«Доколе Я не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Доколе Сыну сидеть одесную Отца? До тех пор, пока враги Сына еще живут на земле, пока они не будут побеждены, т.е. пока не будут положены Богом в подножие ног Его. А после этого все покорится Самому Отцу, придя к новому, полному единству с Ним, с собою и со всем творением. «Когда же все покорится Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог всё во всём» (1 Кор 15:28).
Кто же или что называется здесь врагом Христа? В первую очередь, сами мистические Зло и Грех. Конечно, и всякий человек-грешник. Поскольку он сознательно становится носителем этой силы, то он становится и как бы врагом Христовым. Но на самом деле Бог борется не с человеком, а с силой Зла и Греха, пребывающей в мире сем.
Итак, именно «шестой» Завет, заключенный Богом со Христом, эта первая фаза Нового Завета, историческая часть Нового Завета, характеризуется непрестанной борьбой за Царство Небесное с врагами Христа – с теми, кто не верует в Бога и в Человека во Христе, с теми, кто не любит открытого нам в Нем Бога и Человека. Это – время спасения или погибели. И конечно, это не борьба, ведомая огнем и мечом, а борьба духов, это, по Ф.М. Достоевскому, борьба Бога с дьяволом в сердцах людей, как и во всем этом мире - в семьях, в государствах и даже в космосе, во вселенной. В эту эпоху Церковь и Сам Дух Христов будут воинствовать до того дня, когда «Бог будет всё во всём» (об этом подробнее см. XV тему).
|
|
Ст. 36. «Итак, твердо знай весь дом Израилев, что и Господом (т. е. единым Господином, Которому надо подчиняться, Которого надо слушаться, под знаменами Которого и надо теперь воинствовать) и Христом (т. е. Помазанником, Мессией, в полноте являющим Дух Божий и имеющим Его в Себе) сделал Его Бог, Того Иисуса, Которого вы распяли».
Кратко и сильно заканчивается проповедь Петра: «Твердо знай весь дом Израилев», т.е. все верующие в единого истинного Бога. В проповеданном не может быть сомнений, ибо все возвещено как последняя истина, а не как чье-то личное, частное мнение.
Итак, именно Этот Иисус есть Помазанник, именно Он – Господь, Тот – чтобы вы случайно не ошиблись, – «Которого вы распяли». В последних словах мы снова видим возвещение правды Божьей. Петр не хочет озлобить или обидеть своих слушателей, как и тогда, когда он говорил об Иисусе, «Которого вы убили, пригвоздив рукою беззаконных». Он хочет, обличая, публично выявляя грех, вызвать чувство сожаления, покаяние, тот дух, без которого прийти к Богу и к вере в Иисуса как Христа нельзя. Мы с вами как будто не распинали Господа, не убивали Его, но и к нам относится это слово, потому что всякий живущий без Бога, живущий во грехе, этим на самом деле тоже распинает Христа.
|
|
Что же произошло после проповеди апостола Петра, каков был ее результат? Проповедь Петра (возвещение им воли Божьей) была так же плодотворна, как и в самих апостолах был плодотворен Дух Святой и плодотворно действие Этого Духа. Это была подлинно пророческая речь, поэтому и тут сразу проявилась реакция. Какой же она была?
Ст. 37. «Они же, услышав, поражены были в самое сердце и сказали Петру и остальным апостолам: что нам делать, мужи братья?»
То, чего хотел апостол Петр, не смягчая ничего в своем слове, даже обличая, то и вышло. Сказано, что слушавшие его, т. е. те, кто в глоссолалии увидел не разврат пьянства, а дар Божий, умилились и смягчились сердцем. Они «были поражены в самое сердце» словами апостола, открыли свои сердца благодати Веры и спросили: «Что нам делать?»
Вспомним, что нечто подобное уже было тогда, когда начал проповедовать пророк Иоанн – Креститель и Предтеча. Там тоже в ответ на призыв: «Покайтесь!» звучит: «Что нам делать?» И тогда разным категориям людей пророк говорил, что им делать: надо так или иначе исправить свою жизнь по закону, по правде Закона. Что же теперь говорит апостол Петр в ответ на подобный вопрос?
Ст. 38. «А Петр им сказал: покайтесь (т. е. изменитесь, обратитесь, не оставьте бесплодным свое открытое сердце), и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для отпущения грехов ваших, и вы получите Дар Святого Духа».
Начало ответа то же самое, что когда-то уже звучало в проповеди Иоанна Предтечи и Иисуса Христа, – требование покаяния, исправления жизни. Петр как бы говорит в заключение: «Если вы раньше были такими, что могли убить Христа, если вы были как убийцы перед Богом, хотя лично и не делали этого, то теперь нужно покаяться, нужно изменить сам дух, само направление своей жизни. Так покайтесь!»
Но продолжение его ответа уже другое. Если прежде Иоанн Предтеча и ученики Христовы направляли людей на исполнение правды Закона и лишь приоткрывали тайну пришествия Христа, то теперь пришествие Христа уже совершилось. Более того, уже сходит Дух Святой и пожинаются первые плоды Его, открывается дверь в Христову Церковь и ко Христу, сидящему одесную Отца.
Поэтому далее апостол Петр и говорит: «...да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для отпущения грехов ваших».
Кажется, что это тоже близко к требованию Предтечи. Да, Предтеча тоже крестил – но только крещением покаяния, только для отпущения грехов. А теперь предлагается некое новое Крещение – для полного отпущения грехов через Иисуса Христа и еще во имя Иисуса Христа. Так креститься – значит та и нственно погрузиться в сам Дух Христов, как бы в само имя Иисуса Христа, облечься этим именем и стать христианином.
Вот за это и обещается уже не только просто омовение личных грехов с целью подготовки ко встрече Христа и Его Царства, как прежде было в общинах Иоанна Предтечи и Иисуса на втором этапе Его земной жизни, но и преодоление самого «закона греха» в себе через приобщение к новому духовному «закону» Любви и Свободы во Христе Воскресшем. Петр обещает полное прощение всех грехов через познание и призывание Христова имени.
«И вы получите Дар Святого Духа». Это то, чего прежде никто не мог дать людям. Предтеча говорил: «Я крещу вас водою, а Идущий за мною будет крестить вас Духом Святым (и огнем)». И вот, произошло это Крещение апостолов Духом Святым, языками огненными. А с этого дня такой Дар становится доступным всякому верующему в Иисуса Христа, призывающему Его имя и покаявшемуся человеку. Когда покаявшийся крещаемый исповедует свою веру во Христа, Сам Бог приходит к нему и воцаряется в его открытом сердце, и он погружается в такую же, как и апостолы, благодать Святого Духа, через лично-церковное божественное Откровение и Богопознание, возрождаясь в полноте своего духовного предназначения.
|
|
Ст. 39. «Ибо, – продолжает апостол Петр, – для вас обещание и для детей ваших...»
Здесь утверждается непреложность обетования Божьего. Петр как бы снова говорит: «Да, вы убийцы, да, вы почти как язычники, но Божье обетование вам – непреложно». Так потом скажет и апостол Павел по отношению ко всему ветхому Израилю, пусть в большинстве своем из-за неверия во Христа и отпавшему от Бога и в этой своей части переставшего быть избранным народом Божьим.
Однако апостол Петр на этом не заканчивает, он далее говорит иудеям: не только «для вас обещание и для детей ваших», но «и для всех дальних, кого ни призовет Господь Бог наш».
Это уже нечто совсем новое. Иисус начинал проповедь спасения с «погибших овец дома Израилева», а Петр говорит о том же обетовании всем. «Дальние» – это язычники, это всякий, кто призывает заветное имя и кого призывает Бог, это та самая «всякая плоть», о которой говорили еще древние пророки. Здесь снова видна подлинная универсальность христианства. Но здесь нам дана и другая сторона. Для спасения и для того, чтобы произошло явление Духа, нам надо не только призвать имя Божье, но надо еще чтобы и Господь призвал нас. А Он призывает всякого, кто готов обратить к Нему свое сердце, ведь в Боге проблем нет, они всегда бывают только в нас...
Ст. 40. «И иными многими словами он (апостол Петр) свидетельствовал и увещал их, говоря: спасайтесь от этого извращенного рода».
Здесь, как и в ст. 21, речь снова идет о спасении: «спасайтесь от этого извращенного рода», т.е. не только от личных своих грехов, но и от мирового Греха. Отсюда ясно видно, что для нашего спасения надо, сойдя с пути Греха и придя к Богу, ко Христу, к Духу Святому, к Церкви, как бы выйти из лежащего во Зле мира сего и, оказавшись «не от мира сего», но оставаясь в нем, этом мире, спастись от влияния «рода сего извращенного», уже потерявшего свой подлинный образ или стремительно его теряющего. Только при этом следует помнить, что спасение в одиночку, вне собрания общины и вообще вне Божьего мира, невозможно.
|
|
Ст. 41. «Итак, приняв слово его, они были крещены».
«Они были крещены» сразу, ибо им, в отличие от нас, не нужно было длительной катехизации и подготовки.
Почему? Потому что, как мы уже отмечали, они всей своей тысячелетней духовной традицией были научены вере и жизни по правде Божьей. И как бы они ни заблуждались, как бы ни извращали этот путь, они его знали, они знали Бога и Его Закон. Потому им и требовалось только одно: покаявшись, с верой и любовью обратиться ко Христу, увидеть и познать Иисуса как Христа и получить Дар Святого Духа. И всё.
Так восстанавливался и устанавливался Завет, но уже Новый Завет с Богом через Христа в Духе Святом.
«И присоединилось в день тот душ около трех тысяч».
Конечно, число «три тысячи» не обязательно воспринимать буквально, его не надо понимать как статистические данные. Это – образ большого и избранного множества, как всегда в Священном писании. Это также образ, символ и знак, в данном случае, быстрого роста общины по Божьему благоволению.
Ст. 42. «И пребывали они постоянно в учении апостолов и в общении, в преломлении хлеба и в молитвах».
Вот что сразу произошло с теми, кто крестился. Это очень важно, потому что часто думают, будто после крещения можно идти «на все четыре стороны» (и до сих пор так, к сожалению, поступают). Но это в принципе не так. Дух Святой действует таким образом, что люди проявляют свою веру и свою любовь прежде всего к тем, кто получил того же Духа, а потом и к другим людям – и ближним, и дальним. При этом важны все четыре момента, указанные в этом стихе. Обсудим их подробнее.
Во-первых, сразу после Крещения новые члены Церкви в Иерусалиме постоянно, как мы увидим далее, ежедневно, пребывали «в учении апостолов». Вспомним Мф 28:19-20а, где Господь говорит: «Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам». Это и есть то, о чем у нас идет речь. Вначале апостол Петр научал людей своей керигматической проповедью, потом они крестились, а потом пребывали «в учении апостолов», ибо им нужно было не просто знать, чему учил Господь, не только все это выучить (а люди с удовольствием учили слова Господа наизусть), но еще и уметь жить согласно принятому учению. А сразу да само собой это никогда не приходит. Даже у апостолов были свои духовно-нравственные проблемы, что же говорить обо всех остальных. Ведь люди всегда остаются людьми, даже если они и получили Дар Духа.
Поэтому Церкви и надо было пребывать постоянно «в учении апостолов». Это было свободным желанием всех, а не так, как будто апостолы или кто-то еще заставляли себя и других это делать. Никто не думал, что после Крещения во всем разберется «и сам».
Во-вторых, коли все новокрещеные пребывали в учении, значит, они постоянно были и «в общении». Открытое, не заставляющее человека оглядываться общение с Богом и ближними, полнота этого общения, жизнь в такой общине – великое благо, великий дар Божий, то, ради чего человек готов отречься от многого, потому что такое общение и составляет счастье человеческой жизни. Но для этого общения нужно взаимное доверие, нужна взаимная вера и любовь, только тогда оно снимает все лишнее напряжение, все то, что искажает, извращает жизнь людей.
Человек потому так стремится к подлинному общению, не заинтересованному лишь в чем-то внешнем, не корыстному, не по инерции, не по принципу крови и рода, что настоящее общение есть общение в Духе. Оно возможно только в Церкви (т. е. не просто в церкви), хотя среди ее членов нет и не может быть идеальных людей. У каждого человека есть свои грехи и недостатки. Но дело в направлении, пути его жизни, его способности менять себя, в его благодатности, в оценке его Богом, а не только другими людьми.
В-третьих, коли члены первой общины были в постоянном общении друг с другом, значит, они знали и то, от Кого они получили такой драгоценный дар, и всегда, «преломляя Хлеб», благодарили Бога. За что и за Кого? За Дар Духа Святого, за Христа как Отрока, т. е. Сына, Слугу Божьего, за служение Его и Смерть, за Его Воскресение, за спасение и преображение мира, за Царство Небесное, которое, в полноте будучи чаемым и грядущим с Господом, в определенную меру уже снизошло в единое сердце верующих – в Церковь. И это «Благодарение» называется по-гречески «Евхаристией». Оно связано с тем, что мы сейчас называем таинством евхаристии.
В апостольское время это таинство благодарения происходило так: каждый день в доме собиралась вся «домашняя церковь», т.е. вся духовная христианская «семья», вся церковная, но в то время еще не «приходская», община. Люди приходили, общались, преломляли за общей трапезой любви («агапой») хлеб, ели и затем в середине и в конце трапезы кратко совершали особое воспоминание искупившего их и скоро грядущего Господа – евхаристию, благодарение Бога над хлебом и вином, прелагаемыми в тело и кровь Христовы.
В-четвертых, понятно, что все это было связано и с молитвенным служением. Коли люди находились в постоянном духе мира, радости и благодарения, в пророчественном Духе, служа каждый тем Его даром, который получил, значит, они находились постоянно и «в молитвах». То не были только частные молитвы каждого «в своем углу». Ни в коем случае! То чаще всего были молитвы всех вместе, хотя и «по домам». Обычно их возглавляли апостолы, старшие в то время в Иерусалимской общине братья (они же ее «старцы» и «старейшины»-пресвитеры), или другие ее пророки и учители жизни и веры. Они же обычно и «преломляли хлеб».
Итак, в церкви «молитва» есть естественное для ее членов продолжение таинства «преломления хлеба», т.е. их связи с Богом через Христа и Церковь. Так и само «преломление хлеба» есть продолжение духовного «общения» со Христом и через Него – с Богом и Церковью. Также и «общение» есть продолжение «учения апостолов», несущих «служение слова» и продолжающих служение Христа как изначального, исконного Слова Божьего.
Далее, в ст. 43-47 как бы суммируются принципы жизни первохристианской общины.
Ст. 43. «Был же во всякой душе страх».
Нам может показаться немного необычным упоминание здесь о страхе. Страх остается, но теперь он – сыновний, а не рабский, не давящий и не иррациональный, а потому он теперь и означает только охраняющее от греха благоговение и трепетную боязнь отойти от Любви Отца и потерять дар общения с Ним и ближними.
С апостольских времен люди крестились и сразу попадали в свою духовную семью, в общину. Они боялись потерять это счастье, тот Дар Духа, который уже действовал в них, боялись, потому что были достаточно искушены в том, как легко теряются в этой жизни лучшие и высшие дары. Чтобы этого не произошло, они много трудились, работая над собою и окружающим миром, не говоря уже о постоянных усилиях в служении всеми данными им дарами Святого Духа.
«И много чудес и знамений совершалось чрез апостолов».
Итак, новая вера постоянно подтверждалась «чудесами и знамениями». Надо сказать, что все это продолжается и до сих пор. Всякий серьезный верующий подтвердит, что начинается чуть ли не каскад чудес и знамений, когда человек входит в христианскую жизнь, т. е. в ту же жизнь, что была при апостолах. Необыкновенным образом, что бы ты ни попросил у Бога и ближних, все исполняется! Только попроси, только не будь сам пассивным, недостойным – и все нужное дается. Единственное условие – не надо при этом превращаться в старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Ст. 44. «А все уверовавшие были вместе, и все у них было общее». Это еще один прекрасный стих 2-й главы Деяний.
«Все вместе». Об этом мы уже в этой главе читали, и как хорошо, что здесь это еще раз подтверждается в отношении всей, уже большой церкви.
«И все у них было общее». Вот тот раннехристианский коммунизм (от слов «коммуна» – община и «коммунион» – общение), который был осуществлен на земле реально, пусть пока и однажды – только в первой, наиболее «горячей» фазе истории церкви. Он стал возможен лишь в силу полного духовного единства, полной взаимной проникновенности и полной взаимной отдачи самих себя, и друг друга, и всей своей жизни через Христа Богу-Любви.
Ст. 45. «И то, чем владели и что имели, они продавали и разделяли это всем, смотря по нужде каждого».
Вот настоящее разделение, распределение «по потребностям». Это уже тогда стало реальностью. Жизнь по Духу и заповедям Христовым и именно жизнь в Церкви как в одном Доме, как в одной духовной Семье, как в Общине давала свои плоды. Никто плохо не жил. И вообще в Церкви (надо твердо знать это) непреходящей и непререкаемой нормой жизни является и то, чтобы никто никогда в ней не чувствовал себя одиноким и чтобы никто никогда в ней не был холодным, голодным, сирым, беспомощным и заброшенным. В Церкви не должно быть очень бедных, как не должно быть в ней и очень богатых. Но не должно быть в ней и «уравниловки».
В Церкви должно быть именно такое общение, при котором никто ничего не считает лишь своим, даже из сугубо личного имущества. Когда человек находится перед лицом Грядущего Мессии, в Духе Божьем, ему ни на сердце, ни в голову не придет сказать «это мое», чем бы он ни обладал, какими бы ни владел драгоценностями – культурными, духовными, душевными, материальными. Человек не скажет «это мое» уже потому, что, сказав это «волшебное» слово, он сразу входит в противоречие с духом жизни всей Общины, Церкви и впадает (точнее, выпадает) во власть и в область мира сего, отчуждения и смерти, а значит, в область и власть внебожественную.
Ст. 46-47. «И каждый день единодушно пребывая в храме, и преломляя по домам хлеб, они принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и будучи в милости у всего народа. А Господь прибавлял к ним спасаемых каждый день».
«Каждый день» практически все единодушно пребывали в Иерусалимском храме и преломляли в домах хлеб! То есть – причащались за каждой общей трапезой, каждый день! Конечно, евхаристия совершалась кратко, всего за 10-20 минут. Это не были наши двухчасовые службы. Пусть в наши службы входит все – и учение, и общение, и хлебопреломление, и молитва, – но у нас это слишком растянуто и жестко закреплено, ритуализировано, тогда как в то время этого не было, ибо до начала II в. вообще не было никаких обязательных для всех записанных молитв. Каждый раз заново «от избытка сердца говорили уста» и по-новому произносились все благодарственные Богу за спасение во Христе молитвы (конечно, тоже не на пустом месте, не с нуля, а на основе известной тогда всем иудейской и христианской традиции молитвы за священной и праздничной трапезой).
«Они принимали пищу в веселии и простоте сердца». Какое счастье может быть у человека, если у него нет радости, этого порожденного верой истинного «веселья», и если у него нет этой «простоты»? Все мы прекрасно знаем ценность этих вещей, они не нуждаются в комментариях. Постараемся же в своей жизни не терять ни веселья, ни простоты во Христе, от которых уже давно уклонились многие!
Еще сказано, что первые ученики Христовы были «в милости у всего народа». За что? Народ, воспитанный в Законе, мог милостиво, с любовью относиться только к тем, кто лучше их исполнял его. Это значит, что ранние христиане зорко смотрели за тем, чтобы не оказаться беззаконниками, грешниками, чтобы «праведность их превзошла праведность книжников и фарисеев», как говорит в Нагорной проповеди Господь.
И их праведность по-настоящему превосходила всю праведность иудейскую. Не потому, что они «оцеживали комара, а верблюда поглощали», но потому, что они были наполнены тем Духом, Который не позволял им забывать о воле Божьей и грешить. Конечно, у первых христиан еще жива была древняя ветхозаветная традиция, у них был навык в исполнении закона, и, конечно, было хорошее его знание. Кроме того, все знали свое дело и служение, каждый мог быть или свидетелем веры, или проповедником. Явны среди них были и пророки, и учители – мужчины и женщины. Потому-то «Господь и прибавлял к ним спасаемых каждый день».
«Спасаемых». Спасаемым в древней церкви считался каждый, кто был приобщен к Духу Божьему, кто входил в Церковь, т. е. кто крестился и жил по заповеди Божьей, данной через Христа.
Завершая чтение второй главы Деяний, отметим, что она – одно из лучших мест Нового завета. В ней отразилась вся полнота высшей жизни, на которую только способен человек, живущий на земле. К этому и ныне призывает нас Господь и Его Церковь!
В заключение кратко поговорим о смысле Пятидесятницы, о Церкви Нового (шестого) Завета, о тр о ическом (тр о ичном) Богоявлении, о соответствующем церковном празднике и его иконах.
Пятидесятница – это Тайна Крещения Духом Святым, та самая, которая ранее была возвещена Иоанном Крестителем. Пятидесятница есть актуализация того, что потенциально заложено в каждом человеке, особенно через проповедь Христа и Его Крест и Воскресение. Христос идет к Отцу, а Дух Святой нисходит в мир. Здесь мы познаём Духа Святого лично и личностно, познаём, что Дух Святой, Который есть Уте́шитель, Дух Истины, Который от Отца исходит, Который все в Церкви животворит и наполняет, – Он с нами.
Итак, родившаяся на Пятидесятницу Церковь – это всегда собрание, собранность во главе со Христом, из чего проистекает величайшая, абсолютная ценность церковного общения. А из этого следует, что как и Сам Бог, Церковь, и в ней любой человек и любая ее Тайна, не может быть простым средством для достижения пользы для чего-то или кого-то. Церковь, имея в себе «единого Посредника между Богом и человеком» – Христа, сама уже не может быть отдельным посредником, если она – Церковь с большой буквы. Ведь ею мир живет, ею мир стоит, в ней, как говорили святые отцы, «полнота благодати и даров» (св. Ириней Лионский, конец II в.). А где дары Святого Духа, там и их плоды через служение ими. Можно даже сказать, что в этом смысле само Христианство есть такое служение.
Потому-то в Церкви и возможна реальная взаимопомощь. Эта взаимопомощь строится на основе духовного прозрения друг друга и духовной силы служения каждого члена Церкви тем благодатным даром, который он получил. Поэтому каждый член Церкви нужен другому, нужен как любящий и любимый. Если мы равнодушны к человеку, брату или сестре во Христе, независимо от того, хороший он христианин или плохой, то мы еще не христиане. А покуда мы христиане, мы должны чувствовать эту постоянную, но не эгоистически-утилитарную, необходимость друг в друге. Если мы этого не чувствуем, если мы прямо или косвенно скажем кому-нибудь из членов Церкви: «Ты мне не надобен», то повредим самое главное в себе и докажем, что мы сами еще очень и очень нехороши.
В наше время как никогда важно помнить, что не может быть внецерковного христианства, конечно, если и здесь под церковным не подразумевать некий стереотип жизни, т. е. если под Церковью подразумевать всю благодать Церкви, с большой буквы.
Всем нам сейчас нужна углубленная церковность. Нельзя верить только для себя, только «в душе». Вера не должна оставаться бесплодной. Но если человек говорит, что он православно верует, а к Церкви с большой буквы не хочет иметь отношения, такая вера более чем сомнительна. Здесь сразу возникает вопрос: есть ли она и от Бога ли она? И увы, обычно такая вера – не жива. Ведь если нет приводящей человека в Церковь любви к ближнему, то нет и любви к Богу, а значит, и вообще нет жизни по вере. Но живая вера, как и живая любовь, будем помнить, – Христова, а значит, она – всегда крестная и воскресная.
Заканчивая разговор о смысле и значении Пятидесятницы, вспомним и о том, что именно в день Пятидесятницы и Сошествия Святого Духа вступил в действие обетованный Новый Завет с Богом. И пусть открылась пока только первая его фаза – «шестой» Завет, но он уже весь устремлен в будущее, к последнему, метаисторическому «седьмому» Завету – Новому Завету в его Полноте, Завету Полноты вечной Жизни в Боге, Завету Любви, Свободы и Творчества (о нем мы еще будем говорить в теме XV).
Шестой Завет, как и все предыдущие исторические заветы, внутренне противоречив и поэтому обречен окончиться в истории и даже, в отличие от остальных, вместе с историей. Христианство в истории не может не удаться, хотя оно не может и удаться в ней в своей полноте. Историческое христианство тоже должно будет отдать себя следующему, седьмому Завету с Богом, само оставаясь, по словам св. старца Силуана Афонского, лишь «залогом» будущего спасения – преображения и обретения в Полноте Царства Небесного. Но и наш, шестой Завет – это истинный Завет Божий, который вечен. С него началась последняя великая битва – битва Света и Тьмы, битва «до крови», по словам апостола Павла, за Бога во Христе и Его Церковь, за Веру Божью, Христову, и Его Любовь!
В Церкви существует праздник Святой Троицы или, что то же, Сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. Празднуется он не один день, как это часто и бывает с большими церковными праздниками. Но особенно важны первые два дня – сам праздник Троицы и следующий день, который называется «День Святого Духа». По сути это один праздник, ибо и в этот день воспоминается тр о ическое (тр о ичное) Богоявление. Отец посылает Святого Духа через Сына или, что то же, Сын посылает Святого Духа от Отца.
Это такое же Богоявление, что на Кресте и в Воскресении или в Крещении и Рождестве Христовом и т. д. Мы говорили о них как о цепочке великих Богоявлений – особо важных моментов в земной жизни Христа. Но на Пятидесятницу произошло особое, личностное троическое Богоявление. Конечно, как и прочие Богоявления. И Крещение Господне, например, тоже было троическим Богоявлением: «Дух в виде голубине» сходит, Отец свидетельствует, а Сын Божий крестится и являет Себя народу. Но для нас важно, что Дух Святой входит и в каждого из нас, а не только во Христа. Поэтому именно праздник Сошествия Святого Духа называется «Днем Святой Троицы», а не праздник Крещения Господня и т. д., хотя День Святой Троицы действительно во многом подобен Крещению Господню и Его Рождеству. Но там речь была о начале земного пути и служении Христа, а здесь – о возвещении Отцом через Дар Святого Духа Его победы и ее первых плодов, откуда идет начало действия Нового Завета, начало действия «Закона Свободы» и Жизни вечной.
В день Святой Троицы особенно торжественно поется молитва Подателю этой Жизни Святому Духу.
«О Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, о Ты, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и Устроитель Жизни!» (По-гречески это звучит еще сильнее: не просто «Устроитель Жизни», а «Хоре́г Жизни». Это и есть то самое, что мы видели и слышали на Святую Пятидесятницу во 2-й главе Деяний: «шум как бы от несущегося сильного ветра». Дух Святой и есть такой Хорег Жизни, ее «Заводила», способный всех и всё изменять и обновлять.) «Приди и обитай в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши». (Эту молитву просвещаемым теперь можно будет и учить, и использовать в ежедневных молитвах.)
Итак, Дух Святой – Само лицо духовной Жизни в ее совершенстве и святой чистоте.
В День Святой Троицы празднуется «день рождения» Церкви. Поэтому он – торжество жизни Церкви. Не случайно в этот день с древнейших времен было положено, как на Пасху, Рождество и Крещение Господне, крестить оглашаемых. И до сих пор на Литургии оглашаемых, перед чтением Апостола, вместо Трисвятого положено петь входной крещальный стих из Послания к галатам апостола Павла: «Елицы (все вы) во Христа крестистеся (крестившиеся), во Христа облекостеся (облеклись). Аллилуйя! (хвалите приблизившегося Бога)».
Вспомним и икону Святой Троицы прп. Андрея Рублева, ученика великого игумена (начальника) земли Русской прп. Сергия Радонежского. Это одно из проявлений русского православного духа в иконописи, и отсюда его мировое значение.
Отец Павел Флоренский, великий ученый и мыслитель, погибший в сталинских лагерях, как-то писал: «Есть "Троица" Рублева, значит, есть Бог». Это, конечно, надо правильно понять. Не стоит преувеличивать прямой смысл этого высказывания, но оно по-настоящему прекрасно, потому что такого явления Гармонии, Единства, Мира, Красоты, Доброты, такой Любви, как это смог потрясающе выразить в своей иконе прп. Андрей Рублев, явить одними человеческими силами было бы невозможно. Удивительна такая духоносность святой иконы и такая духовность святого человека. В нем лично жила святая Пятидесятница, и на него, несомненно, сошел огненный Дар Святого Духа.
Итак, Пятидесятница – это дар, харизма, служение, жертва, духовное творчество и путь к Преображению. Дай Бог и всем нам приобщиться к ней!