Концепция двойственной (двойной) истины

Как уже отмечалось, домарксистский и современный немарксистский материализм был непоследовательным. Даже если оставить в стороне взгляды на общество, которые у всех этих материалистов без малейшего исключения были идеалистическими, в их и гносеологии, и онтологии материалистическое решение одних философских проблем вполне могло противоречиво сочетаться с идеалистическими ответами на другие философские вопросы. Кстати сказать, непоследовательными могли быть и были и идеалисты, не говоря уже об агностиках и дуалистах. Непоследовательность тех или иных материалистов давала некоторым историкам философии основание причислять их к идеалистическому лагерю.

Материалистами нужно считать всех тех философов, которые, несмотря на определенные отклонения в сторону идеализма и агностицизма, главные и основные проблемы философии решали все-таки материалистически. Материалистом, хотя и не во всем последовательным, был Ф. Бэкон. Несмотря на принятие им религии, в его философских работах понятие бога, по существу, почти полностью отсутствует. Все дело в том, что Ф. Бэкон придерживался концепции двойственной (двойной) истины, или, точнее, концепции существования двух принципиально отличных друг от друга и независимых друг от друга истин: истины откровения, лежащей в основе религии, и истины разума, на которой основывается наука.

Исходя из этой концепции, Ф. Бэкон считал, что ученому не нужно вторгаться в чуждую ему область истины откровения.

Это поле деятельности священников и богословов. Но и последним не нужно вмешиваться в дела науки. Здесь царит разум, который всецело опирается на данные опыта. То, чего нет в опыте, для ученого в его сфере деятельности не должно существовать. В философии Ф. Бэкона места богу нет. Для него существует только природа и ее познание человеком. С негодованием и презрением писал он о тех философах, «которые под влиянием веры и почитания примешивают к философии богословие и предания. Суетность некоторых из них дошла до того, что они выводят науку от духов и гениев»[194]. «Извращение философии, вызываемое примесью суеверия и теологии, - продолжал он, - идет еще дальше и приносит величайшее зло философиям в целом и их отдельным частям»[195].

И речь у Ф. Бэкона идет не только о трудах теологов и обыденных суевериях, но о священном писании «...По грузившись в эту суету, - читаем мы дальше, - некоторые из новых философов с величайшим легкомыслием дошли до того, что попытались основать естественную философию на первой главе книги Бытия, на книге Иова и других священных писаниях... Эту суетность нужно сдерживать и подавлять...»[196]

Учением о двойственной истине руководствовался и П. Гассенди. К этому принципу он прибегал, например, защищая науку от посягательств теолога и мистика Роберта Флудда (1574-1637): принятые на веру религиозные догматы, нужные и пригодные для спасения души, совершенно не пригодны для научного объяснения природы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: