Право плавания под Государственным флагом РФ

Каждое судно должно иметь определенную национальность, т.е государственную принадлежность, указывающую законам какого государства оно подчиняется. Внешним выражением национальности судна является флаг, под которым оно плавает.

Несение судном флага того или иного государства означает также, что оно находится под защитой государства предоставившего свою национальность и право плавать под его флагом.

В соответствии со ст. 94 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., каждое государство определяет условия предоставления права плавания под его флагом и обязано эффективно осуществлять свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом, в административных, технических и социальных вопросах.

Право плавания под Государственным флагом РФ возникает у судна с момента государственной регистрации его в одном из реестров судов РФ и удостоверяется Свидетельством о праве плавания под Государственным флагом РФ.

КТМ РФ устанавливает, что право плавания под Государственным флагом РФ предоставляется судам, находящимся в собственности:

граждан РФ;

юридических лиц в соответствии с законодательством РФ;

Российской Федерации,

субъектов Российской Федерации;

муниципальных образований.            

Регистрация судов и «удобные флаги»

Право собственности на морское судно

Основное содержание права собственности на морское судно раскрывается через три важнейших правомочия собственника: права владения (реального обладания судном), права пользования (извлечения пользы, выгоды) и права распоряжения (продаже, дарению, передаче в доверительное управление).

Согласно ст.12 КТМ РФ суда могут находиться в собственности: граждан и юридических лиц независимо от того, имеет ли гражданин российское гражданство и является ли юридическое лицо таковым по законодательству РФ.

Право собственности на судно удостоверяется специальным документом – Свидетельством о праве собственности на судно (Certificate of Оwnership), выдаваемым органом, осуществляющим государственную регистрацию судна в одном из реестров судов РФ.

В нем содержится основные данные о судне.

В соответствии со ст. 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того является ли оно собственником судна или эксплуатирует его на ином законном основании.

Судовладельцем считается лицо, которое эксплуатирует судно от своего имени и на законном основании. Например, от своего имени судно эксплуатируется фрахтователем по договору тайм-чартер или бербоут-чартер; по договору доверительного управления передается судно в доверительное управление для его эксплуатации за вознаграждение в интересах собственника.

Судовые документы

Правовой статус судна, его основное назначение, техническое состояние и другие элементы, имеющие важное юридическое значение, удостоверяются судовыми документами, предусмотренными как законодательством государства флага, так и международными договорами (ст.25 КТМ РФ).

Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации (Certificate of Navigation under the Flag of the Russian Federation),

Свидетельство о праве собственности на судно (Certificate of Оwnership)

Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (Certificate of Insurance or Other Financial Security in Respect of Civil Liability for Oil Pollution Damage)

Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами (Certificate of Insurance or Other Financial Security in Respect of Civil Liability for the Carriage of Dangerous Chemicals in Bulk)

Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом (Certificate of Insurance or Other Financial Security in Respect of Civil Liability for Bunker Oil Pollution Damage).

Свидетельство о минимальном безопасном составе экипажа судна (Certificate of Minimum Safe Manning)

Журнал непрерывной регистрации истории судна (Continuous Synopsis Record)

Международное свидетельство об охране судна (International Ship Security Certificate)

Судно должно иметь также свидетельства, подтверждающие его технические характеристики и техническое состояние, выдаваемые органом классификации и освидетельствования судов.

В соответствии с положениями СОЛАС-74 грузовые суда должны иметь: Свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции (Cargo Ship Safety Construction Certificate);

Свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению (Cargo Ship Safety Equipment Certificate);

Свидетельство о безопасности грузового судна по радиооборудованию (Cargo Ship Safety Radio Certificate).

Свидетельство о безопасности грузового судна (Cargo Ship Safety Certificate).

Свидетельство об изъятии (Exemption Certificate).

Свидетельство о безопасности пассажирского судна (Passenger Ship Safety Certificate).

Документ о соответствии (Document of Compliance)

Свидетельство об управлении безопасностью (Safety Management Certificate)

Международное мерительное свидетельство (International Tonnage Certificate).

Специальное мерительное свидетельство для Суэцкого канала (Suez Сanal Special Tonnage Сertificate)

Мерительное свидетельство для Панамского канала (Panama Сanal Tonnage Сertificate)

Свидетельство о грузовой марке (Load Line Сertificate)

Международное свидетельство об изъятии для грузовой марки (International Load Line Exemption Сertificate)

Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью (International Oil Pollution Prevention Сertificate);

Международного свидетельства о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом (International Pollution Prevention Сertificate for the Carriage of Noxious Liquid Substances in Bulk);

Международного свидетельства о предотвращении загрязнения сточными водами (International Sewage Pollution Prevention Сertificate),

Международного свидетельства о предотвращении загрязнения мусором (Garbage Pollution Prevention Сertificate),

Международного свидетельства о предотвращении загрязнения атмосферы с судов (International Air Pollution Prevention Сertificate);

Международного свидетельства по предотвращению загрязнения атмосферы двигателем (International Engine Air Pollution Prevention Сertificate).

 

Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью (Shipboard Oil Pollution Emergency Plan – SOPEP),

План чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением моря вредными жидкими веществами (Shipboard Marine Pollution Emergency Plan for Noxious Liquid Substance – SMPEP).

Свидетельство о соответствии противообрастающими системами (Statement of Сompliance for Anti-fouling System)

Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве (Maritime Labour Certificate)

Классификационным свидетельством (Classification Сertificate).

Разрешение на судовую радиостанцию и радиожурнал (Ship Radio Station Licence)

Свидетельство об освобождении судна от санитарного контроля/ Свидетельство о прохождении судном санитарного контроля (Ship Sanitation Control Examination Certificate)

Судовая роль (Сrew List)

На судне ведутся журналы, которые отражают работу судна и его механизмов, а также операции с веществами, представляющими угрозу для окружающей среды.

Судовой журнал (Log Book)

Машинный журнал (Engine Log Book)

Журнал операций со сточными водами (Sewage Record Book), Журнал операций с мусором (Garbage Record Book) и Журнал нефтяных операций (Oil Record Book).

Руководство для записи операций в журнале нефтяных операций.

Санитарный журнал

Судовое санитарное свидетельство на право плавания

Свидетельство об освобождении судна от санитарного контроля/ Свидетельство о прохождении судном санитарного контроля (Ship Sanitation Control Examination Certificate)

Морская медико-санитарная декларация (Maritime Declaration of Health)

Свидетельство о пригодности судна к перевозке опасных химических грузов наливом (Certificate of Fitness for the Carriage of Dangerous Chemicals in Bulk))

Свидетельство о пригодности судна к перевозке сжиженных газов наливом (Certificate of Fitness for the Carriage of Liquefied Gases)

Свидетельство по безопасности высокоскоростного судна (High-speed Ship Safety certificate).

Свидетельство о безопасности ядерного грузового судна (Nuclear Cargo Ship Safety Certificate).

Все судовые документы, за исключением Свидетельства о праве собственности (Судового билета) и Документа о соответствии должны находиться на судне в подлинниках.

8. Судовой экипаж

Состав экипажа морского судна

Согласно Конвенции по облегчению международного судоходства 1965г., членом экипажа признается любой человек, действительно занятый во время рейса на борту выполнением обязанностей, связанных с эксплуатацией судна или обслуживанием на судне, и включенным в судовую роль.

Согласно ст.52 КТМ РФ в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава и судовая команда (все лица, не относящиеся к командному составу судна). К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи.

В соответствии со ст.53 КТМ РФ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для обеспечения безопасности мореплавания, защиты морской среды, выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна (недопущение перегрузки членов экипажа судна работой).

Судовой экипаж

Состав экипажа морского судна

Согласно Конвенции по облегчению международного судоходства 1965г., членом экипажа признается любой человек, действительно занятый во время рейса на борту выполнением обязанностей, связанных с эксплуатацией судна или обслуживанием на судне, и включенным в судовую роль.

Согласно ст.52 КТМ РФ в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава и судовая команда (все лица, не относящиеся к командному составу судна). К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи.

В соответствии со ст.53 КТМ РФ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для обеспечения безопасности мореплавания, защиты морской среды, выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна (недопущение перегрузки членов экипажа судна работой).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: