double arrow

Глава 7 Еще раз о предмете философии, а также о том, сколько же все-таки существует философий

Как видно из всего сказанного выше, философия представляет собой науку об истине, теорию познания, теорию и метод разумного мышления (содержательную логику, или логику разума), предельно общий взгляд на мир в целом, включая предельно общий взгляд на человека как на социальное существо, а тем самым на общество и его историю. А самое краткое определение философии - наука об отношении духа и мира.

Когда мы обращаемся к предельно общим взглядам на мир, общество и историю, то сталкиваемся с терминами, обозначающими не философию вообще, а философию чего-то, отличного от философии, какую-то «частную» философию: во-первых, со словосочетанием «философия природы», во-вторых, со словосочетаниями «философия истории» или «социальная философия». В обоих случаях место их в системе философского знания довольно ясно.

Философия природы (натуфилософия) - раздел философии вообще, который в силу рассмотренных ранее причин исчез (3.3). Философия истории (социальная философия) есть неотъемлемая составная часть философии вообще. Философия не может не заниматься исследованием природы социального. Ведь ее основной вопрос - проблема отношения духа и мира, сознания и бытия. Но человеческий дух - явление социальное. Поэтому выявление природы социального – необходимое условие правильного решения основного вопроса философии. Нельзя уйти от проблемы природы социального даже в том случае, если. мы будем заниматься исследованием не духа в целом, а лишь познания, даже)'же - только мышления как способа постижения истины. Ведь мышление, а не только дух в целом, - явление социальное.

Если подойти к философии и как к теории познания истины, и как к предельно общему мировоззрению, то она никогда не сможет быть сколько-нибудь целостной системой, без включения в нее предельного общего взгляда на человека как социальное существо, на общество и его развитие. Этика, возникнув, как и формальная логика, в недрах философии, в последующем, так же как и формальная логика, стала вполне самостоятельной наукой и выпала из состава философии. Но предельно общий взгляд на общество, на его историю и, соответственно, на человека как на социальное существо, который принято называть социальной философией, или философией истории (историософией), всегда был и навсегда останется интегральной частью науки философии.

Но если мы обратимся к современной литературе, то столкнемся с огромным количеством работ, в названиях которых фигурирует философия чего-то, отличного от философии, или какая-то особенная философия. Привожу названия книг, реже статей: «Философия небытия», «Философия науки», «Философия когнитивных наук», «Философия познания», «Философия ума», «Философия логики», «Философия сознания», «Философия непознанного», «Философия научного поиска», «Философия естествознания», «Философия естественных наук», «Философия естественной природы», «Философия общественных наук», «Философия пространства и времени», «Философия времени», «Философия физики», «Философия физики элементарных частиц», «Философия гравитации», «Философия психологии», «Философия космизма», «Философия техносферы», «Философия нестабильности», «Философия синергетики», «Обсервационная философия», «Философия математики», «Философия арифметики», «Философия математических пространств», «Философия символизма», «Философия символических форм», «Философия виртуальной реальности», «Философия органического», «Философия биологии», «Биофилософия», «Ноосферная философия», «Философия генетики», «Нейрофилософия», «Философия медицины», «Философия медицины здоровья», «Философия здоровья», «Философия управления здоровья личности», «Философия сохранения жизни и здоровья людей», «Философия изобретения», «Философия техники», «Философия технической реальности», «Философия абсолюта», «Философия фотографии», «Философия кибернетики», «Философия управления», «Философия сложных систем», «Философия коммуникации и информации», «Философия информационной цивилизации», «Философия информационной реальности», «Философия компьютерной революции», «Философия программирования», «Философия инновации», «Философия научно-инновационной деятельности», «Философия искусственного интеллекта», «Философия ценностей», «Философия диалектики», «Философия смысла», «Философия смысла культурного мира», «Философия случая», «Философия качества», «Философия неопределенности», «Антропная философия», «Философия человека», «Философия свободы», «Философия воли», «Философия развивающейся гармонии», «Философия возможности», «Философия возможного», «Философия неоднородностей», «Философия жизни», «Философия бессмертия», «Философия диалога», «Философия возраста», «Философия существования», «Философия чувств», «Философия желания», «Философия надежды», «Философия поступка», «Философия действия», «Философия силы», «Философия ненасильственных действий», «Философия освобождения», «Философия побежденных», «Философия сердца», «Философия безопасности», «Философия жизненного успеха», «Философия зла», «Философия секса», «Философия пола и любви», «Философия брака», «Эротическая философия», «Философия и психология пола», «Философия любви», «Философия любви и добра», «Философия супружества», «Феминистская философия», «Философия рода», «Философия моды», «Философия наивности», «Философия спорта», «Философия спорта и телесности человека», «Философия олимпийского движения», «Олимпийская философия», «Практическая философия», «Философия труда», «Философия экономики», «Философия психоэкономики», «Философия потребления», «Философия отбора», «Философия экономической науки», «Философия хозяйства», «Философия денег», «Философия нищеты», «Философия бизнеса», «Философия менеджмента», «Философия власти», «Философия патриотизма», «Философия виртуальной реальности современного государства», «Философия государственного управления», «Философия геополитики», «Философия войны», «Философия мира», «Философия кризиса», «Философия конфликта», «Философия глобальных проблем», «Философия глобализации и. футурологии», «Философия урбанизации», «Философия самоорганизации», «Философия устойчивого развития», «Философия подвижной иерархии», «Философия искусства жизни», «Философия археоавангарда», «Философия творчества», «Философия культуры», «Философия русской культуры», «Философия культуры России», «Философия русской телесности», «Философия традиционализма», «Философия праздника», «Философия языка», «Философия антиязыка», «Философия языкознания», «Этнолингвистическая философия», «Философия письма», «Философия текста», «Философия грамматики», «Системная философия космологии России», «Философия русской культуры», «Философия русского византизма», «Философия русского слова», «Философия литературы», «Философия русской литературы», «Философия русской драмы», «Философия книги», «Философия фантастики», «Философия искусства», «Философия музыки», «Философия красоты», «Философия фильма», «Философия религии», «Философия культа», «Философия имени», «Философия мистики», «Эзотерическая философия», «Философия мифологии», «Философия сознания, мозга и медитации», «Философия преподавания философии», «Философия бессознательного», «Философия сновидения», «Философия ценности», «Философия морали», «Философия скуки», «Философия образования», «Философия сердца», «Философия семинара», «Философия экологического образования», «Философия экологии», «Философия социоэкологии», «Философия антропоэкологии», «Философия права», «Философия насилия», «Философия преступления», «Философия убийства», «Социальнополитическая философия», «Политическая философия», «Философия политики», «Философия современного государства», «Философия вождизма», «Философия прошлого», «Философия грядущего», «Философия этноса», «Философия нейтральности», «Философия незавершенного», «Философия искусства движения», «Философия гламура», «Философия кухни», «Философия рыбалки», «Философия нонсенса», «Философия панка»[217].

Добавим к этому списку «Философскую антропологию», «Философские проблемы науки», «Философские проблемы естествознания», «Философские проблемы физики», «Философские проблемы времени», «Философские проблемы пространства и времени», «Философские проблемы квантовой физики», «Философские проблемы физики элементарных частиц», «Философские проблемы атомной физики», «Философские проблемы теории относительности», «Философские проблемы математики», «Философские проблемы медицины», «Философские проблемы политической экономии», «Философские проблемы теоретической лингвистики», «Философские проблемы информатики» и т. д. и т. п.

Авторы всех этих книг, а отчасти и статей претендуют на то, что в них излагается более или менее самостоятельная область философского знания или по меньшей мере особая учебная дисциплина.

Обилие всех философий чего-то, отличного от философии,. имеет не одно, а несколько объяснений. Одно из них – научная и философская традиция. Было время, когда науку и философию терминологически достаточно четко не разграничивали (вспомним хотя бы работы Т. Гоббса). При этом даже если науку и философию и различали, то теорию любой конкретной науки нередко именовали философией. Журналго в 1662 г. Королевского общества Великобритании, членами которого в основном были естествоиспытатели, и по сей день носит название «Философские протоколы». Достаточно также вспомнить «Математические начала натуральной философии» (1687) Исаака Ньютона (1943-1727) и целый ряд работ других естествоиспытателей XVII, XVIII и даже XIX в. (см. IV.12.1). Именно в силу этой традиции общая теория права и в наши дни продолжает называться философией права.

Всевозможные философии естествознания, биологии, физики и т. п. представляют собой различного рода попытки реанимировать навеки опочившую философию природы. Все, что имеется дельного в так называемой философии науки, представляет собой теорию научного познания, являющуюся неотъемлемой частью теории познания в целом, гносеологии и тем самым философии в самом точном и узком смысле этого слова.

Не имеют под собой никакого реального основания необычайно популярные, особенно в прошлые годы, словосочетания типа «философские проблемы физики» и т. п. Никаких философских проблем физики и т. п. не существует и в принципе существовать не может. Если данные проблемы являются физическими, это значит, что они не принадлежат к числу философских. Если же эти проблемы философские, то они не представляют собой проблем физики. Другое дело, что развитие физики или какой-либо другой конкретной науки может вызвать к жизни проблемы, которые может решить только философия.

Но эти проблемы являются философскими, и только философскими, хотя их решение жизненно необходимо не только для философии, но и для физики или другой конкретной науки.

Но основная причина появления сочинений, в названии которых фигурирует философия чего-то, заключается в пышно расцветшем в нашей стране в последние годы ужасающем дилетантизме. Человек, по какой-то причине облюбовавший ту или иную область знания, не желает утомлять себя детальным изучением фактических данных. Он сразу же рвется в область теории. Но вполне понятно, что без знания фактов ничего путного у него получиться не может. В результате он занимается совершеннейшим пустословием, словопомолом. И сам он, более или менее отчетливо осознавая, что никакой теории у него не получилось, называет это свое словоблудие философией.

Особенно наглядно это проявляется в том случае, когда в той или иной сфере человеческой деятельности создание подлинной теории вообще невозможно. Примерам может послужить образование. Вот и появляются многочисленные сочинения, носящие название «Философии образования». Типичный пример - почти тысячестраничный опус Б. С. Гершунского «Философия образования для XXI века» (М., 1 998). К счастью, он уже подвергся разгромной, но при этом совершенно справедливой и великолепно аргументированной критике в нашей печати. Рецензент прекрасно показал, что перед нами не что иное, как абсолютнейшая галиматья[218]. Приходится только пожалеть, что остальные подобного же рода сочинения проходят незамеченными или, что еще хуже, воспринимаются некоторыми не искушенными в науке и философии читателями чуть ли не как величайшие откровения.

У нас долгое время господствовал взгляд, что вначале возникла одна единая наука - философия, из которой в процессе дальнейшего развития стали выделяться и оформляться конкретные науки, как естественные, так и общественные.

С этим взглядом вряд ли можно согласиться. Ни математические, ни физические, ни астрономические, ни прочие естественно-научные знания никогда не входили в состав философии. Другое дело, что философы могли одновременно заниматься и математикой (Фалес, Пифагор), и физикой, и биологией (Аристотель). Но это была лишь своеобразная «личная уния». Но некоторые науки действительно первоначально зародились в лоне философии и лишь впоследствии отделились от нее и стали вполне самостоятельными дисциплинами. Это произошло с формальной логикой, этикой и теорий искусства - эстетикой. Память о их происхождения сохранилась в том, что их и сейчас именуют философскими науками.

Еще одной философской наукой является история философии. В определенной степени можно также считать, что в недрах философии зародилась общая теория общества и его истории.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: