Структура и содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 час.), семестр изучения – 2, распределение по видам работ представлено в табл. № 1.

Таблица 1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Вид работы

Форма обучения
очная
Семестр изучения
2 сем.
Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 108
Контактная работа, в том числе: 52
Лекции 18
Практические занятия 34
Самостоятельная работа студента 56
Промежуточная аттестация, в том числе:  
Экзамен 2 сем.

 

*Распределение трудоемкости по видам контактной работы для заочной формы обучения (при наличии) корректируется в соответствии с учебным планом заочной формы обучения.

 

Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2. Тематический план дисциплины

Наименование разделов и тем дисциплины (модуля)

Сем.

Всего, час.

Вид контактной работы, час.

СРС

Лекции Практ. занятия Лаб. работы
1. Психология как наука и как практическая деятельность 2 - - - - -
2. Методы психологии 2 - - - - -
3. История развития психологических знаний 2 - - - - -
4. Развитие психики и происхождение сознания 2 - - - - -
5. Личность, ее структура и проявления 2 - - - - -
6. Возрастная периодизация психического развития человека 2 - - - - -
7. Потребностно-мотивационная сфера личности 2 - - - - -
8. Познавательная сфера личности 2 - - - - -
9. Эмоционально-волевая сфера 2 - - - - -
10. Индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности 2 - - - - -
11. Общепсихологическая характеристика деятельности 2 - - - - -
12. Общение и речевая деятельность 2 - - - - -
13. Психология группы 2 - - - - -
14. Личность в системе межличностных отношений 2 - - - - -
15. Психологические основы толерантности 2 - - - - -

 

*Распределение часов по разделам (темам) дисциплины для заочной формы обучения осуществляется научно-педагогическим работником, ведущим дисциплину.

Содержание разделов (тем) дисциплин

Раздел 1. Психология как наука и как практическая деятельность

Психология как наука и как практическая деятельность. Общее представление об объекте и предмете психологической науки. Различные подходы к пониманию предмета психологии в современной науке. Сравнительные особенности житейской и научной психологии, их взаимосвязь. Место психологии в системе наук. Связь психологии с естественными, философскими и социальными науками. Роль психологии как интегратора знаний о человеке. Соотношение психологической науки и психологической практики. Психология как сложная система наук. Фундаментальные и прикладные области психологии. Роль общей психологии в развитии психологического знания, задачи и структура общей психологии. Отрасли психологической науки и практики, критерии их выделения.

Раздел 2. Методы психологии

Понятия «методология», «метод», «методика». Психологическое исследование. Требования к проведению психологического исследования. Этапы психологического исследования: организация, планирование, сбор данных, обработка и интерпретация результатов. Различия понятий метода и методики в психологии. Классификации методов психологии (по Б.Г. Ананьеву). Общенаучные методы: организационные (сравнительный, комплексный, лонгитюдный), эмпирические методы, обработки данных, методы интерпретации. Специфика выбора и применения различных методов. Эмпирическое исследование в психологии. Собственно, психологические методы: методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.). Метод тестов и границы его применения в педагогической практике. Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях. Методы психологического воздействия и психологической коррекции. 

Раздел 3. История развития психологических знаний

Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. История научной психологии. Развитие психологии в рамках философии. Концепция души в античной культуре. Представления о душе в эпоху Средневековья. Естественнонаучные идеи о психическом в XVII веке. Сознание как предмет психологии. Развитие эмпирического направления в психологии. Естественнонаучные и философские предпосылки возникновения научной психологии. Становление психологии как самостоятельной отрасли знания. Основные направления и научные школы зарубежной психологии. Психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая, когнитивная и трансперсональная психология. Основные направления и научные школы отечественной психологии. Становление отечественной психологии. Школы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Проблема человекознания в работах Б.Г. Ананьева. Теория отношений В.Н. Мясищева. Проблемы индивидуальных различий в работах Б.М. Теплова, В.Н. Небылицина. Теория установки Д.Н. Узнадзе. Современное состояние и проблемы развития психологии в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: