double arrow

Занятия в группах семейного плавания


Занятия в группах семейного плавания пользуются большой попу­лярностью, так как позволяют решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи одновременно. Через занятия физической культурой в семье укрепляются отношения между взрослыми и детьми, привива­ется любовь и потребность в систематических занятиях физической куль­турой. Родители и дети больше времени проводят вместе

Наиболее интересной формой занятий в оздоровительных группах семейного плавания является занятие, когда дети и родители занимаются вместе, находясь в непосредственном контакте. Оптимальная продолжительность занятия 30 минут. В подготови­тельной части занятия используются беговые, прыжковые, танцевальные движения в парах; в основной части упражнения по обучению и коррекции техники способов плавания; заключительная часть содержит различные игры и эстафеты. В занятиях используется большое количество поддерживающих и дополнительных средств, таких как поддерживающие палки и пояса, плавательные доски, круги и матрасы, надувные и резино­вые мячи, «летающие» тарелки и т. д. Занятия носят эмоциональный ха­рактер, отличаются разнообразием средств и методических подходов в организации.




Методические указания родителям. Чем старше ребенок, тем сильнее развиты у него свои собственные привычки в игре и поведении, которые необходимо учитывать для игр в воде. Ребенок своей реакцией – удовольствия или недовольства (вплоть до крика) – дает знать, как он себя чувствует в воде. Это является одним из показателей для родителей и педагога – продолжать игру или прекратить ее. Во время пребывания в воде родители сами должны быть в спокойном, уравновешенном состоянии, чтобы почувствовать расслабленность или напряженность своего ребенка до момента изменения выражения его лица или крика. Родителям необходимо научиться спокойно, но решительно обращаться и общаться с ребенком в воде. Не должно быть неуверенности или неожиданного изменения направления движения. Все упражнения, которые разучиваются в бассейне можно повторять и дома.

Ведущая роль во время организации и проведения игр должна принадлежать тренеру, а второстепенная – родителям. Руководителю игры для достижения воспитательных, образовательных и оздоровительных целей надо соблюдать определенную последовательность игр. На каждый конкретный момент он определяет основную задачу, выбирает соответствующую игру, продумывает организацию и ход игры, подготавливает место и инвентарь, определяет нагрузки в игре; а родители – помогают тренеру подводить итоги, вести игру, контролируют распределение по командам. Руководитель несет ответственность за соблюдение мер безопасности на воде.



Методические указания тренеру. Выбор игры определяется: количественным и возрастным составом группы, уровнем их физической подготовленности; конкретной задачей занятия; температурным режимом воды и воздуха, наличием необходимого инвентаря и оборудования. Подготовка инвентаря заключается в том, что из имеющегося в нужном количестве набора досок, мячей, палок, надувных игрушек, мячей для настольного тенниса, выбираются предметы для данной игры и инвентарь раздается только после объяснения правил игры.

Во время занятия необходимо соблюдать следующие правила:

· Тренер обязан занимать такое место, с которого все время видны все занимающиеся;

· Если кто-то из занимающихся не совсем здоров, входить в воду ему не рекомендуется;

· Дети допускаются к занятию не ранее, чем через час после приема пищи;

· При появлении признаков охлаждения (озноб, посинение губ, «гусиная кожа») ребенка необходимо срочно удалить из воды и принять меры: горячий душ, растирание полотенцем, теплая одежда;

· Необходимо запрещать сталкиваться в воде, нырять навстречу друг другу, брызгать в лицо;

· Во избежание переутомления не следует перегружать занимающихся большим количеством игр;

· Запрещать поднимать ложную тревогу криками о помощи.

Лучше, когда правила поведения в бассейне и на воде объясняют родители. Тренер только напоминает о них. Наказывать детей рекомендуется в исключительных случаях.



Занятия в группах семейного плавания рекомендуется проводить в условиях неглубокого бассейна при температуре воды не ниже 290 С.

12.2.6. Кондиционное плавание

Физические нагрузки кондиционного плавания заметно превышают нагрузки, применяемые в оздоровительном плавании, поэтому они ис­пользуются для достижения более высокого уровня плавательной подготовленности. Это необходимо и просто любителям дальних проплывов в открытых водоемах и бассейнах, и спортсменам, чья профессио­нальная или спортивная деятельность требует выполнения определенных нормативов. К кондиционному плаванию можно отнести и поддержание спортивного долголетия - плавание для ветеранов, где целью яв­ляется не достижение максимального результата (поскольку воз­раст индивидуальных рекордов уже пройден), а поддержание уровня двигательных качеств и плавательной подготовленности, необхо­димого для участия в соревнованиях возрастных групп. Данный вид характеризуется невысоким уровнем тренировоч­ных нагрузок, определяемым с учетом возрастных особенностей занимающихся. Построение отдельных занятий и тренировочных программ про­исходит по аналогии с планированием спортивной тренировки. Час­тота занятий составляет от 3 до 6 раз в неделю, продолжитель­ность - от 40 до 60 мин.

При всем многообразии задач, которые стоят перед кондицион­ной тренировкой, их решение сводится к определению двух наиболее часто встречающихся основных целей: достижение заданного уровня спортивных результатов (например, спортивного разряда или квалификационной нормы) и поддержание ранее достигнутого уровня спортивных результатов.

В ходе годичного цикла кондиционной тренировки должны решаться основные задачи:

1. Совершенствование техники способов плавания, стартов и поворотов, достижение экономичности, легкости и вариантности движений в основных способах плавания.

2. Обучение сознательному контролю за темпом и шагом гребковых движений.

3. Развитие подвижности в суставах с применением активных и активно-пассивных упражнений.

4. Развитие аэробных возможностей за счет постепенного увеличения объемов плавания в I и II зонах интенсивности (в полной координации и по элементам), а также с помощью средств ОФП (бег, гребля, лыжные гонки, спортивные игры и т.д.).

5. Постепенное увеличение пульсовой интенсивности нагрузок и скорости плавания на тренировках с эпизодическим использо­ванием в тренировочном процессе нагрузок анаэробно-гликолитической направленности.

Для решения плавательных задач применяют разнообразные упражнения с малыми и средними отягощениями на суше с акцентом на темп движений и использованием разнообразных упражнений для развития силовых способностей. Так же используют специальные лопатки, отягощения, резиновые шнуры и другие средства, создающие дополнительное сопротивление при гребковых движениях.

12.2.7. Лечебно-оздоровительное плавание

Лечебное плавание объединяет в единое целое два процесса: специфический тренировочный и педагогический. Характерной его особенностью как средства ЛФК является сочетание в специфическом тренировочном процессе лечебных воздействий: общего (укрепление здоровья, развитие и закрепление навыков движения, волевых качеств) и специального (восстановление нарушенных функций организма). Педагогический процесс заключается в том, чтобы воспитать у больного сознательное отношение к использо­ванию физических упражнений, привить ему навыки рациональ­ного планирования общего режима (в том числе режима движе­ний), навыки гигиены и закаливания организма.

При составлении программ по лечебному плаванию нужно обяза­тельно учитывать общие методические принципы, которые позволяют обеспечить высокую эффективность лечебного действия упражнений в воде. К ним относятся: своевременное (раннее) начало реабилитационных мероприятий, комплексное использование различных средств (их всестороннее воздействие на организм), индивидуализация программ (в зависимости от возраста больных, характера их заболевания, общего состояния организма, степени физической подготовки, умения держаться на воде и т.п.). Особую роль приобретает адекватность и постепенность нарастания нагрузки, системность воздействия (тщательный подбор упражнений и последовательность их выполнения), цикличность, регулярность воздействия нагрузки и ее длительность, применение новых и разнообразных упражнений с использованием методов конт­роля.

Применяемые гимнастические упражнения в воде у бортика могут быть самыми разнообразными. Они классифицируются по следующим признакам:

по анатомическому признаку - для развития мелких групп мышц (движения пальцами, стопами, кистями), средних (движения шеей, голеня­ми, бедрами, предплечьями, плечом) и крупных (движения верх­ними или нижними конечностями, туловищем);

по характеру мышечного сокращения - стати­ческие, когда мышца напрягается, но движения не происходит (условно сюда относятся дыхательные упражнения) и динамические;

по степени активности - активные (самостоятельное движение), активно-пассивные (например, помогая здоровой рукой), пассивные (движения с помощью партнера).

Также применяются упражнения: на растягивание в равнове­сии, направленные на повышение подвижности в суставе; коорди­нацию, укрепление ослабленных мышц, расслабление напряженных мышц, корригирующие; расслабление с использованием предметов и снарядов; дыхательные упражнения.

По своей направленности все упражнения делятся на общеукрепляющие и специальные, предназначенные для избирательного воздействия на определенный сегмент опор­но-двигательного аппарата или на весь организм. При этом одно и то же упражнение может в зависимости от целей и задач рассматриваться при одних заболеваниях как спе­циальное, при других - как общеразвивающее.

Дозировка упражнений осуществляется выбором исходного положения (стоя у бортика и лежа на воде); сложно­стью движения (степень усилия, амплитуда движений и нагрузка на мелкие или крупные мышечные группы), наличием элемен­тов облегчения плавания или дополнительной нагрузки, продолжи­тельностью и темпом, количеством повторений. Обязательно подби­рается оптимальное соотношение упражнений: общеразвивающих и дыхательных, у бортика и в плавании, по элементам и в координа­ции, в свободном и ускоренном темпе, с активным (свободное пла­вание, купание) и пассивным отдыхом (расслабление, паузы отдыха), с различной глубиной погружения. Общий объем движений дол­жен соответствовать режиму двигательной активности больного.

Основные методыпроведения занятий: индивидуальный, групповой и самостоятельный. Индивидуальный метод, применяемый в лечебно-оздоровительном плавании, как правило, наиболее предпочтительный, особенно в самом начале курса реабилитации и при тяжелых заболеваниях. Из групповых методов используется, в основном, малогрупповой (максимальное количество занимающихся – 6-7 человек).

Занятия в бассейне проводятся в урочной форме, включая подготовительную, основную и заключительную части. В подготовительной части занятия обычно используются общеразвивающие упражнения, стоя у бортика, в ходьбе, повторяются упражнения на освоение с водой и на изучение техники плавания. В основной части занятия проводится непосредственно плавание, специаль­ные упражнения у бортика и в плавании (в том числе лечебными способами), подвижные игры. В заключительной части занятия - малоподвижные игры, несложные упражнения у бортика на расслабление мышц и дыхательные упражнения. Содержание занятия зависит от подготовленности занимающихся (умения держаться на воде), периода лечения и реабилитационных задач.







Сейчас читают про: