Физическая (двигательная) рекреация – это вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.
Места проведения занятий двигательной рекреацией очень разнообразны. Рекреационные занятия плаванием можно проводить в бассейнах и открытых водоемах, аквапарках такие занятия направлены на все социальные и возрастные группы населения.
В физической рекреации встречаются следующие формы организации занятий:
· Урочная (занятия проходят в строго определенное время в определенном месте с группой участников под руководством тренера).
· Неурочная (занятия в режиме учебного или рабочего дня).
· Индивидуальная (занятия с личным тренером или инструктором). Индивидуальный тип чаще всего встречается при занятиях оздоровительным плаванием,
|
|
· Групповая (в группе занимающихся). Наиболее часто используется как при занятиях оздоровительным плаванием, гидроаэробикой и гидрошейпингом, так и при обучении спортивным способам плавания.
· Самостоятельные занятия, где занимающийся самостоятельно выбирает упражнения и его дозировку. Чаще всего встречается в случае нехватки денежных средств на первые два типа либо в случае собственной компетенции в области физической рекреации, иногда даже мнимой.
· Массовая физическая культура – заплывы в открытых водоемах, физкультурные праздники, посещение аквапарков.
Каждая из вышеперечисленных форм направлена на все социальные и возрастные группы населения.
Наряду с модными в настоящее время занятиями аквафитнесом, не менее популярными остаются и занятия плаванием.
Основные задачи рекреационных занятий плаванием заключаются в том, чтобы:
·научиться основам техники плавания;
·способствовать развитию физических способностей;
·повысить работоспособность человека;
·укрепить здоровье и улучшить самочувствие;
·повысить общий эмоциональный фон;
·скорректировать телосложение.
Главным является то, что в процессе занятий плаванием люди получают удовольствие, поднимают свое настроение и самооценку, принося пользу собственному здоровью.
Существует две основные формы занятий в воде: индивидуальные и групповые.
Особенно популярными являются сейчас индивидуальные занятия плаванием. Их преимущество перед групповыми заключается в более точном контроле за занимающимся, что позволяет оптимально подобрать и регулировать нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся и, соответственно, несколько быстрее достигать желаемого результата.
|
|
Индивидуальные занятия плаванием могут проходить под непосредственным контролем со стороны тренера либо самостоятельно. Не вызывает сомнений тот факт, что более эффективными являются занятия под непосредственным руководством со стороны тренера, в то время как второй вариант требует от занимающегося высокого уровня подготовленности, так как требует от него знаний основ техники и закономерностей развития физических качеств и работоспособности.
В индивидуальных занятиях плаванием широко применяются нетрадиционные средства: упражнения профилактического характера (противоостеохондрозная гимнастика, гидромассаж, упражнения для релаксации) и упражнения локального характера, воздействующие на отдельные группы мышц. При индивидуальных занятиях в воде с женщинами используются упражнения локального характера, направленные на работу мышц передней и задней поверхности бедра, боковой и внутренней поверхности бедра. Особое внимание при занятиях плаванием уделяется дыхательным упражнениям.
Таким образом, индивидуальные занятия плаванием представляют собой уникальное сочетание различных средств. Основным средством индивидуальных занятий в воде являются традиционные плавательные упражнения, направленные на освоение и совершенствование техники основных способов плавания.
Структура типичного занятия по плаванию представляет собой структуру урока, т.е. предполагает наличие подготовительной, основной и заключительной частей урока. По данным наблюдений, длительность одного такого занятия составляет от 30 до 50 минут.
Количественные показатели различных программ индивидуальных занятий плаванием представлены в таблице 11.2.
Все количественные показатели варьируют в зависимости от возраста, уровня подготовленности и состояния здоровья занимающихся, а также от их мотивационных установок (т.е. того, какие цели преследует занимающийся: научиться красиво и быстро плавать, укрепить здоровье, развить мускулатуру, развить физические качества, «искупаться с удовольствием» и т.д.).
В подготовительной части занятия используются дыхательные упражнения, плавание с согласованием работы ног и дыхания; при достаточно высоком уровне подготовленности – плавание любым способом или с согласованием рук, ног и дыхания.
В основную часть занятия входят плавательные упражнения на согласование работы рук и дыхания; рук, ног и дыхания, а также упражнения, используемые для устранения ошибок при плавании спортивными способами плавания. При высоком уровне подготовленности занимающихся в основную часть включаются также упражнения, направленные на совершенствование техники плавания и развитие специальной выносливости. Так, например, можно использовать плавательные упражнения, выполняемые с высокой интенсивностью, отрезки, проплываемые с большой скоростью, длинные дистанции, проплываемые без остановки.
Заключительная часть занятия включает в себя плавательные упражнения меньшей интенсивности, чем в основной части, упражнения на дыхание и расслабление, упражнения с элементами гидроаэробики, гидромассажа и т.д.
При обучении плаванию особое внимание уделяется индивидуальным особенностям занимающихся, а также имеющимся у них плавательным навыкам. Традиционно считается, что сначала обучают плаванию на спине, затем на груди, от более «простого» способа на спине – к способу кроль на груди, брасс и, наконец, дельфин. Сначала используются плавательные упражнения ногами без согласования, затем плавательные упражнения на согласование ног и дыхания, рук и дыхания и, наконец, согласование работы рук, ног и дыхания. При индивидуальных занятиях предпочтение отдается тому способу плавания, которым человек владеет, и дальнейшее обучение плаванию осуществляется на основе этого способа.
|
|
Плавание имеет большое рекреационное значение. Игры и развлечения в воде являются хорошим средством активного отдыха после напряжённой физической и умственной работы. Игра увлекает, захватывает и помогает справиться с отрицательными эмоциями. Игры подбираются по содержанию, исходя из уровня плавательной подготовленности занимающихся. Игры совершенствуют умения и навыки, активизируют внимание, развивают воображение, память, сообразительность.
Для разнообразного и увлекательного отдыха на воде создаются аквапарки, оснащенные водными горками различной величины, искусственными волнами, малыми водопадами, чашами бассейнов различной формы и глубины. Для отдыха и развлечений на воде используют разнообразные надувные предметы – кресла, матрасы, мячи, круги, лодки, игрушки. При организованном проведении развлечений и игр в воде необходимо предусмотреть их доступность для лиц, имеющих разный уровень плавательной и физической подготовленности.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные задачи, которые решаются на занятиях
плаванием с детьми грудного возраста.
2. В каких условиях проводятся занятия плаванием с малышами
(гигиенические требования к воде, температурный режим, время
проведения занятий, их продолжительность)?
3. Назовите задачи обучения плаванию в детском саду.
4. Каковы условия проведения занятий плаванием в детском саду
(уровень воды в бассейне, температура воды и т.д.)?
5. Как обеспечить безопасность на занятиях плаванием с детьми
дошкольного возраста?
6. Назовите задачи обучения плаванию в общеобразовательной
школе.
7. Дайте характеристику содержания программного материала
по плаванию в общеобразовательной школе
|
|
8. Назовите задачи обучения плаванию в Вузе.
9. Назовите основные задачи обучения плаванию в физкультурном Вузе.
10. Какие основные документы используются в работе по плаванию
в Вооруженных Силах?
11. Назовите основные задачи рекреационных занятий плаванием.