Правовой статус капитана судна

Правовой статус капитана регламентирован законодательством РФ, международными договорами, а также инструкциями судовладельца.

Капитан несет ответственность за безопасность судна, его пассажиров, экипаж и груз, охрану окружающей среды. На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение (ст.61 КТМ РФ).

Согласно ст.62 КТМ РФ капитан судна обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море. Согласно Правилу V/33 СОЛАС-74 капитан судна, находящегося в море, получив сообщение о бедствии, обязан полным ходом следовать на помощь людям, терпящим бедствие.

За неоказание помощи людям, терпящим бедствие на море, капитан судна несет уголовную ответственность (ст.270 УК РФ).

Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан после их столкновения, если он может это сделать без серьезной опасности для своих пассажиров, членов экипажа судна и своего судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и членам его экипажа (ст.63 КТМ РФ).

Регистрация судов и «удобные флаги»

В современном международном торговом судоходстве широко используются четыре формы эксплуатации морских транспортных судов, непосредственно связанных с флагом судна: 

эксплуатация судна под национальным флагом;

эксплуатация судна под национальным флагом, но в так называемом «втором (международном) регистре»;

перевод (регистрация) судна под иностранный флаг;

передача судна в аренду с правом последующего перехода в собственность арендатора (на условиях «лизинга» или «бербоут-чартера»).

В соответствии со ст. 33 КТМ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов РФ:

Государственном судовом реестре;

Реестре маломерных судов;

Бербоут-чартерном реестре;

Российском международном реестре судов;

Реестре строящихся судов.

В настоящее время торговый флот большинства экономически развитых стран мира в значительной степени зарегистрирован под «удобными» флагами. Под иностранным флагом работают свыше 60% российских судов.

Основные признаки страны «удобного» флага следующие:

судами могут владеть и контролировать их иностранцы;

легко войти в реестр и выйти из него;

судоходство имеет низкие налоги или вообще не облагается налогами;

заинтересованная страна не использует тоннаж для собственных целей, но желает извлекать выгоду из сборов по тоннажу;

суда свободно комплектуются иностранцами.

Международные регистры созданы правительствами морских стран как дополнение к обычным национальным регистрам в качестве альтернативы институту «удобных» флагов.

Одним из основных аргументов противников открытой регистрации является ограниченный контроль над судном со стороны государства флага.

В феврале 1986 г. в Женеве была принята Конвенция ООН об условиях регистрации судов, которая была направлена против открытой регистрации судов «удобных флагов». Эта конвенция обязывает государство эффективно осуществлять свой контроль над судами, обеспечивать идентификацию собственников и операторов судов, решать административные, технические и социальные вопросы.

Судно может плавать только под флагом одного государства и не может изменить его во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации.

13 Международная Организация труда как специализированное учреждение ООН в области социально-трудовых отношений.

МОТ была создана вместе с Лигой Наций в 1919 году на основании Версальского договора как ее автономная организация. После Второй мировой войны в 1946 году она стала первым специализированным учреждением ООН.

Являясь межправительственной организацией, МОТ состоит, однако, не только из представителей правительств, но и из представителей объединений работодателей и представителей трудящихся. Такая уникальная трехсторонняя структура позволяет представителям работодателей и трудящихся – «социальным партнерам» в экономике - иметь равный с представителями правительств голос при разработке программ МОТ.

Это дает возможность наиболее объективно и с учетом интересов всех участников решать вопросы по разработке международных норм, регулирующих трудовые отношения, в том числе в области социальной защиты моряков.

Структуру МОТ составляют: (

1) Международная конференция труда;                                        (2) Административный совет;                                            (3) Международное бюро труда;                                                (4) Трехсторонние комитеты;                                            (5) Региональные и специальные конференции.

Конференция также является международным форумом, на котором обсуждаются трудовые и социальные проблемы, значимые для всего мира. От каждого государства в конференции участвуют четыре делегата: два – от правительства и по одному – от трудящихся и работодателей. Они независимы и имеют право голоса. В помощь делегатам приданы технические советники. Если обсуждаемые темы касаются положения женщин, то один из советников должен быть женщиной.

Деятельность МОТ охватывает четыре сферы: (1) улучшение условий труда и жизни; (2) стимулирование занятости; (3) раскрытие потенциала рабочей силы; (4) развитие социальных институтов. Для выполнения своих задач МОТ использует такие методы, как установление международных норм и контроля за их соблюдением, техническое сотрудничество и исследовательскую работу, подготовку документации и распространение информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: