Понятие морского судна

Понятие и предмет морского права

Морское право возникло и развивалось в результате длительной практики государств по использованию морских пространств и их живых и неживых ресурсов.

Предметом морского права являются общественные отношения, складывающиеся между различными субъектами права в связи с торговым мореплаванием, под которым понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; гидротехнических, подводно-технических и других работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды;

Правовое регулирование этих видов деятельности также является составной частью морского права. Учитывая, что такое регулирование затрагивает отношения, осложненные иностранным элементом, то такие отношения подпадают под действие международного публичного и международного частного морского права. 

Таким образом, морское право, как комплексная отрасль права, представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения между субъектами права в области торгового мореплавания с учетом специфики этих отношений

Специфика отношений, регулируемых морским правом, и выделение его в отдельную комплексную отрасль права

Морское право не является самостоятельной отраслью права, как государственное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, а носит комплексный характер, то есть регулирование отношений, возникающих в области торгового мореплавания, требует применения норм и методов других отраслей права. И именно спецификой регулируемых морским правом отношений объясняется наличие в нем норм, которые по своей природе являются гражданскими, административными, трудовыми и т.д.

Специфичной является функция капитана судна в части проведения дознания в случае совершения преступления на судне, находящемся в плавании.

Морское право регулирует весьма разнородные по своей природе и содержанию отношения.

Необходимость применения норм морского права в сочетании с нормами основных, самостоятельных отраслей права предусмотрена во многих статьях КТМ РФ

Таким образом, морское право представляет собой стройную систему правовых институтов, органически связанных как друг с другом, так и с другими отраслями права.

Понятие и виды источников морского права.

Источником права называют конкретные юридические формы правовых норм. Основными видами источников права являются нормативные акты, судебные прецеденты и правовые обычаи.

Нормативный акт издается тем или иным органом государства и содержит установленные этим органом нормы права. Главным источником всего российского права является Конституция РФ.

Судебный прецедент (от англ. precedent) служит источником права в ряде стран (Англия, США), и сущность его признания источником права состоит в том, что решение, вынесенное судом по конкретному делу, признается обязательным для разрешения аналогичных дел судами равной или низшей инстанции этого же государства, то есть в этом случае за судом признается право на создание нормативного акта.

Обычай – это правило поведения, которое сложилось постепенно и в результате многократного применения приобрело характер традиции, привычки, то есть стало общепринятым.

Международный договор как источник морского права 

Источниками международного морского права являются международные соглашения - договоры, которые чаще всего называются конвенциями, хотя имеются и другие наименования: меморандум, пакт, трактат, правила и т.д. Применительно к публичному морскому праву они охватывают вопросы, касающиеся определения прав и обязанностей государств в Мировом Океане.

Источниками морского частного права, регулирующего имущественные отношения в области торгового мореплавания, осложненные международным или иностранным элементом также являются международные конвенции, такие как Брюссельская конвенция 1924 года, Гаагско-Висбийские правила 1968 года и Гамбургские правила 1978 года о коносаментах и др.

Всего имеется свыше 60 международных конвенций и соглашений.

Международные договоры, как источники морского права, связывают государства-участников как субъектов международного права, и при ратификации международного договора происходит переход его норм в нормы национального права и даже на их основе создаются нормы внутреннего права государства.

Порядок действия международного договора определяется самим договором.

Конституция РФ, КТМ РФ и другие законы РФ и указы Президента РФ

Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

Основным законодательным актом в области торгового мореплавания является КТМ РФ, который был принят 30 апреля 1999 года и вступил в силу с 1 мая 1999 года. С его принятием утратил силу КТМ СССР 1968 года.

Кодекс состоит из 27 глав и 430 статей. Его структура следующая:

К другим нормативным актам следует отнести законы в области торгового мореплавания (о государственной границе РФ, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне, территориальном море и прилежащей зоне и т.д., а также указы Президента РФ, в частности, указ Президента РФ от 1 декабря 1992 года «О мерах по возрождению торгового флота России», который был отменен в начале 2002 года

Понятие морского судна

Под судном в Кодексе торгового мореплавания РФ понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (ст.7 КТМ РФ).

Таким образом, ни национальное законодательство, ни международные договоры универсального определения понятия «судно» не содержат.

В морском праве судно рассматривается как техническое средство и как учреждение, выполняющее определенные задачи в соответствии со своим назначением и имеющее внутреннюю организацию.

 Судно не является юридическим лицом. Морское судно может быть объектом определенных имущественных прав.

судно можно определить, как плавучее транспортное средство, несущее флаг государства регистрации, имеющее название или/и номер, укомплектованное экипажем и обеспеченное судовыми документами в соответствии с нормами международного права.

На судно в открытом море распространяются законы того государства, под флагом которого оно плавает. При заходе морского торгового судна в иностранные порты, внутренние воды или территориальное море оно подпадает под действие суверенной власти прибрежного государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: