Тема 1 Психология управления как наука

1.1 Психология управления как отрасль практиче­ской психологии.

1.2 Предмет, объект, задачи современной психологии управления.

1.3 Методы современной психологии управления, их краткая характеристика.

 

1.1 Современная психология управления представляет собой сравнительно молодую и достаточно быстро разви­вающуюся отрасль прикладной психологии.

Психология управления как специфическая от­расль практической психологии возникла почти одно­временно с появлением профессии менеджера и профессиональных управленцев. Она появилась в ответ на конкретный социальный заказ индустриального обще­ства. Этот социальный заказ можно выразить в виде следующих вопросов:

· Как сделать управление эффективным?

· Каким образом максимально использовать в про­изводстве человеческие ресурсы без принуждения и давления на людей?

· Как лучше построить и организовать систему управления коллективом?

Можно сказать, что психология управления возникла в свободном обществе (несвободные общества с господству­ющей в них жесткой системой принуждения в виде кнута и пряника в ней не нуждаются), для свободных людей, стре­мящихся наиболее полно раскрыть собственные возмож­ности с максимальной пользой для себя и для дела.

Таким образом, психология управления с самого начала была ориентирована не на создание теории, а на решение конкретных практических задач. Это же можно сказать и иначе — современная психология управления построена на осознании того, что использование человеческого фактора в производстве, человеческого измерения в менеджменте выгодно экономически. Не важно, как это выглядит в тео­рии, важно, что это работает на практике и приносит поль­зу, — такой весьма прагматический и, конечно, не бесспор­ный взгляд предопределил развитие психологии управления как отрасли практической психологии. Шутка профессио­нальных психологов: «У нас много разных средств для ре­шения проблем — что-нибудь кому-нибудь время от време­ни помогает» обрела реальный смысл [1].

Сам предмет психологии — человек и его психика, внутренний мир, поведение, деятельность, общение — явле­ние неоднозначное и неодноплановое. Сегодня мы вряд ли понимаем природу человека лучше (даже несмотря на по­пытки ее искусственного изменения), чем древнегреческие философы. Она остается такой же тайной, какой является происхождение жизни. Человек с его внутренним миром — существо очень сложное, грубо говоря, не вмещающееся в теоретические концепции и построения. Это лишает нас возможности получить какие-то окончательные ответы на поставленные вопросы. Так что отсутствие единого взгляда, единой концепции человека в психологии вызвано вполне объективными причинами.

1.2 Психология управления — это отрасль практической психологии. Предметом практической психологии явля­ется проблема человеческих взаимоотношений. Следовате­льно, современная психология управления рассматривает проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодей­ствий с точки зрения ситуаций управления, менеджмен­та, и в этом — специфика ее предмета. Раскроем данное положение более подробно и рассмотрим, какие именно проблемы человеческого измерения в менеджменте нахо­дятся в поле зрения психологии управления [4].

Разберемся с основными понятиями данной дисциплины и в первую очередь с категорией «управление», которое весьма неоднозначно понимается в повседневной жизни. Управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на систему (объект управления) в интересах его эффективного функционирования и развития. Управление как функция производства: особая специфическая деятельность, особая функция производства, возникшая в процессе разделения труда. Управление как наука – это специфическая самостоятельная область человеческого знания о законах организации производства с целью повышения его производительности. «Управлять — значит, приводить к успехам других» (Зигерт В., Ланг Л.). «Управление есть настраивание других людей на труд» (Якокка Л.). «Управлять — значит, приводить сотрудников к успе­хам и самореализации» (Вудкок М., Френсис Д.). «Управление есть делание чего-то руками других лю­дей» (Питерс Т., Уотермен Т. В) [1].

Другими важнейшими категориями данной науки являются: организация, система. Организацией в психологии управления принято понимать объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Система – это множество элементов, находящихся в связях друг с другом, которое образует определенную целестность, единство.

Основные разделы психологии управления это:

1. Личность менеджера, его самосовершенствование и саморазвитие.

2. Организация управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности.

3. Коммуникативные умения менеджера.

4. Конфликты в производственном коллективе и роль [5].

При рассмотрении данного вопроса имеются в виду, прежде всего, проблемы человека (руководителя), как участника коллектива при осуществлении управленческой деятельности. Необходимо отметить, что эффективность системы управления в данном случае зависит от личностных характеристик руководителя, которые определяют его умение выполнить диагностику и стратегическое планирование работы подчиненных, а также мотивировать последних к успешной реализации поставленных целей.

Таким образом, предметом психологии управления можно назвать комплекс психологических отношений между начальником и подчиненным или коллективом, куда входит механизм межличностного взаимодействия, проблемы и конфликты трудовой деятельности, социальные и профессиональные отношения.

Под объектом психологии управления в первую очередь следует понимать объект изучения, а именно непосредственно саму деятельность человека (руководителя), направленную на формирование материальных и социальных факторов в коллективе. В некоторых случаях в этой роли может выступать конкретная ситуация или обстоятельства, которые необходимо рассмотреть и проанализировать для выявления ошибок или, напротив, обуславливающих ее положительных факторов.

Объекты изучения психологии управления можно разделить на три отдельные группы:

· Личность руководителя, а также процесс ее развития в результате управленческой деятельности

· Деятельность управленца и ее схема реализации с позиции эффективности и результативности

· Процессы, происходящие в социальном или трудовом коллективе [1].

Для любого вида деятельности можно выделить цели и основные задачи. Если говорить о психологии управления, то совершенно очевидно, что в качестве приоритетных ориентиров выступает повышение результативности и эффективности труда в коллективе, что может быть достигнуто путем применения определенных методик и схем [5].

Рис. 1.1 Методы психологии управления

Исходя из этого, основной задачей психологии управления является формирование различных методов руководства, на основе выявленных закономерностей между тактикой начальника и реакцией подчиненных.

 

1.3 Психология управления, как и всякая научная дисциплина, обладает набором собственных исследовательских методов, позволяющих получать новое знание относительно поведения людей в организациях, необходимое для решения конкретных проблем, с которыми сталкиваются организации, и теоретических обобщений. Большинство используемых ею методов близки по методике практического применения с методами общей психологии, однако имеются и отличия. Главное отличие состоит в том, что организационная психология анализирует закономерности поведения людей в организации как прямо или косвенно направленное на достижении организационных целей, тем самым выполняя важную прикладную задачу — искать "слабые" места в организационном управлении и вырабатывать рекомендации по повышению результативности и эффективности управления [11].

Именно под этим углом зрения "полезности" для организации того или иного поведения рассматриваются такие традиционные для менеджмента области, как улучшение мотивации персонала, выбор наиболее подходящей для данных конкретных условий системы лидерства, разработка методов минимизации ущерба от конфликтов, улучшение организационного климата и многое другое, о чем речь пойдет ниже.

Современная психология использует различные объективные методы в исследовании психических процессов и явлений. Наиболее распространенными из них являются следующие:

• наблюдение;

• эксперимент;

• исследование документов и продуктов деятельности человека в организации;

• тестирование и анкетирование;

• беседа [1].

Исторически именно наблюдение было первым объективным методом, который применяли психологи. С развитием пауки наблюдение, как правило, становится все более сложным и опосредованным. Научное наблюдение отличается четко сформулированной исследователем целью (что и зачем наблюдать?) и объективностью (т.е. возможностью контроля и повторения).

Выделяются следующие виды наблюдения:

• включенное (исследователь является участником социально-психологического явления, членом исследуемой группы;

• невключенное (исследователь изучает явление со стороны);

• открытое (объект наблюдения знает, что за ним ведется наблюдение и это меняет его поведение);

• скрытое (объект не знает о ведущемся наблюдении) [1].

К достоинствам метода можно отнести то, что он позволяет в некоторых случаях быстро диагностировать проблему и предложить варианты ее решения. Например, наблюдая за манерой общения начальника с подчиненными можно сделать вывод относительно преимущественного стиля управления. И если он окажется, например, слишком авторитарным, властным, подавляющим инициативу подчиненных, можно сделать рекомендации по изменению стиля управления, разработать тренинги, упражнения по его изменению, что в целом поднимет удовлетворение от работы как начальника, так и его подчиненных.

Каждый вид наблюдения имеет как достоинства, так и ограничения в применении. Например, в случае включенного наблюдения, когда исследователь является членом бригады, спортивной команды или рабочей группы, он устанавливает более тесные, доверительные отношения с другими членами группы, тем самым получая важную информацию "из первых уст". Однако в этом случае существует опасность, что будет расти субъективизм наблюдателя, который может искажать подлинную картину причинно-следственных отношений организационных событий (например, маскировать причины конфликта или роста недовольства, так как включенный наблюдатель невольно будет занимать позицию одной из сторон).

Открытое наблюдение самим фактом видимости исследования может существенно модифицировать поведение, когда люди начинают вести себя не "как обычно", а "как надо". А скрытое наблюдение не позволяет вмешаться в ситуацию с целью получения важной информации "по горячим следам" [4].

Эксперимент представляет собой целенаправленное моделирование ситуации, позволяющее исследовать определенные явления в организации.

Выделяются следующие виды эксперимента:

• лабораторный проводится в лабораторных условиях, испытуемый осознает свое участие, используется упрощенная модель реальной ситуации, широко применяется аппаратура, считается более "чистым";

• естественный — проводится непосредственно в организации, испытуемые могут не осознавать участие в эксперименте, модель приближена к реальности;

• индивидуальный;

• групповой.

Наиболее известными лабораторными экспериментами стали эксперименты австрийского организационного психолога Э. Мейо, проведенные в 1930-х гг. в США (Хоториские эксперименты), когда группу работниц, занятых сборкой телефонных реле изолировали в отдельном помещении и меняли различные факторы, определяющие условия их труда — освещенность, продолжительность работы между перерывами, системы оплаты и нормирования и многое другое, наблюдая, как в этих случаях меняется производительность труда [13].

Эксперименты широко используются в управленческой практике. Например, прежде чем внедрять в организации новую систему премирования персонала, опытный руководитель опробует ее в одном отделе, выяснит, какие слабые стороны оказались вне внимания, внесет изменения, и только потом распространит опыт на всю организацию. Однако при применении этого метода всегда существует опасность влияния экспериментатора или испытуемых на результат, например, когда работники стараются так вести себя во время эксперимента, чтобы оправдать ожидания начальства. Все это приводит к снижению валидности (соответствия данных, полученных в эксперименте — реальности).

Для того чтобы преодолеть эти трудности, необходимо соблюдать следующие требования к проведению эксперимента:

— ограничение факторов, воздействующих на фиксируемые переменные;

— добровольность;

— наличие контрольной группы;

— надежные средства фиксации результатов;

— репрезентативная выборка;

— программа эксперимента;

— статистическая достоверность результатов [1]. Ценную информацию о психической жизни человека дают и исследования документов и продуктов деятельности человека в организации. Объектов анализа множество и их виды варьируются в зависимости от целей исследования и типа организации. Чаще всего анализируется внутрифирменная документация (протоколы собраний, приказы и распоряжения, докладные и объяснительные записки, отчеты и планы, протоколы и резолюции), а также статьи, выступления, служебная переписка, телеролики, продукты творчества, продукция, рекламации, заявления и обращения покупателей и деловых партнеров и многое другое.

Главное условие эффективности использования метода — подлинность и достоверность анализируемой информации. Здесь исследователь подвергается опасности сам оказаться объектом манипулирования, когда ему пытаются "подсунуть" информацию, искажающую реальность в пользу определенной группы в организации. Такое нередко случается в случае, когда исследование может выявить недостатки, нарушения, злоупотребления в поведении ответственных лиц в организации.

Для получения объективных результатов исследования необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

— различать событийную и оценочную информацию;

— анализировать цели и интересы автора источника (затрагивает ли содержание, предложения, выводы документа его личные интересы);

— учитывать способ получения автором информации — легальный, незаконное прослушивание, перлюстрация личной почты и т.д.;

— оценивать ситуацию на предмет, располагает ли она к объективности оценки;

- использовать контент-анализ (анализ отношений, семантики сознания) и интент-анализ (анализ целей);

— осуществлять проверку на предмет статистической достоверности.

Тестирование и анкетирование. Эти методы можно определить как стандартизированное испытание, предназначенное для установления индивидуальных различий. Школьная контрольная — тоже своего рода стандартизированный тест, испытание знаний, в результате которого можно определить, кто в классе лучше усвоил пройденный материал. Психологические тесты имеют другие цели, но принцип их использования тот же — сравнимость результатов, что достигается повторением одного и того же набора заданий для всех испытуемых.

Тест — это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д. [1]. Если все методы исследования служат для получения каких-то новых данных, обогащающих психологическую науку, то тесты в основном служат для целей испытания, чтобы выявить, насколько психические качества испытуемого соответствуют уже ранее выявленным психическим нормам и стандартам.

Для того чтобы быть успешным, тест должен соответствовать следующим требованиям:

· валидность (пригодность) — установление соответствия между интересующим психическим свойством и методом его измерения (вопрос о валидности теста требует постановки дополнительных вопросов: валидность для чего? для какой цели? по какому критерию?);

· надежность — устойчивость (стабильность) результатов при повторных тестированиях;

· стандартизация — многократная проверка результатов теста на большом количестве испытуемых, предполагающая определение, в какой мере испытуемый соответствует определенном}' стандарту и сравнение полученных результатов тестирования в разных местах и в разное время;

· одинаковые возможности для всех испытуемых — наличие у всех испытуемых одинаковых заданий и одинаковых условий для их выполнения;

· одинаковые исходные принципы для интерпретации результатов — введение возрастных, групповых, тендерных и других норм и коэффициентов для интерпретации данных тестирования [5].

Существует огромное количество различных тестов — тексты уровня интеллекта (предназначенные для "измерения" и оценки уровня интеллектуального развития — IQ, тесты способностей (направленные на выявление возможностей и навыков индивида), тесты характеристик личности (составленные для оценки эмоционально-волевых черт личности, ее мотивации, интересов, склонности к общению и т.п.) и др.

Одной из специфических разновидностей тестирования является анкетный опрос. Анкета — это вопросник, содержание и способ ответа на вопросы которого заранее разрабатываются исследователем в соответствии с поставленной им целью. Анкетирование сравнительно экономичный способ сбора информации, его, как правило, применяют для исследования больших групп людей (в массовых обследованиях), данные анкет легко поддаются статистической обработке.

Беседа — это метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе [5]. Метод беседы применяется:

· при изучении личности человека, его отношения к организации, своему положению в организации, его прошлой жизни, домашней обстановки, взаимоотношений с коллегами, его интересов и т.д.;

· при применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);

· при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.

Беседа может быть стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым — устный опрос по опросному листу) и нестандартизированная (вопросы ставятся в свободной форме). Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план ее проведения.

 

Успешность беседы зависит:

· от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей человека, учета условий, места проведения и т.д.);

· от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследования, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.).

Перечисленные выше исследовательские методы управленческой психологии условно можно разделить на две группы:

· преднамеренное, целенаправленное наблюдение (кратковременное или длительное) тех аспектов поведения человека, которые, по мнению исследователя, выявляют психические процессы и особенности, служат основой для последующего анализа, объяснения;

· активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого (испытуемых) с целью создания таких условий, в которых выявляется психологический факт [1].

Например, естественный эксперимент будет относиться к первой группе методов, а вот лабораторный эксперимент может стать примером метода второй группы. Все практические методы тоже могут быть отнесены ко второй группе активных методов.

Для исследования той или иной психологической проблемы используется соответствующая система приемов и правил исследования — методика конкретного исследования (выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение содержания серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т.п.).

Наконец отметим, что в той или иной мере владеть методами управленческой психологии для разрешения возникающих в организации проблем межличностного, межгруппового взаимодействия должен любой хорошо профессионально подготовленный управленец для того, чтобы эффективно исполнять свои обязанности в организации.

При этом современная психология выделяет две базовые методики изучения:

· Наблюдение — аналитический метод, основанный на процессе восприятия действительной ситуации, сформированной в естественных условиях. В данном случае изучение и поиск эффективных принципов взаимодействия коллектива и руководителя осуществляется в пассивной форме, путем фиксирования реакции, мнения и результата.

· Эксперимент — активная форма поиска результативных схем взаимодействия начальника и подчиненного путем искусственного создания определенных условий, при наличии которых требуется выявить отрицательные и положительные стороны различных тактик управления. По сравнению с наблюдением, эксперимент позволяет получить более обширную информацию, иногда уникального характера, однако реализовать ее на практике сложнее, поскольку в данном случае возникает моральная ответственность перед участниками эксперимента [4].

На практике психология управления сталкивается с рядом проблем, которые могут быть тесно связаны с особенностями коллектива подчиненных. Поскольку последний представляет собой совокупность личностных качеств его членов, отражающихся на общей реакции и эффективности принятых управленческих решений, конечный результат применения единой стратегии для разных коллективов может отличаться.

Выделяют следующие типы проблемных коллективов:

· Параноидальный. Каждое управленческое решение вызывает недоверие и страх.

· Депрессивный. Отсутствие мотивации, негативное отношение к самой работе и неверие в получение положительных результатов.

· Принудительный. Выполнение работы только в рамках поставленных указаний, без проявления какой-либо инициативы.

· Драматический. Активная демонстрация деятельности и выполнения поручений, игра на публику, независимо от результативности.

· Конфликтные. Коллектив, разбивающийся на несколько отдельных групп, которые отказываются взаимодействовать друг с другом для удержания ощущения власти над ситуацией и остальными сотрудниками [1].

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда психология управления сформировалась как самостоятельная наука?

2. Дать определение понятия «психология управления».

3. Назовите объект изучения психологии управления

3. назовите предмет изучения психологии управления.

4. Какие цели и задачи психологии управления?

5. Перечислите основные категории психологии управления.

6. Перечислите методы психологии управления

7. Дайте характеристику основным методам психологии управления

8. Выделите положительные и отрицательные стороны основных методов психологии управления.

9. Какие основные проблемы современной психологии управления можно выделить?

Рекомендуемая литература:

Основная:

[1]; [4]; [5].

Дополнительная:

[11], [13].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: