Стимульный материал к методике Рене Жиля

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

 

2. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

 

3. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

 

4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (мама, папа, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

 

 


 

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

 

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

Брат       Папа и мама

 

Сестра        

 

7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую выбрал (выбрала) ты.

Папа и мама        

 

Бабушка и дедушка        

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

9. Решено преподнести одному человеку сюрприз.

1. Ты хочешь, чтобы это сделали?

2. Кому?

3. А может быть, тебе все равно?

 

Напиши ниже.

 

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека.

Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

 

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

 

 

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь?

Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?

Напиши.

 

13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом?
Напиши ниже.

 

 

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где ты находишься.

 

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз?

 


 

16. Где ты на этот раз?

 

17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя.
Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

 

 

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других.

Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно?

Напиши ниже.

 

 

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных.

По кому бы ты тосковал сильнее всего?

Напиши ниже.

 

 

20. Твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

 

 

21. С кем ты любишь играть? С товарищами твоего возраста, младше себя, старше себя.

Подчеркни один из возможных ответов.

 

 

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

 

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

 

 

24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать:

1. Будешь плакать?

2. Пожалуешься учителю?

3. Ударишь его?

4. Сделаешь ему замечание?

5. Не скажешь ничего?

Подчеркни один из ответов.

 

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

27. Ты много помогаешь маме?

1. Мало?

2. Редко?

Подчеркни один из ответов.

 

 

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

 

29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет.

Обозначь крестиком, где ты.

 

30. Во время прогулки все расположились на траве.

Обозначь, где находишься ты.

 

31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль.

Обозначь крестиком, где ты.

 

32. Это показ таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать:

1. Будешь плакать?

2. Пожмешь плечами?

3. Сам будешь смеяться над ним?

4. Будешь обзывать его, бить?

 

Подчеркни один из ответов.

 

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь:

1. Будешь плакать?

2. Пожмешь плечами?

3. Сам будешь смеяться над ним?

4. Будешь обзывать его, бить?

 

Подчеркни один из этих ответов.

 

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать:

1. Плакать?

2. Жаловаться?

3. Кричать?

4. Попытаешься отобрать?

5. Начнешь его бить?

 

Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен. ЧТО будешь делать:

1. Плакать?

2. Продолжать играть дальше?

3. Ничего не скажешь?

4. Начнешь злиться?

Подчеркни один из этих ответов.

37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:

1. Ничего не ответишь?

2. Надуешься?

3. Начнешь плакать?

4. Запротестуешь?

5. Попробуешь пойти вопреки запрещению?

 

Подчеркни один из этих ответов.

 

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:

1. Ничего не ответишь?

2. Надуешься?

3. Начнешь плакать?

4. Запротестуешь?

5. Попробуешь пойти вопреки запрещению?

 

Подчеркни один из этих ответов.

 

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить поручение?

 

Напиши ниже.

 

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест.

Где ты сядешь?

Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

Отметь на картинке.

 

41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

 

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

 


 

Ключ к методике Рене Жиля

Назначение шкал № заданий Общее количество заданий
1 Отношение к матери 1–4, 8–15, 17–19, 27, 38, 40–42 20
2 Отношение к отцу 1–5, 8–15, 17–19, 37, 40–42 20
3 Отношение к матери и отцу как к родительской чете 1–4, 6–8, 14, 17, 19 10
4 Отношение к братьям и сестрам 1, 2, 4, 5, 6, 8–19, 30, 40, 42 20
5 Отношение к бабушке и дедушке 1, 4, 7–13, 17–19, 30, 40, 41 15
6 Отношение к другу (подруге) 1, 4, 8–19, 25, 30, 33–35, 40 20
7 Отношение к авторитетному взрослому 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28–30, 32, 40 15
8 Любознательность 5, 22–24, 26, 28–32 10
9 Доминантность 20–22, 39 4
10 Общительность 16, 22–24 4
11 Закрытость, отгороженность 9, 10, 14–16, 17, 19, 22–24, 29, 30, 40–42 15
12 Социальная адекватность поведения 9, 25, 28, 32–38 10

 







Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Тема 1. Методология и методы социально-психологического исследования ………………………………………………………………. 5
1.1. Методология и принципы социально-психологического исследования ……………………………………………………………….. 5
1.2. Методы исследования в психологии ………………………………… 6
1.3. Методология исследования …………………………………………... 10
Тема 2. Этапы социально-психологического исследования ……………. 14
2.1. Программа исследования: основные функции и структура ………... 14
2.2. Проблема и проблемная ситуация …………………………………… 15
2.3. Определение понятий исследования ………………………………… 16
2.4. Интерпретация и операционализация основных понятий ………….. 17
2.5. Выдвижение рабочих гипотез ……………………………………….. 17
2.6. Процедурная часть программы исследования ……………………… 18
2.7. Выборка исследования ……………………………………………….. 19
Тема 3. Использование метода наблюдения в социально-психологи-ческих исследованиях ……………………………………………………... 21
3.1. Особенности наблюдения как метода социально-психологического исследования ……………………………... 21
3.2. Методика проведения наблюдения ………………………………….. 24
Тема 4. Задачи применения референтометрии в социально-психологи-ческих исследованиях ……………………………………………………... 33
4.1. Референтометрия как метод социально-психологического исследования ………………………………………………………………. 33
4.2. Внутригрупповая референтометрия …………………………………. 35
4.3. Внешнегрупповая референтометрия ………………………………… 36
Тема 5. Математические методы, применяемые при социально-пси-хологических исследованиях ……………………………………………... 49
5.1. Проблемы организации экспериментального исследования ……… 49
5.2. Измерение ……………………………………………………………… 52
5.3. Распределение …………………………………………………………. 55
5.4. Параметрические процедуры математико-статистического анализа 62
5.5. Непараметрические процедуры математико-статистического анализа 66
Тема 6.Исследования межличностных отношений в коллективе и семье 74
6.1. Методика Рене Жиля …………………………………………………. 74
6.2. Восприятие ребенком внутрисемейных отношений ……………….. 77
6.3. Изучение типа детско-родительских отношений …………………… 82
Заключение ………………………………………………………………... 90
Список литературы ………………………………………………………. 91
Приложение 1 ……………………………………………………………... 96
Приложение 2 ……………………………………………………………... 100
Приложение 3 ……………………………………………………………... 103

 


[1] Параграф подготовлен по материалам следующих работ: Марковская И. М. Программа и методы социально-психологического исследования: учеб. пособие. Челябинск, 2002. 52 с.; Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2007. 567 с.

[2] Митина О.В., Михайловская И. Б. Факторный анализ для психологов / О.В. Митина, И.Б. Михайловская. – М.: Учебно- методический коллектор «Психология», 2001 – С. 26.

[3] Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях. /В.И. Паниотто, В.С. Максименко. – Киев: Наукова думка, 1982. 272 с.

[4] Дружинин В. Н. Экспериментальная психология – СПб: Издательство «Питер», 2000. – С. 40-43.

[5] Зароченцев, К. Д., Худяков, А. И. Экспериментальная психология: учебник – М.: Проспект, 2005. – С. 40-41.

[6] Злоказов К. В. Психодиагностика: учебное пособие/ К. В. Злоказов. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2013. – 158 с.

[7] Сарычев С. В., Чернышев А. С. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности. Курск, 2000. 180 с.

[8] В представленном варианте заполнения и обработки результатов опроса показана карточка Борисова Б.Б., который выбор в отношении себя не должен делать.

[9] При подготовке параграфа использовались материалы: Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. М., 2005. 32 с.; Щедрина Е. В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений // Психологическая теория коллектива / под ред. А. В. Петровского. М., 1979; Петровский А. В. Введение в психологию / под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М., 1997. 496 с.; Особенности референтных отношений студентов как фактор учебно-профессиональной мотивации // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. URL: http // www. psyedu.ru; Внешнегрупповая референтометрия // Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: в 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 16–17; Электронные ресурсы: http://lib.nspu.ru/umk/dbae1d1c2a7b1aa8/t7/ch5.html, http://www.miu.by/kaf_new/mpp/134.pdf.

[10] См.: Митина О. В., Михайловская И. Б. Факторный анализ для психологов. М., 2001. С. 26.

[11] См.: Суходольский Г. В. Математические методы в психологии. Харьков, 2004. С. 279.

[12] См.: Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: учеб. М., 2006. С. 65.

[13] Кодирование – приписывание эмпирическим фактам числовых значений (эквивалентов).

[14] См.: Суходольский Г. В. Указ. соч.

[15] Сизова Т. М. Статистика: учеб. пособие. СПб., 2005. С. 79.

[16] Там же. С. 82.

[17] Здесь и далее цит. по: Лупандин В. И. Математические методы в психологии: учеб. пособие. изд. Екатеринбург, 2009. С. 83–84.

[18] См.: Бикел П., Доксам К. Математическая статистика / пер. с англ. М., 1983. Вып. 1. 278 с.

[19] При подготовке вопроса использовались материалы: Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация: пер. с англ. М., 2001. 262 с.; Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб., 2007. 237 с.; Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., 1997. 224 с.

[20] При подготовке вопроса использовались материалы: Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2002. 416 с.; Шведовская А. А. Использование методики «Родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте // Психологическая диагностика. 2005. № 4. С. 70–103.

[21] Цит. по: Лупандин В. И. Математические методы в психологии: учеб. пособие. Екатеринбург, 2009.

[22] См.: Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С. 180.

[23] Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Указ. соч. С. 180.

[24] Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2001. С. 190.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: