Если мы вернемся к двум стержневым слагаемым понятия устремления — "хочу" и "могу", то эмоциональному устремлению на уровне "хочу" будут соответствать в сфере "Я — Другие" — эмпатия; в сфере "Я — Сам" — самоприятие, самочувствие; в сфере "Я — Природа" — " вчувствование ", в сфере "Я — Рукотворный мир" — эстетические переживания; на уровне "могу" — владение языком эмоций, его "алфавитом" и эмпатийным языком (более высокий уровень) (рис. 14).
При этом оговоримся, что хотя эмпатийный язык и выделен нами особо, как имеющий свою специфику, однако он состоит из простейших элементов языка эмоций.
Рис. 14. Схематическое изображение эмоционального устремления
--- 123 ---
В плане усвоения общечеловеческих идеалов, нравственных мотивов феномен эмоциональной эмпатии как устремления чрезвычайно важен.
Эмоциональная эмпатия является психической основой гуманных отношений в системах "ребенок — взрослый" и "ребенок — ребенок". Такие отношения складываются при условии переживания ребенком полноценных, социально адекватных эмпатийных процессов, когда и семья, и воспитатель не только декларируют нормы поведения, но и руководствуются ими в собственном поведении.
|
|
Восприятие сказки дошкольниками показано с точки зрения экспериментального анализа эмпатийного процесса, выявления отдельных его этапов и причин их незавершенности, так как этот процесс развертывается во всей своей полноте и возможной временной протяженности. Отметим наиболее важные положения:
а) Эмпатию как феномен, включенный в контекст жизненных отношений людей, удобно рассматривать как своеобразный эмоциональный процесс, который в генетическом аспекте представляет собой трехзвенную цепочку (сопереживание — сочувствие — импульс к содействию), где каждое звено занимает свое определенное место; функционирование звена обеспечивается соответствующим психологическим механизмом.
б) Эмпатийный процесс основывается на фундаментальной человеческой потребности — потребности в другом человеке. Началом этого процесса можно считать эмпато-генную ситуацию (эмоциональное состояние другого); эмоциональное заражение "запускает" эмоциональную идентификацию (отождествление) с другим (объект эмпатии), которое представлено субъекту эмпатии в качестве сопереживания, т. е. переживания аналогичных эмоций другого.
Познавательные компоненты, включенные в процесс в связи с желанием разобраться в ситуации, вызывают ослабление идентификации, способствуют переводу субъекта на собственную позицию, а также обусловливают переход ко второму этапу эмпатийного процесса — сочувствию.Адек-ватное сочувствие требует от субъекта эмпатии определенного уровня интеллектуального развития и наличия способности в социальном ориентировании, порой очень сложном. Сочувствие и анализ ситуации вызывают импульс к содействию, а результатом эмпатийного процесса, по которому можно судить о характеристиках отдельных его звеньев, является акт реального содействия.
|
|
--- 124 ---
в) В онтогенетическом плане пропуск любого звена эмпатийного процесса приводит к искажениям эмоционально-мотивационной сферы личности. Наблюдаемые в жизни "оборванные" эмпатийные цепочки, особенно в звене сопереживания, привели к ошибочному заключению о существовании двух форм эмпатии: сопереживания и сочувствия, с подчеркиванием негативной роли устойчивого сопереживания для личностного развития. Для формирования эмпатийных процессов, а также для коррекции псевдоэмпатии трудно переоценить роль сопереживания как энергетического заряда, запускающего весь процесс.
г) Развитие эмпатийных процессов в личностном плане идет не только от элементарных форм к высшим, но и от более полных — к "свернутым" процессам, как бы содержащим в точечной форме эмоциональный потенциал целостного процесса, способный обеспечить в соответствующих условиях его полное или частичное развертывание. В зависимости от условий и особенностей личности чаще всего оказывается "свернутым" сопереживание, а иногда и проявления сочувствия и на поверхности выступает "чистое" содействие (у взрослого это связано с закономерной экономией эмоциональных проявлений и с требованиями наличной ситуации). Однако эмпатийный стиль взаимодействия с другими закладывается на основе когда-то пережитых эмпатийных процессов, что особенно важно для выявления психологических основ нравственного развития личности дошкольников.
д) Изменение интенсивности эмоциональной идентификации позволяет довести эмпатийный процесс до результативного момента — содействия (помогающего поведения, разделения радости другого). Подобное управление базируется на сочетании знания и выявления основных психологических закономерностей эмпатии, с педагогическим искусством воспитывающих (родителей, родных, воспитателей, учителей), их творчеством, находчивостью, способностью к самым неожиданным экспромтам при наличии индивидуального подхода взрослого к детям.
Обучение моральным нормам и правилам и следованию им является необходимым, но недостаточным условием для такого формирования, поскольку оно затрагивает самые поверхностные слои структуры субъективного опыта, которые весьма изменчивы, подвижны и в целом зависимы от требований наличной ситуации. Только проникновение в эмоционально-мотивационную сферу, в частности в эмпатийную, которая регулируется нравственным мотивом, даст
--- 125 ---
возможность добраться до глубинных ядерных слоев структуры личностного опыта, в котором компонуются жизненные смыслы и значения, из которого транслируются основные побуждения субъекта, стоящие за конкретными действиями и часто не обнаруживаемые в экспериментальных ситуациях и наблюдениях. Однако именно эти побуждения могут неожиданно разрушить поверхностный слой, благополучный с точки зрения сформированных моральных правил, особенно когда дело касается жизненных ценностей личности. Ребенок-дошкольник, почти во всем зависимый от взрослых, как бы "подпираемый" ими, проявляется в основном (за исключением особых ситуаций) в этом поверхностном слое, на который и направлены все воспитательные воздействия взрослых — "следует или не следует нормам поведения" и "как заставить им следовать". А в это же время стихийно закладываются ядерные слои субъективного опыта ребенка, которые обнаружат себя в старшем возрасте.
|
|
Таким образом, условно продленные эмпатийные процессы, сливаясь, переплетаясь, образуют то эмпатийное поле, которое побуждает ребенка, а впоследствии и взрослого, захотеть и стремиться к эмпатийному поведению, уже независимо ни от каких ситуаций (эмпатийный уровень).
Особый случай — оборванные жизнью эмпатийные процессы, когда этап сопереживания и сочувствия без возможности эффективного содействия (например, при утрате любимого человека) вызывает невыносимые страдания. В "поле" этих переживаний попадают дети.
Развивающие задания