Во всех эластомерных аппаратах используется эффект динамических потерь при перетекании эластомера через малый кольцевой зазор. Величина такого зазора составляет десятые доли миллиметра при номинальном диаметре поршня 120—150 мм. Этим условием определяются высокие требования к точности изготовления аппарата в целом н к точности центрирования поршня на всем длине рабочего хода. Высокие требования к прочности рабочего цилиндра обусловлены большими рабочими давлениями, достигающими 450 МПа (4500 кгс/см).
Аппарат 73ZW состоит из корпуса, эластомерного амортизатора, упорной плиты. в которой закреплены монтажные болты. На каждой паре болтов установлена монтажная планка, закрепленная типовым креплением, состоящим из шайбы, гайки и шплинта. При подготовке к установке на вагон аппарат сжимают на прессе и между монтажной планкой и приливом корпуса устанавливают дистанционный вкладыш. Для беспрепятственного выпадения вкладышей аппарат должен быть правильно сориентирован при постановке на вагон (в соответствии с надписями "ВЕРХ" на упорной плите и монтажной планке), иначе монтажный болт упорной плиты может помешать выпадению вкладышей. Усилие начальной затяжки аппарата составляет 200кН, поэтому для его обслуживания в депо необходимо иметь мощный пресс с усилием не менее 300кН В условиях вагонного депо инструкцией по обслуживанию аппарата предусмотрены лишь замена упорной плиты и смазка корпуса. Работы по ремонту самого эластомерного амортизатора должны производиться только на заводе-изготовителе или в организованных изготовителем специализированных пунктах обслуживания.
|
|
При частичной разборке аппарата в депо необходимо установить аппарат вертикально на упорную плиту, отвинтить гайки бокового крепления, снять монтажные планки и поднять корпус аппарата. Сборка аппарата производится в обратной последовательности. Конструктивной особенностью аппарата АПЭ-120Иявляется наличие в корпусе двух камер А и Б, заполненных эластомером и разделенных герметичной перегородкой. В цилиндрической камере перемещается поршень со штоком, имеющим разные диаметры справа и слева от поршня. Часть штока меньшего диаметра через направляющую и уплотнительную буксу перегородки входит в сферическую камеру. При сжатии аппарата в цилиндрической камере за счет перетекания эластомера через зазор между поршнем и корпусом происходит поглощение энергии, а высокое давление в камере обеспечивает надежное восстановление аппарата при снижении нагрузки, т. е. выполняет только функции упругого элемента и создает необходимое усилие при статическом нагружении. В теле поршня имеются обратные клапаны для уменьшения сопротивления перетеканию эластомерного материала при обратном ходе. Заправочные клапаны расположены в крышке и в штоке, что дает возможность при заправке аппарата устанавливать разные зарядные давления в камерах. Динамическая характеристика аппарата ЛПЭ-120И при соударении вагонов массой 100т со скоростью 14км/ч.
|
|
У аппарата АПЭ-95-УВЗ в корпусе размешен рабочий цилиндр амортизатора с глухой и проходной крышками. Крышки установлены в цилиндре на резьбе, герметизированной неподвижным уплотнением. Шток с поршнем перемешается в направляющей буксе проходной крышки и блоке подвижного уплотнения штока. Поршень снабжен обратным клапаном. Стержень, закрепленный в глухой крышке, предназначен для центрирования штока при его рабочем ходе. Кольцевой зазор между поршнем и стенкой цилиндра предназначен для перетекания эластомера при сжатии аппарата.
Отличительной особенностью аппарата ЭПА-120является литой корпус, выполненный в виде объединенной отливки с тяговым хомутом. Штокс поршнем неподвижен относительно корпуса и закреплен в задней крышке, снабженной стаканом для увеличения рабочего объема подвижного цилиндра. За счет большого объема рабочих камер и большого диаметра штока в аппарате ЭПА-120 рабочее давление не превышает 200МПа (200кгс/см), что позволяет использовать менее высокопрочные и более дешевые материалы.