Личность как объект социологии

Домашнее задание.

1. Прочитать и законспектировать лекцию (подробно и от руки). Прислать четкие фотографии конспекта на почту. Для непонятливых: перепишите разборчиво все подчеркнутое! Пожалуйста, пишите темной пастой и делайте четкие фотографии!!!

2. Дайте ответы на контрольные вопросы в конце лекции, используя материал лекции, в электронной форме.

Ответы присылать на почту miss.nefertiti2012@yandex.ru:

Основы социологии и политологии. Тема 3. Социология личности.

План:

3.1. Личность как объект социологии

3.2. Социализация личности

3.3. Детерминация личности

Личность как объект социологии

Человек является объектом изучения многих гуманитарных наук.Каждая из них имеет свой предмет исследования и выявляет интересующие эту науку существенные черты, свойства, качества человека, закономерности его бытия. Из совокупности таких представлений складывается «человекознание», центральное место в котором занимают теории личности, разрабатываемые в рамках психологии и социологии.

Социология личности – область изучения личности как социально-типичного выражения системы общественных отношений и социально-типичного субъекта этих отношений. Социология личности имеет своим предметом социально-исторические и социально-культурные типы личности, а также социально-типичные проявления ролевой структуры личности, являющейся отображением многообразных социальных связей и общественно необходимых функций, реализуемых индивидами.

На социологию личности заметное влияние оказывают философские концепции человека и психологические теории личности. Однако, если в философии больше используют понятие «человек», обозначающее принадлежность к человеческому роду, в психологии обращают внимание прежде всего на индивидуальные психические качества конкретных людей, то в социологии усилия сосредоточиваются на изучении социальных качеств, которые формируются и проявляются у людей в процессе общежития и взаимодействия с другими людьми. Социологию интересует прежде всего человек как элемент социальной системы, как субъект социального действия и взаимодействия с другими людьми, хотя понятно, что в социальных качествах субъекта проявляются и общие родовые, и конкретные индивидуальные качества людей. В социологии личность рассматривается в социальном контексте, т. е. во взаимосвязи человека с социальными институтами, со всеми социальными структурами, с обществом.

Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания себя как субъекта деятельности и члена социума.

В социологии сложилось большое разнообразие подходов к исследованию качеств личности:

• бихевиористский (поведенческий) подход исходит из того, что наука должна описывать только непосредственно наблюдаемые проявления качеств человека при его поведении. Личность при этом характеризуется совокупностью реакций (ответов) на некоторые стимулы (вопросы);

• в ролевой теории личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, обусловленных социальным статусом личности в сообществе или социальной группе;

• теории зеркального «Я» личность понимается как результат социального взаимодействия, в ходе которого человек смотрит на себя как на объект глазами других людей;

• функциональных теориях личность трактуется как субъект действия и характеризуется совокупностью качеств, которые проявляются в действиях людей. Такой подход чаще всего используется в теориях социального управления.

Социологи при исследовании структуры качеств личности используют следующие три понятия:

1) индивид – отдельно взятый человек как представитель человеческого рода, общества, класса, социальной группы, социальной общности;

2) социальный тип – обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств людей, входящих в какую-либо социальную общность;

3) индивидуальность – характеристика уникальности, неповторимости личности, то специфическое, что отличает одного человека от другого.

Взаимосвязь между понятиями состоит в том, что каждый индивид несет в себе в определенной мере типичные качества и свойства тех социальных общностей, в которые он входит, и в то же время остается неповторимой личностью, т. е. индивидуальностью. Эту двойственность каждого из нас Э. Дюркгейм выразил так: «В нас есть два сознания: одно содержит только состояния, свойственные лично каждому из нас и отличающие нас, тогда как состояния, охватываемые вторым, – общи для всей группы. Первое представляет и формирует только нашу индивидуальную личность; второе представляет коллективный тип и, следовательно, общество, без которого он не существовал бы. Когда наше поведение определяется каким-то элементом последнего, мы действуем не из нашего личного интереса, а преследуем коллективные цели. Но эти два сознания, хотя и различны, связаны между собой, так как в итоге составляют одно целое; оба они имеют один и тот же органический субстрат».

Классическая социология заостряет свое внимание преимущественно на устойчивых, типичных качествах личности в разных социальных общностях, выявляя и исследуя типы личности.Так, американский социолог Р. Линтон выделил нормативный и модальный типы личности.Нормативный тип личности представляет такую совокупность социальных качеств, которая наилучшим образом отвечает основным ценностям культуры общества. Модальный тип – это статистически доминирующий тип личности. Величина отклонения между двумя этими типами выступает показателем состояния и движения общества.

При исследовании проблем перехода личности из одной культуры в другую Р. Парком выделил маргинального человека как тип личности, находящегося на стыке культур.Маргинальность сопряжена с дуальностью и определенной размытостью этнического самосознания и возникает прежде всего при миграционных процессах, резких переходах общества в ходе модернизации и т. д. В личном плане маргинальность вызывает психическое напряжение и может привести к разным формам девиантного поведения.

На основе типологии личности по признаку конформности Э. Фромм выделил тип авторитарной личности как основу тоталитарных режимов. Этот тип личности характеризуется такими чертами, как консервативность, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции, нетерпимость к представителям других этнических групп, стереотипность мышления, конформизм и т. д.

Одномерный человек – тип личности, характерный для индустриальной цивилизации. По мнению Г. Маркузе, ему присущи некритическое отношение к существующим порядкам, к поведенческим стереотипам, отсутствие индивидуальности. Свое положение он воспринимает как единственно возможное и не пытается его изменить.

Подобных модальных типов личности разработано много: массовый человек, человек толпы, человек организации и т. д. Все они раскрывают механизм стереотипизации человека в определенных условиях и чаще всего несут негативную характеристику общества. Множество нормативных типов личности раскрывают совокупность требований или желательных качеств человека при выполнении ими определенных функций в конкретных социальных организациях (личность руководителя, личность педагога, личность государственного служащего и т. д.). В первые годы после Октябрьской революции 1917 г. в ходу была любопытная аббревиатура – УСКОМЧЕЛ (усовершенствованный коммунистический человек). Это тоже нормативный тип личности, переросший затем в понятия «социалистическая личность», «советский человек».

Все понятия и характеристики личности используются при исследовании проблем формирования личности и развития ее качеств в неразрывной связи с функционированием и развитием социальной организации, при изучении процессов социализации личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: