3.1 Сущность организационной структуры управления организацией.
3.2 Типы организационных структур управления предприятия
3.1 Под организационной структурой управления понимается состав, взаимодействие, соподчиненность, а так же распределение работы по подразделениям и управленческим органам, между которыми формируются определенные отношения, связанные с реализацией властных полномочий, потоков распоряжений и информации.
Основой для появления и функционирования того или иного типа организационной структуры управления на предприятии, а так же залогом увеличения производительности является горизонтальное разделение труда, при котором весь объем работы разбивается на компоненты [1].
Рис. 3.1 Основные компоненты горизонтального и вертикального разделения труда
Пять технологий координации работы (Г. Минцберг):
· обоюдное согласование;
· контроль напрямую;
· определение стандартов рабочих процессов;
· определение стандартов выпуска;
· определение стандартов знаний и навыков [4].
|
|
Обоюдное согласование помогает координации благодаря процессу неформального общения, когда контроль над работой осуществляется непосредственно работниками.
Контроль напрямую способствует координации в том плане, что ответственность за выполненную другими людьми работу, постановка им задач и надзор за их действиями являются обязанностями на одного человека.
Процесс работы может координироваться и без прямого контроля и взаимного согласования. Процесс труда, его исходные условия и результаты можно заранее запланировать так, чтобы они соответствовали заданным стандартам:
1) Определение стандартов рабочих процессов предполагает собой четкое программирование или определение содержания труда.
2) Определение стандартов выпускапредполагает четкое определение результатов работы;
3) Определение стандартов знаний и навыков (квалификации)предполагает четкое определение уровня подготовки работников, необходимого работы [5].
Группирование в организации способствует эффективности труда всех ее частей посредством объединения конкретных организационных единиц и должностных позиций.
Основные принципы группирования:
· функциональные (функции, знания);
· рыночные (клиент, регион, продукт) [1].
3.2 На практике существуют несколько типов организационных структур управления предприятием: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная.
Линейная структура управления предприятием подразумевает собой то, что каждым подразделением руководит управленец, осуществляющий единоличное руководство подчиненными сотрудниками и сосредоточивший в себе все функции управления. Данный управленец в свою очередь подчиняется вышестоящему управленцу [4].