Правовой реализм в европейских странах

Реалистические философско-правовые концепции европейских мыслителей опираются на иные методологические основания. Феномен права рассматривается в качестве одной из важнейших сфер общественной жизни, в которой воплощаются реальные потребности и моральные представления граждан.

Реалистические воззрения в немецкой философии права и юриспруденции сохраняют определённые черты немецкой философской традиции. Основоположником реалистической теории права в Германии стал Рудольф Иеринг (1818 – 1892).

Сущность права заключается не в формальном определении норм, а в практическом осуществлении: «Правовая норма, никогда не осуществлявшаяся или переставшая осуществляться, не имеет больше никакого права на это наименование». Позиция Р. Иеринга: «Право существует для того, чтобы осуществляться. Осуществление есть жизнь и истина права, оно есть само право. Что не переходит в действительность, что находится лишь в законах, на бумаге, то является лишь фиктивным правом, пустыми словами, и наоборот, то, что осуществляется в виде права, есть право, даже если его нет в законах и если народ и наука ещё не осознали его».

Формальное определение права не раскрывает его социального назначения. От юридических норм Р. Иеринг переходит к интересам и целям, категориям, скорее, социологическим, чем правовым. Правом он называет «охраняемые государством интересы общества», «систему социальных целей, гарантируемых принуждением» со стороны государства. Так как интересы и цели отдельных людей и социальных групп не совпадают, то право постоянно оказывается ареной социального противоборства, поскольку «интересу управомоченного в сохранении права всегда противостоит интерес другого в неуважении этого права». Роль права в борьбе за существование состоит в том, чтобы добиться «перевеса общих интересов группы над частным интересом индивида». Задача государства – отстаивать общие интересы, что и образует право. Даже право частной собственности может быть ограничено во имя общественных интересов.

Любые существующие правовые положения и институты не предначертаны людям изначально, а являются результатом исторического опыта. Право порождается не идеалами, не истиной, не чувством справедливости, а властью и практическими потребностями. Право – вторая природа власти, средство осуществления господства. Право не мыслимо без силы и принуждения, может быть как хорошим, так и плохим. Фактически Р. Иеринг отождествляет право и власть: «…смотря по тому, какая именно власть держит в руках перо, та власть и вписывает в таблицы свои законы». Право заключает в себе не только норму, но и механизм её осуществления посредством принуждения со стороны государства. Вследствие этого Р. Иеринг считал именно государство единственным источником права.

Реалистические концепции во Франции опираются на основные положения философии позитивизма Огюста Конта (1798 – 1857) и социологии Эмиля Дюркгейма (1858 – 1917). Предметом социологии, согласно Э. Дюркгейму, является изучение «социальных фактов» (юридических, моральных и др.), причём основной социальный факт – солидарность. В этом смысле объективны только коллективные представления.

Французские правоведы и философы Жорж Дави (1883 – 1976), Анри Леви-Брюль (1884 – 1964), Жорж Гурвич (1894 – 1965) также полагали, что право выражает ценности общественного мнения, то есть то, что общество хотело бы в нём видеть. В представлениях и верованиях коллективного сознания «должное» и «сущее» едины. И потому судебная практика более объективна, нежели правовые нормы, поскольку в ней отражён коллективный опыт людей. Судья, по мнению реалистов, в большей степени руководствуется «общим мнением», а не законом. А. Леви-Брюль указывает на то, что существует множество легальных предписаний вне государственной власти, то есть государство и право не связаны друг с другом. Характерна и идея Ж. Гурвича о революции против юридического верховенства государства «внутри и вовне». В силу этого критерием правомерности человеческого поведения становится социальная солидарность, выраженная прежде всего в разделении труда и его правовом оформлении.

 

Социологическая юриспруденция

Школа правового социологизма возникает на рубеже XIX – ХХ веков как реакция на господство нормативизма в предшествующий период. Новая школа не сводила право к тексту законов, а юридическую науку – к формально-догматическому анализу этих текстов, служащему подспорьем для судебной практики. Задача состояла в изучении права в контексте социальной жизни, в действии, осуществлении, развитии, в отличие от права, застывшего в книгах. Данная научная школа в правоведении сформировалась под влиянием социологии, основной принцип которой состоит в изучении взаимосвязей разных сторон общественной жизни, одной из которых и является право.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: