Либертарно-юридическая теория права

Либертаризм (либертарианство) – политическая философия и идеология, которая выдвигает в качестве основного принципа свободу воли человека, выдвигая на первый план задачи максимально возможного расширения личных и экономических свобод, устанавливает запрет на «агрессивное насилие» со стороны государства или допускает только принудительное взимание налогов.

Термин «либертарианство» был предложен американским философом Уильямом Белшамом (1752 – 1827) в эссе «О свободе и необходимости» (1789) как противовес религиозному детерминизму. В современном значении этот термин стал использовать в 40-е годы ХХ века американский политик и основатель Фонда экономического образования Леонард Рид (1898 – 1983).

Естественно-правовое течение в либертарианстве (деонтологический либерализм) исходит из того, что каждый человек обладает определёнными природными (моральными) правами, главным образом правом на автономию личности, которое не должно нарушаться законами. Мораль либертарианцев не допускает какого-либо посягательства на личность и собственность или оправдания такого посягательства даже со стороны государства ни при каких обстоятельствах. Наиболее известные сторонники данного направления философии права – Айн Рэнд (1905 – 1982), Мюррей Ротбард (1926 – 1995), Ханс-Херманн Хоппе (р. 1949), Дэвид Боуз (р. 1953) и др.

В России философии либертаризма получила развитие в 80-е годы ХХ века. Основу либертарной теории составляет «концепция различения права и закона», которая была изложена в монографии Владика Сумбатовича Нерсесянца (1938 – 2005) «Право и закон» (1983). Он выделяет два противоположных друг другу типа правопонимания:

1) юридическое (от лат. jus – право) – приоритет права над законом;

2) легистское (от лат. lex – закон) – сведение права к законодательству.

Различение права и закона основано на разделении сущности права и правовых явлений, выражаемых законами. Право включает в себя целый комплекс объективных закономерностей, необходимостей, правил и требований социальной жизни, который и определяет «смысл, содержание, характер и цели официального законодательства». Право первично, а закон вторичен.

Право и государство В. С. Нерсесянц понимает как «всеобщие и необходимые формы свободы, равенства и справедливости в общественной жизни людей». «Правовое равенство – это равенство свободных и равенство в свободе, общий масштаб и равная мера свободы индивидов». Отсюда выдвигается формула, что «право – математика свободы». В. С. Нерсесянц осуждал как смешение правового (формального) равенства с разного рода эгалитаристскими (фактически уравнительными) требованиями, так и противопоставление «фактического равенства» формальному. В связи с этим либертарная теория допускает неповиновение «неправовым законам», которые расходятся с требованиями свободы и справедливости.

Государство в либертаризме понимается как «правовая (то есть основанная на принципе формального равенства) организация публичной (политической) власти свободных индивидов». Иными словами, признаётся только правовое государство, которое гарантирует хотя бы части подвластных свободу. Задача такого государства, как отмечает ещё один приверженец этой теории – Владимир Александрович Четвернин (р. 1954) – служение обществу, выражение всеобщего интереса, обеспечение свободы, безопасности и собственности частных лиц.

Либертарно-юридическая теория с её акцентом на свободе представляет собой воспроизведение философского подхода к праву, классические образы которого были разработаны И. Кантом и Г. Гегелем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: