— информацию, поясняющую постановку и пути решения экспериментальных задач КР (объект, предмет исследования, цель, задачи, методические средства, характеристика базы исследования и выборки; наиболее важные таблицы, диаграммы и графики);
— наиболее значимые результаты экспериментального исследования;
— наиболее важные выводы по работе.
Приложение А
Перечень тем курсовых работ по дисциплине «психодиагностика»*
| № | Тема курсовой работы |
| 1. | Изучение страхов у детей рисуночными методами |
| 2. | Диагностика волевой готовности шестилетних детей к школьному обучению |
| 3. | Диагностика интеллектуальной готовности шестилетних детей к обучению в школе |
| 4. | Изучение мотивационной готовности ребенка к школьному обучению |
| 5. | Изучение эмоционально-волевой готовности ребенка к школьному обучению |
| 6. | Изучение межличностных отношений ребенка |
| 7. | Диагностика опосредованного запоминания у детей |
| 8. | Диагностика страхов у детей дошкольного возраста |
| 9. | Диагностика агрессивного поведения дошкольников при помощи проективных методов |
| 10. | Диагностика отношения ребенка к семейной ситуации |
| 11. | Диагностика стилей детско-родительских отношений |
| 12. | Экспериментальное исследование школьной дезадаптации у младших школьников |
| 13. | Изучение особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста |
| 14. | Диагностика тревожности у детей младшего школьного возраста |
| 15. | Изучение мотивации учения у младших школьников |
| 16. | Сравнительный анализ ценностных ориентаций в подростковом возрасте |
| 17. | Изучение особенностей эмоциональной сферы у подростков |
| 18. | Диагностика агрессивности у подростков |
| 19. | Изучение самооценки у подростков |
| 20. | Диагностика творческого мышления у подростков |
| 21. | Изучение межличностных отношений подростка |
| 22. | Диагностика ценностных ориентаций в подростковом возрасте |
| 23. | Изучение гендерных особенностей агрессивного поведения подростков |
| 24. | Исследование творческих способностей у подростков |
| 25. | Изучение акцентуаций характера у подростков |
| 26. | Диагностика подростковой застенчивости |
| 27. | Диагностика ценностных ориентаций старшеклассников |
| 28. | Изучение мотивов профессиональной деятельности студентов |
| 29. | Изучение учебной мотивации студентов |
| 30. | Диагностика эмпатических способностей студентов разных специальностей |
| 31. | Диагностика мышления у студентов |
| 32. | Изучение мыслительной деятельности первокурсников |
| 33. | Изучение стратегий конфликтного поведения студентов первого и пятого курсов обучения |
| 34. | Изучение межличностных отношений студентов |
| 35. | Изучение групповых характеристик студенческого коллектива |
| 36. | Методы экспериментального исследования самооценки и уровня притязаний у первокурсников |
| 37. | Диагностика эмпатических способностей студентов разных специальностей |
| 38. | Диагностика агрессивности у взрослых |
| 39. | Диагностика тревожности у взрослых |
| 40. | Методы экспериментального исследования самооценки и уровня притязаний |
| 41. | Экспериментальное исследование креативности |
| 42. | Диагностика направленности личности |
| 43. | Изучение особенностей интеллектуальной деятельности пожилых людей. |
* - предлагаемые темы могут быть уточнены по усмотрению научного руководителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рисунок 2.1 – Динамика развития смысловой памяти в процессе обучения студентов-психологов
Пример
Рисунок 2 – Процентное распределение уровней наблюдательности у студентов первого курса






