Деизм, пантеизм, панпсихизм и гилозоизм

Не были атеистами и некоторые другие представители материализма. Они признавали существование бога, который сотворил мир, представляющий собой движущуюся материю. Это, конечно, было отступлением от материализма. Но далее они настаивали на том, что в дела созданного им и приведенного в движение материального мира бог совершенно не вмешивается. Движение мира всецело идет по его собственным объективным законам, без какого бы то ни было участия божественной воли. Такого рода взгляд на мир носит название деизма (от лат. deus - бог). Часть деистов признавала также существование бессмертной души, которую бог в зависимости от поведения человека после его смерти милует или карает.

Деистами были уже упоминавшиеся выше английские материалисты Дж. Локк, Дж. Толанд, Дж. Пристли, Э. Коллинз, Д. Гартли, а также Жан Жак Руссо (1712-1 778) и один из самых выдающихся деятелей просвещения XVIII в. Вольтер (настоящее имя - Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778).

Нетрудно заметить, что такое учение, признавая бытие бога, в то же время не только ставит под сомнение, а полностью отвергает самое главное положение всякой религии - существование сверхъестественной силы, от которой зависит успех или неуспех человеческой деятельности, а тем самым делает совершенно ненужным культ и церковь. Деизм по своей сущности антирелигиозен. Он прямо противоположен тому взгляду, который принято именовать теизмом (от греч. «теос» - бог). Последний состоит в признании существования высшего существа (или нескольких высших существ), наделенного сверхъестественной силой, от которой зависит жизнь каждого конкретного человека, что, как само собой разумеющееся, предполагает необходимость культа этого высшего существа (или высших существ). Будучи отрицанием теизма, деизм тем самым, по существу, являлся атеизмом, но только прикрытым теологической оболочкой.

Еще одной формой, в которой материалисты, не отказываясь от слова «бог», фактически отстаивали атеизм, был пантеизм (от греч. «пан» - все, «теос» - бог). Суть пантеизма заключается в отождествлении бога и природы, бога и объективного мира. Пантеисты-материалисты шли дальше деистов. Если последние признавали все же существование бога как высшего существа, хотя и не вмешивающегося в дела объективного мира, то у первых бог никаким существом не был. Слово «бог» у них обозначало объективный мир и только. Первым пантеистом в истории философии был, по-видимому, основатель знаменитой элейской школы в древнегреческой философии - Ксенофан (570-480 до н. э.). Из числа материалистов-пантеистов Нового времени наиболее известен уже упоминавшийся Б. Спиноза.

В той или иной степени к пантеизму близок гилозоизм (от греч. «гиле» - вещество, материя и «зоо» - жизнь), который определяется по-разному. Одна его дефиниция – учение о том, что миру в целом присуща жизнь, то есть что он оживотворен, другая - учение о том, что все вещи имеют душу, то есть весь мир одушевлен. Принято считать, что первым в истории философской мысли гилозоистом был Фалес. Но хотя последний пользуется словом «психе», которое обычно переводится как «душа»[197], говорить о том, что он одушевлял или даже оживотворял природу, в нашем смысле этих слов вряд ли возможно. Так как Фалес считал, что в мире происходит непрерывное возникновение и исчезновение вещей, то он должен был предполагать наличие у них какой-то силы, какой-то способности, обуславливающей эти процессы. Эту силу он и называл «психе». Наличие такой силы делает и все вещи, и природу в целом не косными, застывшими, пассивными, а активными, наделенными энергией и поэтому движущимися, самоизменяющимися. Фалес не оживотворяет и тем более не одушевляет природу, он, если можно так выразиться, ее «потенциирует», «энергетизирует», «активизирует». В развитии древнегреческой философской мысли наблюдается постепенное сужение смысла слова, которые принято переводить как душа. Если вначале под «душой» понимается активность, присущая всей природе, то в дальнейшем - присущая только всему живому (так обстоит дело, в частности, у Аристотеля), а затем – только животным и человеку. В последнем случае слово «душа» начинает обозначать только психику. И наконец, уже в Новое время Р. Декарт выдвинул тезис, что душа присуща только человеку.

Когда душа стала пониматься как явление исключительно психическое, учение о всеобщей одушевленности природы получило еще одно название - панпсихизма (от греч. «пан» - все и «психе» - душа). Но это вовсе не означает, что слово «гилозоизм» с тех пор начинает использоваться для обозначения учения лишь об оживотворенности, но не одушевленности природы. Оно используется и для обозначения учения, согласно которому всей природе присуща не только жизнь, но способность чувствовать, ощущать и даже мыслить. Дело в том, что учение о всеобщей одушевленности может истолковываться как материалистически, так и идеалистически. Термин «гилозоизм» обычно применяется для обозначения материалистически понимаемого «одушевления» природы. Такого рода гилозоизм присутствовал в качестве момента в некоторых чисто атеистических материалистических концепциях. Он отчетливо проглядывает в работах Д. Дидро. Сочетался он и с деизмом, что можно видеть на примере трудов Жана Батиста Рене Робине (1735-1820).

Своеобразное место среди пантеистов занимает итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600). Он не просто отождествлял бога и мир, а признавал существование мировой души, пронизывающей всю природу. Все вещи, по его мнению, обладают душой или, по крайней мере, жизненным началом. Таким образом, его пантеизм сочетался с панпсихизмом и гилозоизмом в буквальном смысле последнего слова. Пантеизм и в таком варианте носил антирелигиозный характер, но панпсихизм обуславливал наличие в учении Дж. Бруно наряду с материалистической основой определенных элементов объективного идеализма.

Но пантеизм совершенно не обязательно был своеобразной формой материализма, как это наблюдалось у Б. Спинозы. Он мог быть и чисто идеалистическим. В таком виде он, в частности, выступает у Г. Гегеля. Именно идеалистический пантеизм Гегеля и дал возможность наиболее радикальным его последователям перейти, не порывая при этом с основами гегельянства, на позиции атеизма.

В разные исторические эпохи и в разных условиях пантеизм играл далеко не одинаковую роль. В эпоху засилья религии пантеизм был более или менее скрытой формой отказа от понятия бога, а тем самым и от религии. В наше время, когда наука непрерывно теснит религию, пантеизм представляет собой изощренную попытку любым способом сохранить понятие бога, спасти хотя бы что-нибудь из рушащегося здания религии, хоть как-то продлить ее существование в мире философского и научного знания.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: