Термины и понятия по дисциплине

Автономность – независимость. Способность личности к независимости от внешних воздействий.

Авторитарный – (франц. autoritaire - властный, от латинского auctoritas - власть, влияние).

1. Основанный на беспрекословном подчинении власти.

2. Притязающий на авторитет; стремящийся утвердить свою власть, влияние.

 

Агностицизм – крайняя форма скептицизма.

 

Альтруизм – бескорыстная забота о благе других людей, готовность жертвовать собственными интересами.

 

Аргументация – совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-либо.

Аскетизм –  (от греч. asketes - упражняющийся в чем-либо) – ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п.

 

Ассоциация –

1. Объединение лиц, учреждений, организаций одного рода деятельности для достижения общей цели;

2. Группа, соединение, сообщество чего-либо;

3. Связь, возникающая при определенных условиях между отдельными ощущениями, восприятиями, представлениями и т.п. (в психологии).

 

Афоризм – (греч. aphorismos - определение) – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.

Биоэтика – система представлений о нравственных пределах и границах проникновения человека в глубины окружающей среды. Культурные основания биоэтики заключаются в нравственном осмыслении человеком своих неразрывных связей с природой и ответственностью за ее сохранение.

Веды –  (санскр. veda, "знание") – древнеиндийские сакральные тексты, включающие:

1) собрания-самхиты священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры);

2) экзегетические тексты брахманы - истолкования значения обрядовых действий

3) руководства-сутры (буквально "нить") для работы жреческих школ со священным языком и обрядом.

Гарант – (от франц. garantir - обеспечивать, ручаться) лицо, предоставляющее гарантию, поручитель. В качестве гаранта могут выступать государство и его органы, учреждения, предприятия, фирмы.

Гедонизм – (от греч. hedone - удовольствие) – направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения.

Детерминизм – (от лат. determinatio – ограничение, определение) – учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.

Дисциплина – обязательное для всех членов коллектива подчинение твердо установленному порядку. Выдержанность, привычка к строгому порядку.

Догматизм – одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений.

Идеал –  (франц. ideal) – образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.

Императив – (от лат. imperativus - повелительный) – требование, приказ, закон. категорический императив – безусловный принцип поведения.

Индивидуализм – это моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя».

Инстинкт –  (от лат. instinctus - побуждение) – совокупность сложных врожденных реакций организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения.

Каста –

1. Строго обособленная общественная группа людей, связанных происхождением, родом занятий, правовым положением и т.п.

2. Замкнутая общественная сословная или профессиональная группа, доступ в которую для посторонних затруднителен или невозможен.

Категория – (греч. кategoria – высказывание, признак).

1. Наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства предметов и явлений действительности и понятия.

2. Разряд однородных предметов или лиц..

3. Один из разрядов, на которые делятся гражданской властью граждане с точки зрения их прав, обязанностей, повинностей.

Коллективизм – (фр. collectivisme) – собирательный термин, характеризующий любую доктрину, которая делает упор на важности и ценности коллектива.

Конфликт –  серьезное разногласие, столкновение противоположных сторон, мнений.

Коррупция – (от. лат. corruptio - подкуп) – прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.

Нигилизм –  (от лат. nihil - ничто) – отрицание общепринятых ценностей (идеалов, моральных норм, культуры) и форм общественной жизни.

Нормативный –  устанавливающий норму, дающий правила

Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива.

Обычай –

1. Общепринятый, установившийся, традиционный порядок, издавна укоренившийся в быту какого-либо народа, какой-либо общественной группы.

2. Привычный образ действий, поведения; привычка, обыкновение.

Ориентация – (франц. orientation, букв. - направление на восток, от лат. oriens - восток)

1. Определение своего местоположения на местности.

2. Умение разобраться в окружающей обстановке, осведомленность в чем-либо.

3. Направленность деятельности, определяемая интересами кого-либо, чего-либо (напр., ориентация на массового читателя).

 

Прагматизм –  (от греч. pragma, род. п. pragmatos - дело, действие) – философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях.

Прикладной – прикладная, прикладное. Такой, который имеет чисто практическое значение, применение, который может найти приложение на практике.

Приоритет –  первенство по времени в осуществлении какой-либо деятельности.

Притча – малый аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение ("премудрость").

Рационализм – направление в философии, считающее, что не опыт, а логически обоснованная мысль, разум является источником познания.

Ригоризм –  (франц. rigorisme, от лат. rigor - твердость, строгость) – строгое проведение какого-либо принципа в действие, исключающее какие-либо компромиссы.

Ритуал – (от лат. ritualis - обрядовый), вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения.  

Самореализация – стремление к признанию своего "Я" окружающими, самостоятельное создание условий для его полного проявления.

Скептицизм – (от греч. skeptikos - разглядывающий, расследующий) – философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании истины.

Социум – общество. Коллектив людей, характеризующийся общностью социальной, экономической и культурной жизни.

Стоицизм –  направление в античной философии, согласно которому человек должен освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму. Стойкость и мужество в жизненных испытаниях, способность противостоять соблазнам.

Стратегия – (греч. strategia).

1. Искусство руководить действиями какого-либо коллектива для достижения общих, главных целей в его борьбе с противником.

2. Искусство планирования какой-либо деятельности, основанное на точных прогнозах.

Сублимация – процесс и механизм преобразования энергии сексуального влечения, который характеризуется заменой сексуальной цели на цель более ценную в социальном отношении.

Субстанция – (лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе), объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.

Тактика – (греч. taktika - искусство построения войск, от tasso - строю, выстраиваю).

1. Составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя.

2. Совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.

Типология – научная классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков.

Толерантность –  терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Традиция – (лат. traditio - передача, придание) – закрепление, сохранение и передачи социального опыта, который обеспечивает преемственность в обществе.

Утилитаризм – (от лат. utilitas - польза, выгода) – принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.

Фанатизм – (греч. Φανατισμός, лат. Fanaticus, фр. fanatisme) – слепое и пламенное следование убеждениям. Крайняя степень приверженности к каким-либо идеям, верованиям или воззрениям. Нетерпимость к чужим взглядам и стремлениям.

Фанатик – (латин. fanaticus - исступленный).

1. Человек, отличающийся исступленной религиозностью, крайней нетерпимостью, изувер.

2. Человек, с исключительной страстностью предающийся какому-либо делу, необычайно приверженный какой-либо идее.

Функция – (латин. functio - выполнение работы).

1. Явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.

2. Работа, производимая органом или организмом.

3. Обязанность, круг деятельности чего-нибудь, подлежащая исполнению работа.

4. Служебные функции. Исполнять свою функцию в обществе. Функции государственного управления.

Ханжество –  лицемерие, показная набожность, притворная добродетельность.

Церемония – (от лат. caerimonia - благоговение, культовый обряд), торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок - церемониал.

Цивилизация – о пределенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.

Цинизм – (учение киников). Вызывающе-пренебрежительное и презрительное до наглости и бесстыдства, отношение к чему-нибудь, например, к правилам нравственности и благопристойности, к культурным ценностям и т. п.

Эвдемонизм – этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей целью человеческой жизни.



ЛИТЕРАТУРА

1. Большой Энциклопедический Словарь. М., Мысль, 2001.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., «Просвещение», 2000.

3. Андреева И.В. Этика деловых отношений. Учебное пособие. СПб.: «Вектор» 2006.

4. Барщевский М. Адвокатская этика. М., «Профобразование», 2000.

5. Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г.Этика и культура управления. М., «МарТ», 2004.

6. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. М., «Финансы и статистика», 2002.

7. Домострой. Под ред. Сенина В. СПБ., Лениздат, 1992.

8. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления. М., Издательство РАГС, 2005.

9. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., «Прогресс», 1989.

10. Клубков П.А. Говорите пожалуйста правильно. СПБ., «Норит», 2001.

11. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. М.,»Норма», 2002.

12. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., «Просвещение» 1997.

13. Купцов В.И. Человек, общество, современный мир. М., «Просвещение», 2002.

14. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. М., «Культура и спорт», 1997.

15. Профессиональные навыки юриста. Опыт практического обучения. М., «Дело», 2001.

16. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие. М., «Щит», 2006.

17. Сабат Э.М. Бизнес – Этикет. М., «Гранд», 2001.

18. Самыгин С.И.. Столяренко Л.Д. Деловое общение. Учебное пособие. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007.

19. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений. Учебник. М.: ТК Вэлби, «Проспект», 2008.

20. Современный этикет. Харьков, «Фолио», 2004.

21. Филатова О.Г. Этика. Конспект лекций. СПБ., Издательства Михайлова В.А. 2000.

22. Фромм Э. Душа человека. М., «Академия», 2002.

23. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. М., «Академия», 2002.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: