Эмпатия как эмоциональное устремление

Если мы вернемся к двум стержневым слагаемым поня­тия устремления — "хочу" и "могу", то эмоциональному устремлению на уровне "хочу" будут соответствать в сфере "Я — Другие" — эмпатия; в сфере "Я — Сам" — само­приятие, самочувствие; в сфере "Я — Природа" — " вчувствование ", в сфере "Я — Рукотворный мир" — эсте­тические переживания; на уровне "могу" — владение языком эмоций, его "алфавитом" и эмпатийным языком (более вы­сокий уровень) (рис. 14).

При этом оговоримся, что хотя эмпатийный язык и вы­делен нами особо, как имеющий свою специфику, однако он состоит из простейших элементов языка эмоций.

Рис. 14. Схематическое изображение эмоционального устремления

 

--- 123 ---

В плане усвоения общечеловеческих идеалов, нравствен­ных мотивов феномен эмоциональной эмпатии как устремления чрезвычайно важен.

Эмоциональная эмпатия является психической основой гуманных отношений в системах "ребенок — взрослый" и "ребенок — ребенок". Такие отношения складываются при условии переживания ребенком полноценных, социально адекватных эмпатийных процессов, когда и семья, и воспи­татель не только декларируют нормы поведения, но и руководствуются ими в собственном поведении.

Восприятие сказки дошкольниками показано с точки зре­ния экспериментального анализа эмпатийного процесса, выявления отдельных его этапов и причин их незавершен­ности, так как этот процесс развертывается во всей своей полноте и возможной временной протяженности. Отметим наиболее важные положения:

а) Эмпатию как феномен, включенный в контекст жиз­ненных отношений людей, удобно рассматривать как своеобразный эмоциональный процесс, который в генетиче­ском аспекте представляет собой трехзвенную цепочку (сопереживание — сочувствие — импульс к содействию), где каждое звено занимает свое определенное место; функцио­нирование   звена   обеспечивается   соответствующим психологическим механизмом.

б) Эмпатийный процесс основывается на фундаменталь­ной человеческой потребности — потребности в другом человеке. Началом этого процесса можно считать эмпато-генную ситуацию (эмоциональное     состояние другого); эмоциональное заражение "запускает" эмоциональную иден­тификацию (отождествление) с другим (объект эмпатии), которое представлено субъекту эмпатии в качестве сопере­живания, т. е. переживания аналогичных эмоций другого.

Познавательные компоненты, включенные в процесс в связи с желанием разобраться в ситуации, вызывают ослаб­ление идентификации, способствуют переводу субъекта на собственную позицию, а также обусловливают переход ко второму этапу эмпатийного процесса — сочувствию.Адек-ватное сочувствие требует от субъекта эмпатии определенного уровня интеллектуального развития и нали­чия способности в социальном ориентировании, порой очень сложном. Сочувствие и анализ ситуации вызывают импульс к содействию, а результатом эмпатийного процесса, по ко­торому можно судить о характеристиках отдельных его звеньев, является акт реального содействия.

--- 124 ---

в) В онтогенетическом плане пропуск любого звена эм­патийного процесса приводит к искажениям эмоционально-мотивационной сферы личности. Наблюдаемые в жизни "оборванные" эмпатийные цепочки, особенно в звене сопереживания, привели к ошибочному заключению о суще­ствовании двух форм эмпатии: сопереживания и сочувствия, с подчеркиванием негативной роли устойчивого сопережива­ния для личностного развития. Для формирования эмпатийных процессов, а также для коррекции псевдоэмпатии трудно переоценить роль сопереживания как энергетического заряда, запускающего весь процесс.

г) Развитие эмпатийных процессов в личностном плане идет не только от элементарных форм к высшим, но и от более полных — к "свернутым" процессам, как бы содер­жащим в точечной форме эмоциональный потенциал целостного процесса, способный обеспечить в соответствую­щих условиях его полное или частичное развертывание. В зависимости от условий и особенностей личности чаще всего оказывается "свернутым" сопереживание, а иногда и прояв­ления сочувствия и на поверхности выступает "чистое" содействие (у взрослого это связано с закономерной эконо­мией эмоциональных проявлений и с требованиями наличной ситуации). Однако эмпатийный стиль взаимодействия с дру­гими закладывается на основе когда-то пережитых эмпатийных процессов, что особенно важно для выявления психологических основ нравственного развития личности до­школьников.

д) Изменение интенсивности эмоциональной идентифика­ции позволяет довести эмпатийный процесс до результативного момента — содействия (помогающего пове­дения, разделения радости другого). Подобное управление базируется на сочетании знания и выявления основных пси­хологических закономерностей эмпатии, с педагогическим искусством воспитывающих (родителей, родных, воспитате­лей, учителей), их творчеством, находчивостью, способностью к самым неожиданным экспромтам при наличии индивиду­ального подхода взрослого к детям.

Обучение моральным нормам и правилам и следованию им является необходимым, но недостаточным условием для такого формирования, поскольку оно затрагивает самые по­верхностные слои структуры субъективного опыта, которые весьма изменчивы, подвижны и в целом зависимы от тре­бований наличной ситуации. Только проникновение в эмоционально-мотивационную сферу, в частности в эмпатийную, которая регулируется нравственным мотивом, даст

--- 125 ---

возможность добраться до глубинных ядерных слоев струк­туры личностного опыта, в котором компонуются жизненные смыслы и значения, из которого транслируются основные побуждения субъекта, стоящие за конкретными действиями и часто не обнаруживаемые в экспериментальных ситуациях и наблюдениях. Однако именно эти побуждения могут нео­жиданно разрушить поверхностный слой, благополучный с точки зрения сформированных моральных правил, особенно когда дело касается жизненных ценностей личности. Ребе­нок-дошкольник, почти во всем зависимый от взрослых, как бы "подпираемый" ими, проявляется в основном (за исклю­чением особых ситуаций) в этом поверхностном слое, на который и направлены все воспитательные воздействия взрослых — "следует или не следует нормам поведения" и "как заставить им следовать". А в это же время стихийно закладываются ядерные слои субъективного опыта ребенка, которые обнаружат себя в старшем возрасте.

Таким образом, условно продленные эмпатийные процес­сы, сливаясь, переплетаясь, образуют то эмпатийное поле, которое побуждает ребенка, а впоследствии и взрослого, за­хотеть и стремиться к эмпатийному поведению, уже независимо ни от каких ситуаций (эмпатийный уровень).

Особый случай — оборванные жизнью эмпатийные про­цессы, когда этап сопереживания и сочувствия без возможности эффективного содействия (например, при утра­те любимого человека) вызывает невыносимые страдания. В "поле" этих переживаний попадают дети.

Развивающие задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: