Хусепе Рибера (1591-1652)

Испанское искусство 17 века. Творчество Эль Греко, Сурбарана, Риберы

Художественная жизнь страны в этот период довольно четко разделяется на два русла, которые несомненно пересекаются и каждое из которых дало для искусства XVII века определенное достижение.
Первая ветвь – это официальное искусство, сосредоточившееся вокруг двора монарха, находившегося в недавно основанной столице – Мадриде. Творчество придворных мастеров жестко определяясь вкусами главного заказчика – монарха и функциями его прославления и возвеличивания. Знаковыми произведениями для второй половины XVI века являются строение замка-монастыря Эскориала и сложение в творчестве Паоло Коэлья и Пандохи де ля Крус типологии придворного парадного портрета, который станет одним из важнейших жанров в искусстве XVII века.

Вторая ветвь испанского искусства времени Филиппа II это так называемая мистическая линия, противопоставлявшая себя официальной церкви и подпитываемая несогласием с ее жесткими действиями, кострами и пытками инквизиции. Произведениям этого направления свойственны драматические акценты и мистический дух, отчетливо воплотившиеся например в творчестве Луиса Моралеса. Своеобразной параллелью этому направлению было творчество Доменико Теолио Куполи больше известного по прозвищу Эль Греко. Он родился на острове Крит, но обрел вторую родину в испанском городке Толедо. Многое в творчестве Эль Греко дало мощный импульс развитию испанской живописи уже в XVII веке. Его колористическое мастерство, смелость приемов, глубина в решении замыслов картины оказали большое влияние на молодое поколение художников реализовавшихся уже в XVII веке. Художники, в том числе Франциско Пачеко учитель Веласкеса, приобретали, хранили, копировали портреты кисти Эль Греко, учились у него проникновению в душевный мир модели, передачи ее эмоционального душевного состояния, миропереживания, размышлений, что мы увидим в творчестве лучших испанских мастеров XVII столетия.

Итак в XVII веке испанское искусство переживает замечательныйпериод расцвета, в котором Испания не обращается к классическому наследию античности или Возрождения, эстетические идеалы которого остались чужды испанскому духу. Испанские мастера выросли в художественных традициях восходящих к готике и народному ремеслу, которое в Испании находившейся несколько веков под властью арабов развивались при непосредственном соприкосновении с мавританским искусством. Это вынужденно соседство сказалось и на характере испанцев, их особой глубокой религиозности воспитанной в борьбе против иноверцев-мусульман. Католическая религия пронизивала все сферы жизни испанцев и глубоко укоренилась в их сознании и мировосприятии. Своеобразие религиозных верований испанцев заключалось в чрезвычайной конкретности представлений, в максимальном приближении святых к людям и наделении их самыми высокими моральными качествами. Так в образе святых испанские мастера не только запечатлевали физические и духовные черты реальных людей, но и воплощали идеал национального героя, утверждали нравственное величие испанского народа.


Хусепе Рибера (1591-1652)

Художник Хусепе Рибера уроженец города Хотивы, близь Валенсии на востоке Испании. Он получил начальное художественное образование в мастерской Франсиско Рибальты, а продолжил его уже в Риме. В 1612 или 1613 году он навсегда уехал в Италию. Вначале молодой Рибера вел полунищенский образ жизни кочуя по итальянским городам и пытливо изучая памятники искусства, особенно увлекаясь произведениями Караваджо. Наконец в 1616 году он поселился в Неаполе находившемся в то время под властью Испании. Работая придворным живописцем неаполитанских вице-королей Рибера пробыл здесь до конца своих дней и оказал большое влияние на итальянских мастеров и представителей неаполитанской школы, и даже на живописцев столь противоположного ему академического направления. Но несравненно большее значение имело творчество Риберы для Испании. Тесная связь итальянской культуры способствовала появлению в его творчестве тем и образов незнакомых испанскому искусству, обогатило его талант новыми гранями. Творческая деятельность мастера была достаточно разнообразной, он обращался не только к религиозным, но и к мифологическим сюжетам, а также к портрету, он был также одним из выдающихся мастеров гравюры XVII столетия. Первое свое значительно произведение Рибера создал именно в области графики, где уже видна драматическая сторона его дарования. К лучшим его листам относятся «Святой Иероним» «Покаяние святого Петра», «Мученичество святого Варфоломея», «Пьяный Силен» и другие исполненные в 20-е годы гравюры.

 

Св. Иероним.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: