Проверяем домашнее задание

Проверка домашнего задания с предыдущего занятия: ученики рассказывают, какие слова-описания они придумали для слова-"камня". Ведется обсуждение, какие истории можно придумать с получившимися описаниями.

Учитель: Истории - особенно, если это сказки - всегда имеют предсказуемый финал. Герой побеждает злодея и воцаряется мир. А теперь давайте предположим, что произойдет после финала рассказа.

Ученикам предлагается вспомнить самые известные сказки, из них выбирается 2-3 путем обсуждения.

После этого ученикам нужно вспомнить:
- Какие герои участвовали в произведении;
- Какое место действия и сюжет у сказки.

Совместно класс в формате "живого общения" придумывает, какие события могли произойти после финала.

Домашнее задание: класс разбивается на пары. Задача - придумать "продолжение" какой-либо сказки или другого известного литературного произведения. Следует придумать диалог между его героями после окончания истории, чтобы затем разыграть его по ролям в классе.

Следующее занятие посвящено просмотру получившихся сценок и обсуждению их.

 

                              Занятие 18. "Сказка-калька".

•Учитель: на прошлом занятии мы с вами уже говорили, что все сюжеты сказок имеют нечто общее - и даже попытались изменить это. Но что, если попробовать обратить известность сказочного сюжета себе на пользу?

•Вспомним сюжет сказки "Морозко" (ученикам показывается короткий фрагмент из фильма). А теперь попробуем упростить знакомый сюжет, сократим действия и обозначим персонажей буквами.

Получается:
"А" воспитывает "Б" и "В", при этом относится к ним по-разному. Однажды "А" отправляет "Б" в опасное место с опасным поручением. "Б", благодаря личным качествам, возвращается оттуда, получив много хорошего сверх ожидаемого. "А", увидев это, отправляет в то же место "В". "В", не обладая личными качествами "Б", не получает в этом месте ничего хорошего.

Ученикам предлагается подумать, какими могли бы быть персонажи "А", "Б" и "В", а также какие действия они могли бы совершать на протяжение всей получившейся истории.
Примечание: ученикам следует максимально абстрагироваться от изначального сюжета, например - предлагать абсурдные места действия (космический лайнер, деревня индейцев и т.д.)

Домашнее задание:

В качестве дополнительного задания на дом (по желанию) ученикам предлагается выполнить иллюстрации к получившейся истории (затем можно устроить выставку этих работ в классе).

 

                         Занятие 19. Прием "увеличение-уменьшение".

•Учитель: Давайте представим себе, что какой-то человек стал огромным-преогромным. Или наоборот, очень-очень маленьким. Что из этого получится?
А если это будет не человек?

•Ученикам предоставляется список предметов - им нужно преобразовать их в существующий предмет большего или меньшего размера, но со сходными признаками:

- Трубочка для сока -...
- Теннисный мяч -...
- Бублик -...
- Самолет -...

•А теперь представим, что самый обычный предмет превратился не в свой огромный или маленький "аналог", а просто изменил свой размер. Как нам следует использовать огромную лампочку? А книгу/наушники/стол...?

Учитель: Кроме того, можно увеличивать или уменьшать не весь объект, а только его часть. Или, если предмет состоит из нескольких частей, изменить количество его частей (машина с десятью колесами, собака с шестью лапами и т.д.) Придумайте объекты, которые можно с пользой для людей улучшить таким образом.

Домашнее задание:

 •Придумать рассказ на тему "Что случится, если я уменьшусь/увеличусь в 10 раз?"

 

                         Занятие 20. Ускорение-замедление.

•К занятию нужен раздаточный материал - карточки с названиями мест.

На столе перед классом стоит макет часов с подвижными стрелками (или нерабочие часы, на которых их можно крутить).

•Учитель (в ходе своей речи вращает стрелки часов быстрее или медленнее нужного): Сколько часов в сутках? А сколько минут укладывается в час? (дожидается ответов на вопросы) Теперь давайте представим, что время течет во много раз быстрее положенного? Или значительно медленнее?

Предлагается подумать, что случится с объектами, если время будет идти для них медленнее. А быстрее?
- молоко;
- человек;
- сезоны года;
- школьные перемены;
- праздники.

•Учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека. Каждая группа вытягивает, не глядя, одно из мест. Задание - придумать, какие сказочные изменения произойдут с этим местом, если время в нем замедлится или ускорится.

(Места: бассейн, библиотека, школьный коридор, больница, магазин, кинотеатр, улица)

 

                       Занятие 21.Метод Робинзона

•Продолжу рассказ о приемах фантазирования. Сегодняшний метод получил имя известного персонажа приключенческой литературы – Робинзона Крузо (сокращенно МРК). Чтобы воспользоваться этим приемом, совсем не обязательно терпеть кораблекрушение, достаточно мысленного эксперимента.














Игра №1

•Суть игры хорошо схватывают детки от 6 лет. Поэтому, даже если еще не читали книжку, то рассказываем кратко, кто такой Робинзон, чем он знаменит, и начинаем играть.

Учитель: Представим себе, что мы путем телепортации оказались на необитаемом острове, вот прямо так, как были. С собой, конечно, ничего не успели взять – ни спичек, ни телефона, ни палатки. Шаг №1

Учитель: определиться с потребностями: что самое необходимое, без чего не обойтись ни минуты на необитаемом острове?

Неужели самое важное – это конфеты? Или все-таки сначала нужно подумать, как защитить себя от хищников?

•После обсуждения составляем список, он может выглядеть приблизительно так:

1) Безопасность

 2) Вода

 3) Еда

 4) Инструменты

5) Крыша над головой

 6) Возможность подать сигнал

Учитель: расставив приоритеты, продолжаем путешествие по новой территории. И тут за поворотом мы видим корабль, который недавно затонул у берегов нашего острова (нет, починить его и уплыть нельзя, слишком поврежден). Людей на нем нет — команда спаслась, оставив трюмы, набитые до отказа… шляпами.

Подойдет любой простой предмет в неограниченном количестве: карандаши, тарелки, ботинки, чайники и т.д.?

Задание №2

•Учитель: как мы можем использовать этот ресурс, чтобы обеспечить себе безопасность, добыть пищу и воду, а еще, подать сигнал о своем местоположении? Как можно использовать размер, форму, физические и химические свойства наших объектов, их составные части?

•Метод Робинзона Крузо хорош тем, что помогает обострить ситуацию необходимости до предела. В этой мысленной игре можно посмотреть на объект с новой точки зрения и увидеть скрытые возможности для его использования. Таким образом, получается бороться с психологической инерцией (она пытается что-то бормотать на тему «так не бывает»,«ничего не выйдет» — смело игнорируем такие мысли) и сделать несколько шагов в сторону развития своей креативности.

Например, имея под рукой неограниченный запас головных уборов, можно вспомнить из чего они сделаны, использовать нитки для плетения рыболовных сетей.

Задание №3

•Обсудить и оценить найденные способы, выделяя самые неожиданные и интересные. Полученные идеи записать или зарисовать. Возможен более мягкий вариант игры, без мысленного попадания в суровые условия необитаемых тропиков. Вспомним сказку Джанни Родари «Шляпный дождь над Миланом» Учитель: у нас оказалось очень-очень много чего-либо, допустим, снова шляп. Свалились с неба (как они туда попали можно подумать позже). Что делать с этим богатством – не выбрасывать же?..

               Занятие 22. Прием фантазирования наоборот

•Как следует из названия, суть этого приема - показать, что будет, если у исходного объекта изменить свойство или функцию на противоположные.К примеру, сделать неподвижное подвижным, теплое холодным, прямое извилистым и т. д.

•Это один из любимых приемов в рекламе и дизайне.

•Его также легко заметить в детской и фантастической литературе: человек-невидимка Уэллса, вредные советы Остера, нестрана с невещами (неножик, невешалка, непушка, нетруба) у Родари.

•Можно выделить несколько подприемов из серии «наоборот»:

-Перевернуть с ног на голову.

- Сделать мягкое жестким и жестокое мягким.

-Перейти от симметрии к асимметрии.

•С помощью приема наоборот можно не только придумывать новые дизайнерские или фантастические идеи, но и разрешать некоторые проблемные ситуации.

Классическая задача про конфету:

•Необходимо поместить жидкую начинку внутрь самодельной шоколадной конфетки. Для этого начинку подогревают, чтобы она быстро заполняла шоколадную форму, но при этом тает шоколад и конфета портится. Как быть?

•Прием наоборот подсказывает, что в этой задаче можно сделать жидкое твердым, а твердое жидким. То есть, сначала заморозить начинку для каждой конфеты, а затем окунуть ее в горячий шоколад.

         Занятие 23. Прием фантазирования дробление-объединение

•Представляю еще один интуитивно понятный парный прием, помогающий придумывать новые усовершенствования или просто забавные объекты.

•Дробление и объединение часто применяют в дизайне для удобства, функциональности или для красоты. Поясню, в чем суть.

Объединение

•Назначение приёма — добавить новые грани к образу, сделать объект более выразительным или более функциональным. Или то и другое вместе.

Модели применения приема фантазирования объединение:

-Когда соединяют одинаковые объекты

Дома наглядно демонстрируют суть приема

 

Несколько пеналов объединены для вместительности.

Из светофоров сотворен арт-объект.

-Когда соединяют разные объекты

В случае объединения разнородных предметов, можно говорить о повышении степени универсальности, потому что объект стал выполнять дополнительные функции.

Зеркало-гладильная доска

Стул-фитбол

-Когда один объект размещают внутри другого. Здесь происходит объединение предметов с одной функцией

Стол со «встроенной» тарелкой


Дробление.

•Учитель: Помните притчу о том, легко ли сломать веник? А если разделить его на прутики?

Часто, чтоб произвести над объектом сложное действие, необходимо его раздробить, а потом нужное действие выполнить с каждой частью. Либо объект изначально делают раздельным для изолированного осуществления действий.

Модели применения приема фантазирования дробление:

Когда исходный объект разделяют на части:

- жестко
- мягко
- делая части способными перемещаться относительно друг друга

•Можно увидеть такие примеры, когда предмет сначала разделяют на части, а затем части снова собирают в целое, оставляя исходный объект раздробленным.

«Объединение-дробление», как изобретательский принцип, применяется в решении ТРИЗовских задачек для устранения противоречия.

                           Занятие 24.Сказки про животных
1.Игра “Необычный зоопарк”.

•Учитель: Давайте сделаем так: я экскурсовод, а вы – “дети”. Я буду водить детей по зоопарку и рассказывать о жизни зверей. А поможет мне рассказать о зверюшке мой рисунок. Итак, проходите в наш зоопарк. В нашем зоопарке много диких зверей, вы увидите их сами. Я хочу вам рассказать о зайце. Подойдите к клетке.

Зайцы живут в лесу. У зайца длинные ушки, которые могут очень хорошо слушать, длинные и короткие лапки – вот почему зайчик скачет, маленький пушистый хвостик. Зайчик летом серый, а зимой беленький. Питается зайчик овощами, травкой, ловит мышей. Живет он в норке. Норка спасает его от хищников: волка, лисы. У него много врагов и спасают его быстрые и ловкие лапки, цвет шерстки (лапки быстро бегают, а цвет шерстки совпадает с цветом снега). Когда зайчишка бегает, то бежит он не прямо, а зигзагами – вправо, влево. И лисе и волку трудно понять, где заяц. Весной в норке появляются маленькие зайчики. Мне очень нравится зайчишка. Он очень симпатичный и не опасный зверек.

Затем учитель предлагает по очереди нескольким ученикам поменяться ролями: они – экскурсоводы, а все остальные – “дети в зоопарке”.

Ученик-экскурсовод выбирает себе любого зверя, которого он хорошо знает, и представляет, что он ведет рассказ о данном животном именно около клетки выбранного животного в зоопарке.

После краткого рассказа роль “экскурсовода” переходит любому желающему.

2.Беседа «Сказки про животных»

•Учитель: чему учат сказки? Так ли просты эти маленькие рассказы на самом деле? Оказывается, нет. В каждой сказке о животных есть доброе название, полноценный сюжет, колоритные персонажи, которые отражают во многом суть происходящего в действительности. Таким образом, с каждой новой сказкой ребенок учится познавать этот огромный мир.

•Рисование «Сказочные места»

              Занятие 25.Фантазирование и прогнозирование

•Фантазирование — мечтание, выдумывание, «сочинение» фантазий — чего-то невозможного, неправдоподобного, невероятного.

•Прогнозирование — определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии

1.Сказки от слова «Почему?»
•Игра «Обмен причинами». Беседа «Почемучки». Фантазирование «Мировые загадки».

•Упражнение «Найди причину».



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: