Б1.О.04.02 «ПСИХОЛОГИЯ»
Направление подготовки | |
Профиль программы |
Автор(ы): | канд. психол. наук, доцент | Т.Б. Сергеева |
доцент, доцент | С.Л. Семенова | |
канд. пед. наук, доцент, доцент | Н.С. Аболина | |
д-р пед. наук, профессор, профессор | Ф.Т. Хаматнуров | |
канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой | Н.О. Садовникова |
Одобрена на заседании кафедры профессиональной педагогики и психологии. Протокол от «___» ____ 2019 г. №___.
Заведующий кафедрой | Н.О. Садовникова |
Рекомендована к использованию в образовательной деятельности методической комиссией института ППО РГППУ. Протокол от «___» ___ 2019 г. №___.
Председатель методической комиссии | С.С. Котова |
Екатеринбург 2019 |
СОГЛАСОВАНО: |
| |||
И.о. заведующего кафедрой психологии образования и профессионального развития | доцент, канд. пед. наук | Д.П. Заводчиков | ||
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Психология»: формирование у студентов представлений об основных понятиях и категориях психологической науки, ее ключевых проблемах, принципах и методах, механизмах и закономерностях функционирования психики; формирование у студентов общей и психологической культуры, общих и профессиональных компетенций, основывающихся на теоретических и практических психологических знаниях, обеспечивающих решение профессиональных задач.
Задачи:
· ознакомление студентов с фундаментальными понятиями общей психологии, основными теоретическими направлениями;
· овладение прикладными аспектами данной дисциплины, имеющими наибольшее значение в практической работе;
· ознакомление с современными тенденциями в отечественной и зарубежной психологии и создание основ для развития критического мышления и адекватного анализа основных психологических теорий;
· овладение студентами системой психологических знаний, навыков и умений, необходимых для успешной работы по избранной специальности;
· освоение основных способов исследования индивидуальных особенностей человека;
· формирование психологических основ культуры межличностных отношений и межгруппового взаимодействия;
· освоение основных приемов самопознания, саморазвития и саморегуляции;
· способствование развитию творческого мышления студента путем практического осмысления и анализа конкретных исследований;
· овладение прикладными аспектами данной дисциплины, имеющими наибольшее значение в практической работе.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Психология» относится к учебного плана.
Перечень учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
1. Педагогика.
2. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования.
Результаты освоения дисциплины
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:
· УК-3 (способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде);
· ОПК-3 (способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов);
· ОПК-6 (способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями);
· ОПК-8 (способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний).
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:
Знать:
З1. основные категории и понятия психологии; основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;
З2. важнейшие проблемы психологии в контексте обновляющейся системы психологических дисциплин и различных практик;
З3. историю развития психологии как науки, психологические направления, сложившиеся в психологии и их основные идеи, научные концепции и теории;
З4. основы проведения психологических исследований и применения психодиагностического инструментария;
З5. особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе;
З6. современные подходы к проблеме личности и ее роли в современном мире;
З7. развитие личности в онтогенезе, возрастные особенности становления личности;
З8. потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации как движущие силы и условия развития личности;
З9. сущность основных психологических процессов и свойств, психических состояний, обеспечивающих человеку его жизнедеятельность;
З10. индивидуально-типологические особенности личности и способы их проявления в поведении и деятельности;
З11. теорию деятельности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;
З12. основные психологические закономерности общения и взаимодействия людей, в т.ч. в условиях современной социокультурной ситуации;
З13. психологические особенности речи и способы их применения в профессиональной деятельности;
З14. методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия;
З15. психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе;
З16. основы управления внутригрупповыми процессами и разрешения вопросов, связанных с проблемными ситуациями;
З17. социально-психологические механизмы и факторы развития толерантности в системе межличностных отношений;
З18. особенности толерантного и интолерантного поведения;
З19. методы изучения личности и групп в различных социокультурных средах.
Уметь:
У1. анализировать современные направления и школы мировой и отечественной психологии в их преемственности с историческим опытом науки;
У2. анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции;
У3. анализировать и интерпретировать различные теоретические подходы к развитию человека и его личности;
У4. адекватно возрастным особенностям анализировать и оценивать психологическое состояние другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции;
У5. разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;
У6. диагностировать уровень сформированности различных сторон познавательной деятельности;
У7. проводить психологический анализ ситуаций и применять полученные знания для профессионального роста и саморазвития;
У8. диагностировать и интерпретировать собственное психическое состояния;
У9. характеризовать волевые, эмоциональные психические процессы и явления, проводить анализ их развития;
У10. выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач;
У11. рефлексировать, интерпретировать, критически оценивать собственные поведенческие проявления и индивидуально-личностные особенности в процессе общения и деятельности;
У12. определять тип социальной группы и составлять ее социально-психологическую характеристику;
У13. эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
У14. организовывать индивидуальную и групповую деятельность людей с учетом их психологических особенностей;
У15. учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри коллектива, в т.ч. в условиях поликультурного общества;
У16. организовывать эффективное межличностное и межгрупповое взаимодействие с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
Владеть:
В1. системой общепсихологических понятий и категорий;
В2. основными методами психологического исследования;
В3. сравнительным анализом психики человека и животных;
В4. толерантным восприятием возрастных особенностей;
В5. категориальным аппаратом психологической науки для реализации различных целей профессиональной деятельности;
В6. основными приемами диагностики и измерения психических процессов в различных видах деятельности человека;
В7. методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности;
В8. приемами самооценивания уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей;
В9. техниками и приемами эффективного общения в будущей профессиональной деятельности;
В10. способностью проведения социально-психологического исследования в реальной группе;
В11. различными способами разрешения конфликтных ситуаций;
В12. системой психологических качеств, определяющих эффективность общения в современной социокультурной ситуации;
В13. способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия взаимодействия;
В14. способностью реализовывать методы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, адекватные профессиональным ситуациям;
В15. методами стимулирования мотивации учебной деятельности.