Тема XII. Христианство и основные существующие религии: ислам, буддизм, индуизм и иудаизм. Другие распространенные в наше время нехристианские учения и секты 3 страница

«Доколе Я не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Доколе Сыну сидеть одесную Отца? До тех пор, пока враги Сына еще живут на земле, пока они не будут побеждены, т.е. пока не будут положены Богом в подножие ног Его. А после этого все покорится Самому Отцу, придя к новому, полному единству с Ним, с собою и со всем творением. «Когда же все покорится Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог всё во всём» (1 Кор 15:28).

Кто же или что называется здесь врагом Христа? В первую очередь, сами мистические Зло и Грех. Конечно, и всякий человек-грешник. Поскольку он сознательно становится носителем этой силы, то он становится и как бы врагом Христовым. Но на самом деле Бог борется не с человеком, а с силой Зла и Греха, пребывающей в мире сем.

Итак, именно «шестой» Завет, заключенный Богом со Христом, эта первая фаза Нового Завета, историческая часть Нового Завета, характеризуется непрестанной борьбой за Царство Небесное с врагами Христа – с теми, кто не верует в Бога и в Человека во Христе, с теми, кто не любит открытого нам в Нем Бога и Человека. Это – время спасения или погибели. И конечно, это не борьба, ведомая огнем и мечом, а борьба духов, это, по Ф.М. Достоевскому, борьба Бога с дьяволом в сердцах людей, как и во всем этом мире - в семьях, в государствах и даже в космосе, во вселенной. В эту эпоху Церковь и Сам Дух Христов будут воинствовать до того дня, когда «Бог будет всё во всём» (об этом подробнее см. XV тему).

Ст. 36. «Итак, твердо знай весь дом Израилев, что и Господом (т. е. единым Господином, Которому надо подчиняться, Которого надо слушаться, под знаменами Которого и надо теперь воинствовать) и Христом (т. е. Помазанником, Мессией, в полноте являющим Дух Божий и имеющим Его в Себе) сделал Его Бог, Того Иисуса, Которого вы распяли».

Кратко и сильно заканчивается проповедь Петра: «Твердо знай весь дом Израилев», т.е. все верующие в единого истинного Бога. В проповеданном не может быть сомнений, ибо все возвещено как последняя истина, а не как чье-то личное, частное мнение.

Итак, именно Этот Иисус есть Помазанник, именно Он – Господь, Тот – чтобы вы случайно не ошиблись, – «Которого вы распяли». В последних словах мы снова видим возвещение правды Божьей. Петр не хочет озлобить или обидеть своих слушателей, как и тогда, когда он говорил об Иисусе, «Которого вы убили, пригвоздив рукою беззаконных». Он хочет, обличая, публично выявляя грех, вызвать чувство сожаления, покаяние, тот дух, без которого прийти к Богу и к вере в Иисуса как Христа нельзя. Мы с вами как будто не распинали Господа, не убивали Его, но и к нам относится это слово, потому что всякий живущий без Бога, живущий во грехе, этим на самом деле тоже распинает Христа.

 

Что же произошло после проповеди апостола Петра, каков был ее результат? Проповедь Петра (возвещение им воли Божьей) была так же плодотворна, как и в самих апостолах был плодотворен Дух Святой и плодотворно действие Этого Духа. Это была подлинно пророческая речь, поэтому и тут сразу проявилась реакция. Какой же она была?

Ст. 37. «Они же, услышав, поражены были в самое сердце и сказали Петру и остальным апостолам: что нам делать, мужи братья?»

То, чего хотел апостол Петр, не смягчая ничего в своем слове, даже обличая, то и вышло. Сказано, что слушавшие его, т. е. те, кто в глоссолалии увидел не разврат пьянства, а дар Божий, умилились и смягчились сердцем. Они «были поражены в самое сердце» словами апостола, открыли свои сердца благодати Веры и спросили: «Что нам делать?»

Вспомним, что нечто подобное уже было тогда, когда начал проповедовать пророк Иоанн – Креститель и Предтеча. Там тоже в ответ на призыв: «Покайтесь!» звучит: «Что нам делать?» И тогда разным категориям людей пророк говорил, что им делать: надо так или иначе исправить свою жизнь по закону, по правде Закона. Что же теперь говорит апостол Петр в ответ на подобный вопрос?

Ст. 38. «А Петр им сказал: покайтесь (т. е. изменитесь, обратитесь, не оставьте бесплодным свое открытое сердце), и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для отпущения грехов ваших, и вы получите Дар Святого Духа».

Начало ответа то же самое, что когда-то уже звучало в проповеди Иоанна Предтечи и Иисуса Христа, – требование покаяния, исправления жизни. Петр как бы говорит в заключение: «Если вы раньше были такими, что могли убить Христа, если вы были как убийцы перед Богом, хотя лично и не делали этого, то теперь нужно покаяться, нужно изменить сам дух, само направление своей жизни. Так покайтесь!»

Но продолжение его ответа уже другое. Если прежде Иоанн Предтеча и ученики Христовы направляли людей на исполнение правды Закона и лишь приоткрывали тайну пришествия Христа, то теперь пришествие Христа уже совершилось. Более того, уже сходит Дух Святой и пожинаются первые плоды Его, открывается дверь в Христову Церковь и ко Христу, сидящему одесную Отца.

Поэтому далее апостол Петр и говорит: «...да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для отпущения грехов ваших».

Кажется, что это тоже близко к требованию Предтечи. Да, Предтеча тоже крестил – но только крещением покаяния, только для отпущения грехов. А теперь предлагается некое новое Крещение – для полного отпущения грехов через Иисуса Христа и еще во имя Иисуса Христа. Так креститься – значит та и нственно погрузиться в сам Дух Христов, как бы в само имя Иисуса Христа, облечься этим именем и стать христианином.

Вот за это и обещается уже не только просто омовение личных грехов с целью подготовки ко встрече Христа и Его Царства, как прежде было в общинах Иоанна Предтечи и Иисуса на втором этапе Его земной жизни, но и преодоление самого «закона греха» в себе через приобщение к новому духовному «закону» Любви и Свободы во Христе Воскресшем. Петр обещает полное прощение всех грехов через познание и призывание Христова имени.

«И вы получите Дар Святого Духа». Это то, чего прежде никто не мог дать людям. Предтеча говорил: «Я крещу вас водою, а Идущий за мною будет крестить вас Духом Святым (и огнем)». И вот, произошло это Крещение апостолов Духом Святым, языками огненными. А с этого дня такой Дар становится доступным всякому верующему в Иисуса Христа, призывающему Его имя и покаявшемуся человеку. Когда покаявшийся крещаемый исповедует свою веру во Христа, Сам Бог приходит к нему и воцаряется в его открытом сердце, и он погружается в такую же, как и апостолы, благодать Святого Духа, через лично-церковное божественное Откровение и Богопознание, возрождаясь в полноте своего духовного предназначения.

Ст. 39. «Ибо, – продолжает апостол Петр, – для вас обещание и для детей ваших...»

Здесь утверждается непреложность обетования Божьего. Петр как бы снова говорит: «Да, вы убийцы, да, вы почти как язычники, но Божье обетование вам – непреложно». Так потом скажет и апостол Павел по отношению ко всему ветхому Израилю, пусть в большинстве своем из-за неверия во Христа и отпавшему от Бога и в этой своей части переставшего быть избранным народом Божьим.

Однако апостол Петр на этом не заканчивает, он далее говорит иудеям: не только «для вас обещание и для детей ваших», но «и для всех дальних, кого ни призовет Господь Бог наш».

Это уже нечто совсем новое. Иисус начинал проповедь спасения с «погибших овец дома Израилева», а Петр говорит о том же обетовании всем. «Дальние» – это язычники, это всякий, кто призывает заветное имя и кого призывает Бог, это та самая «всякая плоть», о которой говорили еще древние пророки. Здесь снова видна подлинная универсальность христианства. Но здесь нам дана и другая сторона. Для спасения и для того, чтобы произошло явление Духа, нам надо не только призвать имя Божье, но надо еще чтобы и Господь призвал нас. А Он призывает всякого, кто готов обратить к Нему свое сердце, ведь в Боге проблем нет, они всегда бывают только в нас...

Ст. 40. «И иными многими словами он (апостол Петр) свидетельствовал и увещал их, говоря: спасайтесь от этого извращенного рода».

Здесь, как и в ст. 21, речь снова идет о спасении: «спасайтесь от этого извращенного рода», т.е. не только от личных своих грехов, но и от мирового Греха. Отсюда ясно видно, что для нашего спасения надо, сойдя с пути Греха и придя к Богу, ко Христу, к Духу Святому, к Церкви, как бы выйти из лежащего во Зле мира сего и, оказавшись «не от мира сего», но оставаясь в нем, этом мире, спастись от влияния «рода сего извращенного», уже потерявшего свой подлинный образ или стремительно его теряющего. Только при этом следует помнить, что спасение в одиночку, вне собрания общины и вообще вне Божьего мира, невозможно.

Ст. 41. «Итак, приняв слово его, они были крещены».

«Они были крещены» сразу, ибо им, в отличие от нас, не нужно было длительной катехизации и подготовки.

Почему? Потому что, как мы уже отмечали, они всей своей тысячелетней духовной традицией были научены вере и жизни по правде Божьей. И как бы они ни заблуждались, как бы ни извращали этот путь, они его знали, они знали Бога и Его Закон. Потому им и требовалось только одно: покаявшись, с верой и любовью обратиться ко Христу, увидеть и познать Иисуса как Христа и получить Дар Святого Духа. И всё.

Так восстанавливался и устанавливался Завет, но уже Новый Завет с Богом через Христа в Духе Святом.

«И присоединилось в день тот душ около трех тысяч».

Конечно, число «три тысячи» не обязательно воспринимать буквально, его не надо понимать как статистические данные. Это – образ большого и избранного множества, как всегда в Священном писании. Это также образ, символ и знак, в данном случае, быстрого роста общины по Божьему благоволению.

Ст. 42. «И пребывали они постоянно в учении апостолов и в общении, в преломлении хлеба и в молитвах».

Вот что сразу произошло с теми, кто крестился. Это очень важно, потому что часто думают, будто после крещения можно идти «на все четыре стороны» (и до сих пор так, к сожалению, поступают). Но это в принципе не так. Дух Святой действует таким образом, что люди проявляют свою веру и свою любовь прежде всего к тем, кто получил того же Духа, а потом и к другим людям – и ближним, и дальним. При этом важны все четыре момента, указанные в этом стихе. Обсудим их подробнее.

Во-первых, сразу после Крещения новые члены Церкви в Иерусалиме постоянно, как мы увидим далее, ежедневно, пребывали «в учении апостолов». Вспомним Мф 28:19-20а, где Господь говорит: «Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам». Это и есть то, о чем у нас идет речь. Вначале апостол Петр научал людей своей керигматической проповедью, потом они крестились, а потом пребывали «в учении апостолов», ибо им нужно было не просто знать, чему учил Господь, не только все это выучить (а люди с удовольствием учили слова Господа наизусть), но еще и уметь жить согласно принятому учению. А сразу да само собой это никогда не приходит. Даже у апостолов были свои духовно-нравственные проблемы, что же говорить обо всех остальных. Ведь люди всегда остаются людьми, даже если они и получили Дар Духа.

Поэтому Церкви и надо было пребывать постоянно «в учении апостолов». Это было свободным желанием всех, а не так, как будто апостолы или кто-то еще заставляли себя и других это делать. Никто не думал, что после Крещения во всем разберется «и сам».

Во-вторых, коли все новокрещеные пребывали в учении, значит, они постоянно были и «в общении». Открытое, не заставляющее человека оглядываться общение с Богом и ближними, полнота этого общения, жизнь в такой общине – великое благо, великий дар Божий, то, ради чего человек готов отречься от многого, потому что такое общение и составляет счастье человеческой жизни. Но для этого общения нужно взаимное доверие, нужна взаимная вера и любовь, только тогда оно снимает все лишнее напряжение, все то, что искажает, извращает жизнь людей.

Человек потому так стремится к подлинному общению, не заинтересованному лишь в чем-то внешнем, не корыстному, не по инерции, не по принципу крови и рода, что настоящее общение есть общение в Духе. Оно возможно только в Церкви (т. е. не просто в церкви), хотя среди ее членов нет и не может быть идеальных людей. У каждого человека есть свои грехи и недостатки. Но дело в направлении, пути его жизни, его способности менять себя, в его благодатности, в оценке его Богом, а не только другими людьми.

В-третьих, коли члены первой общины были в постоянном общении друг с другом, значит, они знали и то, от Кого они получили такой драгоценный дар, и всегда, «преломляя Хлеб», благодарили Бога. За что и за Кого? За Дар Духа Святого, за Христа как Отрока, т. е. Сына, Слугу Божьего, за служение Его и Смерть, за Его Воскресение, за спасение и преображение мира, за Царство Небесное, которое, в полноте будучи чаемым и грядущим с Господом, в определенную меру уже снизошло в единое сердце верующих – в Церковь. И это «Благодарение» называется по-гречески «Евхаристией». Оно связано с тем, что мы сейчас называем таинством евхаристии.

В апостольское время это таинство благодарения происходило так: каждый день в доме собиралась вся «домашняя церковь», т.е. вся духовная христианская «семья», вся церковная, но в то время еще не «приходская», община. Люди приходили, общались, преломляли за общей трапезой любви («агапой») хлеб, ели и затем в середине и в конце трапезы кратко совершали особое воспоминание искупившего их и скоро грядущего Господа – евхаристию, благодарение Бога над хлебом и вином, прелагаемыми в тело и кровь Христовы.

В-четвертых, понятно, что все это было связано и с молитвенным служением. Коли люди находились в постоянном духе мира, радости и благодарения, в пророчественном Духе, служа каждый тем Его даром, который получил, значит, они находились постоянно и «в молитвах». То не были только частные молитвы каждого «в своем углу». Ни в коем случае! То чаще всего были молитвы всех вместе, хотя и «по домам». Обычно их возглавляли апостолы, старшие в то время в Иерусалимской общине братья (они же ее «старцы» и «старейшины»-пресвитеры), или другие ее пророки и учители жизни и веры. Они же обычно и «преломляли хлеб».

Итак, в церкви «молитва» есть естественное для ее членов продолжение таинства «преломления хлеба», т.е. их связи с Богом через Христа и Церковь. Так и само «преломление хлеба» есть продолжение духовного «общения» со Христом и через Него – с Богом и Церковью. Также и «общение» есть продолжение «учения апостолов», несущих «служение слова» и продолжающих служение Христа как изначального, исконного Слова Божьего.

Далее, в ст. 43-47 как бы суммируются принципы жизни первохристианской общины.

Ст. 43. «Был же во всякой душе страх».

Нам может показаться немного необычным упоминание здесь о страхе. Страх остается, но теперь он – сыновний, а не рабский, не давящий и не иррациональный, а потому он теперь и означает только охраняющее от греха благоговение и трепетную боязнь отойти от Любви Отца и потерять дар общения с Ним и ближними.

С апостольских времен люди крестились и сразу попадали в свою духовную семью, в общину. Они боялись потерять это счастье, тот Дар Духа, который уже действовал в них, боялись, потому что были достаточно искушены в том, как легко теряются в этой жизни лучшие и высшие дары. Чтобы этого не произошло, они много трудились, работая над собою и окружающим миром, не говоря уже о постоянных усилиях в служении всеми данными им дарами Святого Духа.

«И много чудес и знамений совершалось чрез апостолов».

Итак, новая вера постоянно подтверждалась «чудесами и знамениями». Надо сказать, что все это продолжается и до сих пор. Всякий серьезный верующий подтвердит, что начинается чуть ли не каскад чудес и знамений, когда человек входит в христианскую жизнь, т. е. в ту же жизнь, что была при апостолах. Необыкновенным образом, что бы ты ни попросил у Бога и ближних, все исполняется! Только попроси, только не будь сам пассивным, недостойным – и все нужное дается. Единственное условие – не надо при этом превращаться в старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Ст. 44. «А все уверовавшие были вместе, и все у них было общее». Это еще один прекрасный стих 2-й главы Деяний.

«Все вместе». Об этом мы уже в этой главе читали, и как хорошо, что здесь это еще раз подтверждается в отношении всей, уже большой церкви.

«И все у них было общее». Вот тот раннехристианский коммунизм (от слов «коммуна» – община и «коммунион» – общение), который был осуществлен на земле реально, пусть пока и однажды – только в первой, наиболее «горячей» фазе истории церкви. Он стал возможен лишь в силу полного духовного единства, полной взаимной проникновенности и полной взаимной отдачи самих себя, и друг друга, и всей своей жизни через Христа Богу-Любви.

Ст. 45. «И то, чем владели и что имели, они продавали и разделяли это всем, смотря по нужде каждого».

Вот настоящее разделение, распределение «по потребностям». Это уже тогда стало реальностью. Жизнь по Духу и заповедям Христовым и именно жизнь в Церкви как в одном Доме, как в одной духовной Семье, как в Общине давала свои плоды. Никто плохо не жил. И вообще в Церкви (надо твердо знать это) непреходящей и непререкаемой нормой жизни является и то, чтобы никто никогда в ней не чувствовал себя одиноким и чтобы никто никогда в ней не был холодным, голодным, сирым, беспомощным и заброшенным. В Церкви не должно быть очень бедных, как не должно быть в ней и очень богатых. Но не должно быть в ней и «уравниловки».

В Церкви должно быть именно такое общение, при котором никто ничего не считает лишь своим, даже из сугубо личного имущества. Когда человек находится перед лицом Грядущего Мессии, в Духе Божьем, ему ни на сердце, ни в голову не придет сказать «это мое», чем бы он ни обладал, какими бы ни владел драгоценностями – культурными, духовными, душевными, материальными. Человек не скажет «это мое» уже потому, что, сказав это «волшебное» слово, он сразу входит в противоречие с духом жизни всей Общины, Церкви и впадает (точнее, выпадает) во власть и в область мира сего, отчуждения и смерти, а значит, в область и власть внебожественную.

Ст. 46-47. «И каждый день единодушно пребывая в храме, и преломляя по домам хлеб, они принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и будучи в милости у всего народа. А Господь прибавлял к ним спасаемых каждый день».

«Каждый день» практически все единодушно пребывали в Иерусалимском храме и преломляли в домах хлеб! То есть – причащались за каждой общей трапезой, каждый день! Конечно, евхаристия совершалась кратко, всего за 10-20 минут. Это не были наши двухчасовые службы. Пусть в наши службы входит все – и учение, и общение, и хлебопреломление, и молитва, – но у нас это слишком растянуто и жестко закреплено, ритуализировано, тогда как в то время этого не было, ибо до начала II в. вообще не было никаких обязательных для всех записанных молитв. Каждый раз заново «от избытка сердца говорили уста» и по-новому произносились все благодарственные Богу за спасение во Христе молитвы (конечно, тоже не на пустом месте, не с нуля, а на основе известной тогда всем иудейской и христианской традиции молитвы за священной и праздничной трапезой).

«Они принимали пищу в веселии и простоте сердца». Какое счастье может быть у человека, если у него нет радости, этого порожденного верой истинного «веселья», и если у него нет этой «простоты»? Все мы прекрасно знаем ценность этих вещей, они не нуждаются в комментариях. Постараемся же в своей жизни не терять ни веселья, ни простоты во Христе, от которых уже давно уклонились многие!

Еще сказано, что первые ученики Христовы были «в милости у всего народа». За что? Народ, воспитанный в Законе, мог милостиво, с любовью относиться только к тем, кто лучше их исполнял его. Это значит, что ранние христиане зорко смотрели за тем, чтобы не оказаться беззаконниками, грешниками, чтобы «праведность их превзошла праведность книжников и фарисеев», как говорит в Нагорной проповеди Господь.

И их праведность по-настоящему превосходила всю праведность иудейскую. Не потому, что они «оцеживали комара, а верблюда поглощали», но потому, что они были наполнены тем Духом, Который не позволял им забывать о воле Божьей и грешить. Конечно, у первых христиан еще жива была древняя ветхозаветная традиция, у них был навык в исполнении закона, и, конечно, было хорошее его знание. Кроме того, все знали свое дело и служение, каждый мог быть или свидетелем веры, или проповедником. Явны среди них были и пророки, и учители – мужчины и женщины. Потому-то «Господь и прибавлял к ним спасаемых каждый день».

«Спасаемых». Спасаемым в древней церкви считался каждый, кто был приобщен к Духу Божьему, кто входил в Церковь, т. е. кто крестился и жил по заповеди Божьей, данной через Христа.

Завершая чтение второй главы Деяний, отметим, что она – одно из лучших мест Нового завета. В ней отразилась вся полнота высшей жизни, на которую только способен человек, живущий на земле. К этому и ныне призывает нас Господь и Его Церковь!

 

В заключение кратко поговорим о смысле Пятидесятницы, о Церкви Нового (шестого) Завета, о тр о ическом (тр о ичном) Богоявлении, о соответствующем церковном празднике и его иконах.

Пятидесятница – это Тайна Крещения Духом Святым, та самая, которая ранее была возвещена Иоанном Крестителем. Пятидесятница есть актуализация того, что потенциально заложено в каждом человеке, особенно через проповедь Христа и Его Крест и Воскресение. Христос идет к Отцу, а Дух Святой нисходит в мир. Здесь мы познаём Духа Святого лично и личностно, познаём, что Дух Святой, Который есть Уте́шитель, Дух Истины, Который от Отца исходит, Который все в Церкви животворит и наполняет, – Он с нами.

Итак, родившаяся на Пятидесятницу Церковь – это всегда собрание, собранность во главе со Христом, из чего проистекает величайшая, абсолютная ценность церковного общения. А из этого следует, что как и Сам Бог, Церковь, и в ней любой человек и любая ее Тайна, не может быть простым средством для достижения пользы для чего-то или кого-то. Церковь, имея в себе «единого Посредника между Богом и человеком» – Христа, сама уже не может быть отдельным посредником, если она – Церковь с большой буквы. Ведь ею мир живет, ею мир стоит, в ней, как говорили святые отцы, «полнота благодати и даров» (св. Ириней Лионский, конец II в.). А где дары Святого Духа, там и их плоды через служение ими. Можно даже сказать, что в этом смысле само Христианство есть такое служение.

Потому-то в Церкви и возможна реальная взаимопомощь. Эта взаимопомощь строится на основе духовного прозрения друг друга и духовной силы служения каждого члена Церкви тем благодатным даром, который он получил. Поэтому каждый член Церкви нужен другому, нужен как любящий и любимый. Если мы равнодушны к человеку, брату или сестре во Христе, независимо от того, хороший он христианин или плохой, то мы еще не христиане. А покуда мы христиане, мы должны чувствовать эту постоянную, но не эгоистически-утилитарную, необходимость друг в друге. Если мы этого не чувствуем, если мы прямо или косвенно скажем кому-нибудь из членов Церкви: «Ты мне не надобен», то повредим самое главное в себе и докажем, что мы сами еще очень и очень нехороши.

В наше время как никогда важно помнить, что не может быть внецерковного христианства, конечно, если и здесь под церковным не подразумевать некий стереотип жизни, т. е. если под Церковью подразумевать всю благодать Церкви, с большой буквы.

Всем нам сейчас нужна углубленная церковность. Нельзя верить только для себя, только «в душе». Вера не должна оставаться бесплодной. Но если человек говорит, что он православно верует, а к Церкви с большой буквы не хочет иметь отношения, такая вера более чем сомнительна. Здесь сразу возникает вопрос: есть ли она и от Бога ли она? И увы, обычно такая вера – не жива. Ведь если нет приводящей человека в Церковь любви к ближнему, то нет и любви к Богу, а значит, и вообще нет жизни по вере. Но живая вера, как и живая любовь, будем помнить, – Христова, а значит, она – всегда крестная и воскресная.

 

Заканчивая разговор о смысле и значении Пятидесятницы, вспомним и о том, что именно в день Пятидесятницы и Сошествия Святого Духа вступил в действие обетованный Новый Завет с Богом. И пусть открылась пока только первая его фаза – «шестой» Завет, но он уже весь устремлен в будущее, к последнему, метаисторическому «седьмому» Завету – Новому Завету в его Полноте, Завету Полноты вечной Жизни в Боге, Завету Любви, Свободы и Творчества (о нем мы еще будем говорить в теме XV).

Шестой Завет, как и все предыдущие исторические заветы, внутренне противоречив и поэтому обречен окончиться в истории и даже, в отличие от остальных, вместе с историей. Христианство в истории не может не удаться, хотя оно не может и удаться в ней в своей полноте. Историческое христианство тоже должно будет отдать себя следующему, седьмому Завету с Богом, само оставаясь, по словам св. старца Силуана Афонского, лишь «залогом» будущего спасения – преображения и обретения в Полноте Царства Небесного. Но и наш, шестой Завет – это истинный Завет Божий, который вечен. С него началась последняя великая битва – битва Света и Тьмы, битва «до крови», по словам апостола Павла, за Бога во Христе и Его Церковь, за Веру Божью, Христову, и Его Любовь!

 

В Церкви существует праздник Святой Троицы или, что то же, Сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. Празднуется он не один день, как это часто и бывает с большими церковными праздниками. Но особенно важны первые два дня – сам праздник Троицы и следующий день, который называется «День Святого Духа». По сути это один праздник, ибо и в этот день воспоминается тр о ическое (тр о ичное) Богоявление. Отец посылает Святого Духа через Сына или, что то же, Сын посылает Святого Духа от Отца.

Это такое же Богоявление, что на Кресте и в Воскресении или в Крещении и Рождестве Христовом и т. д. Мы говорили о них как о цепочке великих Богоявлений – особо важных моментов в земной жизни Христа. Но на Пятидесятницу произошло особое, личностное троическое Богоявление. Конечно, как и прочие Богоявления. И Крещение Господне, например, тоже было троическим Богоявлением: «Дух в виде голубине» сходит, Отец свидетельствует, а Сын Божий крестится и являет Себя народу. Но для нас важно, что Дух Святой входит и в каждого из нас, а не только во Христа. Поэтому именно праздник Сошествия Святого Духа называется «Днем Святой Троицы», а не праздник Крещения Господня и т. д., хотя День Святой Троицы действительно во многом подобен Крещению Господню и Его Рождеству. Но там речь была о начале земного пути и служении Христа, а здесь – о возвещении Отцом через Дар Святого Духа Его победы и ее первых плодов, откуда идет начало действия Нового Завета, начало действия «Закона Свободы» и Жизни вечной.

В день Святой Троицы особенно торжественно поется молитва Подателю этой Жизни Святому Духу.

«О Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, о Ты, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и Устроитель Жизни!» (По-гречески это звучит еще сильнее: не просто «Устроитель Жизни», а «Хоре́г Жизни». Это и есть то самое, что мы видели и слышали на Святую Пятидесятницу во 2-й главе Деяний: «шум как бы от несущегося сильного ветра». Дух Святой и есть такой Хорег Жизни, ее «Заводила», способный всех и всё изменять и обновлять.) «Приди и обитай в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши». (Эту молитву просвещаемым теперь можно будет и учить, и использовать в ежедневных молитвах.)

Итак, Дух Святой – Само лицо духовной Жизни в ее совершенстве и святой чистоте.

В День Святой Троицы празднуется «день рождения» Церкви. Поэтому он – торжество жизни Церкви. Не случайно в этот день с древнейших времен было положено, как на Пасху, Рождество и Крещение Господне, крестить оглашаемых. И до сих пор на Литургии оглашаемых, перед чтением Апостола, вместо Трисвятого положено петь входной крещальный стих из Послания к галатам апостола Павла: «Елицы (все вы) во Христа крестистеся (крестившиеся), во Христа облекостеся (облеклись). Аллилуйя! (хвалите приблизившегося Бога)».

Вспомним и икону Святой Троицы прп. Андрея Рублева, ученика великого игумена (начальника) земли Русской прп. Сергия Радонежского. Это одно из проявлений русского православного духа в иконописи, и отсюда его мировое значение.

Отец Павел Флоренский, великий ученый и мыслитель, погибший в сталинских лагерях, как-то писал: «Есть "Троица" Рублева, значит, есть Бог». Это, конечно, надо правильно понять. Не стоит преувеличивать прямой смысл этого высказывания, но оно по-настоящему прекрасно, потому что такого явления Гармонии, Единства, Мира, Красоты, Доброты, такой Любви, как это смог потрясающе выразить в своей иконе прп. Андрей Рублев, явить одними человеческими силами было бы невозможно. Удивительна такая духоносность святой иконы и такая духовность святого человека. В нем лично жила святая Пятидесятница, и на него, несомненно, сошел огненный Дар Святого Духа.

Итак, Пятидесятница – это дар, харизма, служение, жертва, духовное творчество и путь к Преображению. Дай Бог и всем нам приобщиться к ней!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: