Юрисдикция прибрежного государства в отношении судов, совершающих мирный проход

Под юрисдикцией прибрежного государства в отношении иностранных судов, совершающих мирный проход, понимается компетенция государственных органов по регулированию отношений, связанных с осуществлением прохода, а также совокупность их правомочий разрешать правовые споры и с помощью суда оценивать действия субъектов указанных правоотношений, а в случае необходимости применять санкции к правонарушителям.

Конвенция ООН 1982 г. рассматривает вопрос объема полномочий прибрежного государства в отношении судов, совершающих мирный проход, через установление правил, Применяемых:

1) ко всем судам;

2) к военным кораблям и другим государственным судам, эксплуатируемым в не­коммерческих целях;

3) к торговым судам и государственным судам, эксплуатируемым в коммерческих целях.

Анализ положений Конвенции ООН 1982 г. позволяет утверждать, что прибреж­ное государство может принимать в соответствии с положениями указанной Конвен­ции и другими нормами международного права законы и правила, относящиеся к мир­ному проходу через территориальное море, в отношении нижеследующих вопросов:

а) безопасность судоходства и регулирования движения судов;

б) защита навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок;

в) защита кабелей и трубопроводов;

г) сохранение живых ресурсов моря;

д) предотвращение нарушения рыболовных законов и правил прибрежного госу­дарства;

е) сохранение окружающей среды прибрежного государства и предотвращение, сокращение и сохранение под контролем ее загрязнения;

ж) морские научные исследования и гидрографические съемки;

з) предотвращение нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного государства.

           20 Внутренние морские воды.

К внутренним морским водам (internal waters) относятся морские пространства, входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. 

Они включают в себя: моря, омывающие берега одного или двух государств с шириной входа менее 24 миль; воды заливов, губ, бухт, лиманов с шириной входа менее 24 миль; воды портов; заливы и проливы шириной более 24 миль, исторически принадлежащие данному государству

В этот перечень можно включить также воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда побережье сильно изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов.  

Правовой режим внутренних морских вод, в том числе портов устанавливается не только национальным законодательством, но и международным правом в тех случаях, когда государство открывает свои порты для захода иностранных судов, и список таких портов публикуется в «Извещениях мореплавателям», в России среди них наиболее крупные порты Новороссийск,

Для унификации требований в отношении международных документов, стандартов, практики и процедур и для упрощения до минимума формальностей, облегчения и ускорения морского судоходства и предотвращения ненужных задержек судов в 1965 г. была принята Конвенция по облегчению международного морского судоходства (с поправками 1973 г. и поправками к приложению 1977, 1986, 1987, 1990, 1992 и 1993 гг.).

21 Территориальное море и прилежащая зона.

Территориальное море (territorial sea) – это морской пояс шириной до 12 морских миль, отсчитываемой от исходных линий, примыкающий к сухопутной территории и внутренним

 водам прибрежного государства, входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом.

 Вопрос о ширине территориального моря был решен в Конвенции 1982 года по морскому праву, которая установила

12-мильную ширину территориального моря, отсчитываемую от исходных линий, обычно от линии наибольшего отлива. Внешняя граница территориального моря для прибрежного государства является его государственной границей на море.

Основанием для включения территориального моря в состав государственной территории прибрежного государства являются интересы обеспечения безопасности этого государства со стороны моря, а также важное экономическое значение для него прибрежной морской полосы.

режима его территориального моря).

В территориальном море осуществляется уголовная и гражданская юрисдикция прибрежного государства на тех же условиях, как об этом говорилось ранее.

Прилежащая зона (contiguous zone) – это полоса открытого моря определенной ширины, прилегающая к территориальному морю государства, шириной не более 24 морских миль, отсчитываемой от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, в которой прибрежное государство осуществляет контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря и для наказания за нарушения таких законов и правил (ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.) Назначение этих зон состоит в том, что в них прибрежное государство осуществляет контроль за соблюдением всех правил в пределах его территории или территориального моря и наказывает за их нарушение. Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходной линии, от которой измеряется ширина территориального моря.

В России правовой режим и регулирование использования территориального моря и прилежащей зоны осуществляется в соответствии с ранее указанным федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» 1998 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: