Беседа о мистике «божественного мрака»

Огласительные беседы на основном этапе катехизации

 

В наше время стало чрезвычайно важно утверждение взрослых православных христиан в их вере и жизни через последовательное и целостное их научение, т.е. через их полную катехизацию. При этом главным традиционно считается второй этап оглашения — просвещение «избранных», или «достойных», имеющая в виду не только некрещеных, но и крещеных, а иногда даже уже в известной мере церковных людей, однако также лично еще не проходивших целостной взрослой катехизации

 



Содержание

Введение

Тема I. Бог и мир. Сотворение мира

Тема II. Божественное Откровение и Богопознание в Вере, Надежде и Любви. Никео-Цареградский Символ веры, его смысл и значение

Тема III. Бог и человек. Сотворение человека. Первый, доисторический Завет — Бога с Адамом

Тема IV. Священное писание и Священное предание Церкви, ее писания и предания

Тема V. Добро и зло, грех и закон. Грехопадение. Начало истории

Тема VI. Ветхий Завет Бога с людьми: четыpе Завета — с Ноем; Авpаамом, Исааком и Иаковом; Мо­и­сеем; Давидом. Закон как “детоводитель ко Христу”. “Десять заповедей” как основной ветхозаветный закон в народе Его. Пророки и основные пророчества — “мессианские места” Священного писания Ветхого Завета

Тема VII. Первый, подготовительный этап жизни Иисуса — Сына Человеческого и Сына Божьего: Богоявление (Рождество и Крещение с последующим Искушением)

Тема VIII. Четвероевангелие, особенно “синоптики”. Жизнь Иисуса на зем­ле — “исполнение” Закона и Пророков. Внутреннее и внешнее подра­жание Христу

Тема IX. Второй, благовестнический этап жизни Иисуса – Сына Человеческого и Сына Божьего: евангельское учение Господа (до входа в Иерусалим). Его центр – евангельские «блаженства» и молитва Господня «Отче наш»

Тема X. Участие просвещаемых в цер­ковных “синаксарных” бого­служениях. Основная часть и специфические элементы литургии огла­шаемых. Введение в таинство Просвещения — тайнодействие Слова и таинства Покаяния, Крещения, Миро­помазания и Причащения

Тема XI. Третий, искупительно-спаси­тельный этап жизни Иисуса — Сына Человеческого и Сына Божьего: от Входа в Иерусалим до Вознесения. Христос — Но­вая Пасха. Заключение Хри­стом — Новым Адамом — Ново­го Завета с Богом

Тема XII. Христианство и основные существующие религии: ислам, буддизм, индуизм и иудаизм. Другие распространенные в наше время нехристианские учения и секты

Тема XIII. Исполнение обетования — всту­пление в действие Нового Завета: Пятиде­сятница и Сошествие Святого Духа. Тpоическое Богоявление. Рождение Цеpкви — ново­го наpода и миpа Божьего

Тема XIV. Цеpковь и цеpкви в истоpии. Пpавославие и хpистианские вероисповедания. Цеpковь и человеческая инди­видуальность, церковь и общест­во. Церковь и госудаpство в нашей стране, законодатель­ст­во о свободе совести и религиозных организациях и его исполнение. Современное положение и жизнь автокефальных православных церквей, особенно Русской пpавослав­ной цеpкви. Роль и место своей епаpхии и своей общины (прихода) в цеpкви и миpе

Тема XV. Откровение о конце истории человечества. “Исполнение” Нового Завета в последнем, мета­истоpи­ческом Завете: “Второе” Пришествие Христа, общее Воскресение и Суд, полнота Жизни вечной

Тема XVI. Жизнь в Церкви ее полных, истинно крещеных членов. Два ее главных направления: постоянное свидетельство-освящение и вечное совершенствование-преображение

Заключение. Об исповеди за всю жизнь

Возможная система оглашения в Русской православной церкви в современных условиях



Введение

Беседа о мистике «божественного мрака»

Слово после паремии (Исх 20:1-21)

(Сказано 6 февраля 1999 г. перед взрослыми оглашаемыми, переходящими на второй этап оглашения. См. вариант подобной беседы и слово, обращенное к оглашаемым, в журнале «Православная община» (1997, № 39, С. 33-44).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, христиане!

Вы знаете, что в Священном писании как Ветхого, так и Нового Заветов есть много слов, которые можно назвать мистическими. Конечно, человек, хорошо разбирающийся в Писании, найдет глубинный, мистический духовный опыт в любом месте, в любой главе, в любой строчке, но есть места, которые являются по преимуществу столь высокими и глубокими, что этот опыт виден невооруженным глазом. Среди таких мест – откровение, которое мы сегодня слышали. Это место – из книги Исход. Здесь говорится о том, как Моисей получил Десять заповедей от Бога. Он получил их непосредственно, как бы услышав голос Божий, слово Божье. Десять заповедей называются Декалогом, Десятисловием, и неслучайно их получение стало одним из центральных моментов ветхозаветной Священной истории человечества.

Но что же происходит после того, как Бог открывает Свою волю, Свою правду народу через Моисея? «Весь народ видел громы, и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся. И увидев это, весь народ отступил и стал вдали».

Вот первый стих из того абзаца, на который я сейчас хотел бы обратить ваше внимание. Во-первых, народ видел знамения от Господа, которые были и устрашающими, и великими. Неверующий человек мог бы воспринять их просто как явления природы, как признаки землетрясения или извержения вулкана, а вот народ Божий увидел за этими признаками и нечто большее: он увидел Откровение Божье. Во-вторых, народ отступает и становится подальше от опасного места, потому что быть близко к Богу – значит быть вблизи огня. А огонь может не только согреть, он может и сожечь. Народ это знает, поэтому и отступает вдаль.

И дальше народ говорит Моисею: «Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть». Кажется, все просто. Если народ испугался и отступил, это означает, что он не хочет слушать непосредственно Бога, он хочет иметь посредника, чтобы не умереть». Интересно, что Моисей, пророк Божий, друг Божий, уполномочивается народом говорить с Ним, а сам народ хочет слушать Моисея и, тем самым, он хочет слушаться голоса Божьего, звучащего через него.

Вот это послушание вместе с благоговением, требующим сдержанности, требующим некоего расстояния, становится признаком правильного, праведного пути, пути народа к Богу: Бог выражает Свою волю, а народ идет за Ним, желая эту волю творить.

Послушание и благоговение очень важны. Это и христианские добродетели. Благоговение – это страх Божий. Человек, который хочет научиться Премудрости Божьей, должен иметь страх Божий. Если не будет у него страха Божьего, он никогда ничему не научится. Нам с вами нужно вдуматься в эти вещи, потому что мы привыкли думать иначе. Когда мы только слышим слово «страх», мы тут же боимся этого слова. Неслучайно Писание говорит: «Там убоятся они страха, где нет страха». И здесь мы часто путаем страх Божий с простыми человеческими фобиями или с каким-то духом страха, хотя это вещи разные. Страх Божий – это одно, а страх дьявольский, темный, мрачный, сковывающий, порабощающий – совсем другое.

Благоговение может относиться только к Богу, это страх Божий, нежелание перейти какую-то границу во взаимоотношениях, нежелание уравнять себя с Богом. Сейчас много людей, которые с Богом как бы «на ты», «в приятельских отношениях». И когда люди выражают такую свою веру и такой свой опыт, им никогда не веришь, даже если это христиане, те люди, которым Господь сказал: «Я теперь не называю вас рабами, Я называю вас друзьями».

Так вот, когда мы безосновательно приравниваем себя к Богу, слишком легко переходим некие внутренние границы во взаимоотношениях с Ним, то мы теряем страх Божий, теряем благоговение, теряем путь к Господу и перестаем чему бы то ни было учиться у Бога. А если так, то сколько бы заповедей Он ни давал, мы никогда исполнять их не будем, потому что исполнять их может только тот, кто хочет быть учеником Божьим, кто со страхом признает эту разницу потенциалов между собою и Учителем.

Послушание – вещь еще более сложная. Если страх Божий так часто смущает современных людей, то послушание – и подавно. Послушанием, как и страхом Божьим, в истории христианства очень много злоупотребляли и злоупотребляют. Говорят: «У тебя нет послушания» и при этом, не вспоминая о Боге и Его воле, подразумевают, что ты не почитаешь старших и не хочешь слушаться начальства.

Послушание – это то, с чего человек начинает свой духовный путь. Неслучайно в монастырях, пока человек еще не принял пострига, не принял монашеского посвящения, он называется послушником. Это первоначальная ступень духовной жизни, которая вырабатывает в человеке смирение, знание той самой меры, не соблюдая которую мы теряем благоговение, мы теряем страх Божий, мы перестаем учиться.

Христиане всегда назывались учениками Господа, учениками Христа. Нам с вами нужно учиться всю жизнь, мы всегда послушники Христовы, но при этом мы должны помнить, что это послушничество есть одновременно и послушничество Богу, нашему Небесному Отцу, и послушничество человеку – носителю воли Божьей, правды Божьей. Ведь Бог часто выражает Свою волю через людей. Но Он это делает не через всех. В каждом собрании, в каждом обществе есть старшие. Пусть эти старшие не безгрешны, безгрешен один Господь, однако Господь открывает им Свою волю лучше и больше, чем другим. И если у нас не будет послушания им, тем, кого избрал Бог, то мы не сможем пройти свой путь, путь, ведущий к Богу.

Итак, послушание и послушничество – это особое духовное состояние, которое предполагает благоговение и страх Божий, но не тот страх, который есть в мире сем, и не то послушание, которого требуют люди, возвышенные социально, или природно, или национально, или культурно. Нет, дорогие братья и сестры, послушание в Церкви это нечто иное. Пока с нами не говорит Сам Господь, нам нужно иметь послушание друг другу в ту меру, в какую мы способны открывать друг другу волю Божью.

Люди, находящиеся на оглашении, взрослые люди, подобны послушникам. Они тоже должны учиться, они тоже должны идти вперед, они тоже должны иметь благоговение и страх Божий, без чего они не исполнят своего призвания. Если же кто-то раньше времени заговорит с Богом, не имея сил вместить тот огонь, который при этом открывается ему, то этот человек может умереть если не физически, то духовно, если не духовно, то физически.

Далее Священное писание говорит нам о том, чт о ответил народу на его предложение Моисей. Не забудем, что Моисей отвечает людям, уже находящимся в страхе Божьем и готовым слушать его. Он говорит народу: «Не бойтесь!».

Удивительное дело! Люди испытывают великий страх перед Откровением Божьим, вверяют себя в руки посредника, пророка Божьего, и первое же слово, которое они при этом слышат: «Не бойтесь!» Ничего не бойтесь!

Люди в наше время изнемогают от ужаса, от страхов. Психологи бьются над тем, как освободить людей от этих страхов, от этого порабощения, и не могут добиться окончательных результатов – Моисей же сделал это одним словом. Он добился этого результата потому, что за ним стоял Бог, потому что он мог быть носителем воли Божьей, слова Божьего, правды Божьей. Без этого, без познания правды Божьей народ не может освободиться от страха. Если мы хотим освободиться от страхов, нам тоже следует прежде всего познавать правду Божью и начинать ее исполнять в своей жизни, т. е. начинать менять свою жизнь. Без этого изменения мы будем только все больше запутываться в тенетах страха, страха убивающего, порабощающего, страха, который является манифестацией сатаны, манифестацией дьявола в этом мире, мире падшем.

И дальше Моисей говорит народу: «Бог к вам пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили». Бог к вам пришел, смотрите! Люди отступают, становятся вдали, а Моисей им говорит: «Бог к вам пришел». Если бы люди, народ Божий, не сделали этого, Бог не пришел бы к этому народу. Но Бог пришел, чтобы испытать этот народ.

«Испытание» означает «искушение». Что делает послушник в монастыре в первую очередь? Он проходит искус, он проходит испытание. То же самое делают оглашаемые, начиная с самого начала, с первого этапа оглашения. Они, как и послушники, проходят искус, испытание, чтобы не грешить. В этом и заключается смысл оглашения, как и послушничества: надо научиться не грешить, несмотря на то что у каждого человека есть множество поводов делать исключение из этого правила, идти на те или иные компромиссы в тех или иных ситуациях, у каждого есть масса привычек, масса наработанных внутренних психологических ходов, которые мешают Богу действовать в нем.

Бог пришел к вам – можно сказать это и в отношении оглашаемых, – чтобы испытать вас и чтобы вы не грешили. Поэтому церковью и предъявляются к оглашаемым определенные требования. В древности они были значительно жестче. Достаточно было оглашаемому впасть хотя бы в один тяжкий, смертный грех, как он тут же переходил на предыдущую ступень оглашения, а если переходить было уже некуда, его вовсе исключали из списка оглашаемых. И об этом знали все. Никто никогда не думал, что он как бы делает одолжение, приходя к Богу, приходя в Церковь, обретая веру и Богопознание. Каждый знал, что это Бог Сам уничижает Себя, принимая нас, грешных. Каждый это знал и поэтому не хотел лишаться той благодати, того счастья, того блаженства, которые открывались через оглашение и через Крещение в Церкви для каждого ее члена. Для того чтобы этого достичь, надо было научиться различать добро и зло, и различать их очень хорошо, никогда не путая их. Для этого надо было уйти от греха, хотя бы в принципе, хотя бы в главном, потому что вещи более тонкие постепенно открывались людям позже, по мере обретения ими новых духовных сил.

Обратите еще внимание, дорогие братья и сестры, вот на что. Моисей объявляет, что Бог приходит к народу, что Он уже пришел к нему, чтобы испытать его, дабы он не грешил, но при этом еще говорит, что не грешить можно только в том случае, если страх Божий будет пред лицом народа, и значит, пред лицом каждого человека. Благоговение, страх Божий – необходимое условие возможности Богообщения, а также того, чтобы не грешить. Это правда. Страх Божий является единственной силой, которая помогает человеку избежать искушения или, лучше сказать, не впасть в искушение, не пасть. Человек по-разному проходит искушения: одни, искушаясь, падают, другие же, искушаясь, становятся искусными. Испытание – это экзамен: на экзамене можно провалиться, но экзамен можно и с честью сдать.

Так вот, Моисей говорит о великих вещах. Он прибавляет к страху Божьему, к благоговению и послушанию еще и искус, испытание, для того чтобы народ знал свои границы и свой путь и чтобы этот путь не был для него абстрактным или идеалистическим понятием. Библия вообще более всего далека от какого бы то ни было идеализма. Идеализм, не только философский, но и жизненный, чужд библейской традиции: на аскетическом языке это называется мечтательностью, неумением видеть реальность, неумением жить трезвенно. А нетрезвый человек для Бога – это человек беспутный, потерявший путь. Почему так важно человеку во всем трезвиться, в мыслях и делах не совершать того, что наполняет суррогатами его жизнь? Потому что иначе он теряет Бога, он не может Его видеть и слышать. И тогда вместо Бога на Божьем пьедестале появляется Его темный двойник, идол, как дьявольское наваждение.

Выслушав Моисея, народ стал вдали от дымящейся горы. Он знал уже наверняка, что дальше ему не пройти, пока не пройти. А Моисей тем временем вступил во мрак, «во мрак, где Бог».

Об этих словах Священного писания думали и очень глубоко размышляли многие люди. Они часто удивлялись тому, что Бог обретается во мраке. Ведь все мы привыкли к тому, что «Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы». И вдруг – этот шаг Моисея в бездну мрака, «во мрак, где Бог». Как понять эти слова?

Нам с вами тоже когда-то нужно будет сделать такой шаг. Что же он может значить для нас? Как его описать на понятном нам теперь языке? Этот шаг Моисея, приглашающий нас со временем пройти вперед, точнее, вперед и вверх, означает только одно – возможность освобождения от оков мира сего, от рабства миру сему и его «бедным вещественным началам», какими бы они ни были: социальными, историческими, космическими или иными, в том числе и психологическими.

Это освобождение и есть спасение. Но это освобождение – еще не сама Свобода. Только там, где Свобода, – там Бог и там Свет. Но путь к этому Свету идет через тот же мрак, ведь нам сначала надо отойти от всего того, что наполняло нашу прежнюю жизнь, от всех наших прежних ориентиров, привычек, инерции любого толка. Надо уйти из старой жизни. И надо не только захотеть этого – надо это сделать. Для этого-то и нужно устремиться вперед и вверх, для этого и нужно наполниться пророческим духом, для этого и нужно обрести спасение через освобождение.

Да, это вещи трудные. Они связаны с прощением нас самих, а наше прощение – с нашей молитвой и нашим покаянием. Давно было замечено, что прощение Божье и спасение Божье есть одно и то же явление, только увиденное с разных сторон. Давно было также замечено, что спасение Божье и есть освобождение, и прощение есть освобождение, есть та праведность и правильность нашей жизни, которые раскрываются в своей полноте лишь в Небесном Царстве. Нам, становящимся христианами и желающим обрести совершенство христианской жизни, ее полноту, нужно об этом помнить. Нам нужно самим простить всех и получить прощение. Нам надо простить даже тогда, когда нас не прощают, даже тогда, когда у нас нет человеческой надежды на прощение. Это труднее всего – выпрямить отношения в таких случаях. Это очень трудно – идти путем освобождения, идти к свободе Божьей, а не к произволу и хаосу, идти к любви, а не к прелюбодеянию, которое в этом мире есть неверность и предательство.

«Моисей вступил во мрак, где Бог». Большая часть ветхозаветного человечества еще не могла последовать за ним. Только во Христе мы обретаем эту возможность. Только во Христе мы через это освобождение достигаем Свободы, через этот мрак идем к Свету.

Но все-таки почему же мрак? Почему для обозначения местопребывания Бога или по отношению к тому месту, которое предшествует Богооткровению, не нашлось другого слова, чем «мрак»? Наверное, для того чтобы забыть старую жизнь, отойти от нее, надо уйти от всех образов старой жизни. Эти образы тяготеют над нами, они включают все ассоциативные ряды, всю инерцию нашей старой жизни, и только освободившись от этих образов, от этих запечатлений, мы можем найти путь к новой жизни.

Запечатления бывают разными. Они могут быть психологическими, детскими, но могут быть и совсем иными. Они могут быть очень взрослыми. Они могут сводить человека с ума, а могут ввергать его во тьму, которая уже не просто мрак, но ад. Как известно, ад имеет свое откровение в этой жизни, и иногда дыхание ада человек чувствует, живя здесь, на земле. Как известно, обычное время для познания ада – земная жизнь человека.

Человек должен научиться не желать тьмы, не желать ада ни для себя, ни для других. Наивно думать, что земная жизнь нам дана только для счастья, только для рая. Нет, к раю нужно еще приблизиться, он должен еще раскрыться, и это – наше призвание, наша цель, та заданность, которая является данностью лишь для человека, познавшего Бога. Но когда человек Бога теряет, он обретает не просто пустоту – он обретает ад. Нет другого ада, кроме того, который человек начинает познавать в этой жизни, как и нет другого рая, кроме того, в котором человек может начать свою жизнь, обратившись к Богу.

Пусть этот короткий библейский текст откроет нам некоторые тайны нашей жизни и объяснит нам некоторые вещи, о которых мы знаем, но не всегда думаем, которые мы предчувствуем, но которых часто боимся. Пусть этот текст Библии даст нам возможность не сбиться с пути, начиная со времени оглашения – времени истинного послушничества и истинного искуса.

Будем же, дорогие братья и сестры, вступая во время поста, помнить об этом. Будем помнить и о тех оглашаемых, которые переходят на второй, основной этап оглашения, где им и начинают открываться духовные Тайны.

В древности то, что открывалось оглашаемым на втором этапе оглашения, запрещалось разглашать кому бы то ни было под страхом изгнания из числа оглашаемых. Даже тем, кто находился на первом этапе оглашения, даже им, которые, по существу, уже верующие, нельзя было рассказывать то, что открывалось непосредственно через Просвещение, т.е. в древности чаще всего – перед Крещением взрослых людей, проходящих второй этап оглашения. Это не случайно, потому что до всего людям надо было самим дозреть. Нельзя было профанировать Божью Истину, нельзя профанировать Божьи Тайны. А именно к этой тайной и т а инственной жизни призывались оглашаемые. Они призывались обрести истинный опыт новой жизни, жизни в Боге, жизни в Церкви, жизни в Любви, в Свободе и Истине, жизни в Духе.

Будем же помнить во все время поста о тех, кто проходит особый этап в своей духовной жизни, независимо от того, крещен он или не крещен. «Бог хочет всем спастись и прийти к познанию истины» – так говорит нам слово Божье. Будем знать, что никому Бог не полагает претыканий, никого не отвергает, что только сам человек может отвергнуть Бога.

Будем же молиться за оглашаемых, в том числе за тех, которые отныне становятся просвещаемыми. Будем молиться и за тех, кто, может быть, уже когда-то пройдя оглашение и крещение, отступил – не по причине страха Божьего, а по причине страха мирского – от Божьей Истины и Божьей Правды, о тех, кто потерял связь с Богом, с Церковью, с братьями и сестрами во Христе, потому что таковых, увы, тоже не так мало.

Будем исполняться Духом, будем мужественны и тверды, вступая «во мрак, где Бог», обретая путь к вечной Жизни!

Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: