Основные смысловые блоки работы

· Блок работы с проблемой (используют техники: «позитивная трактовка проблемы», «шкалирование проблемы», «изоляция проблемы»).

· Блок работы с целью (техники: определение цели, «воспоминания из будущего», «волшебные изменения»).

· Работа с ресурсами (поиск ресурсов в прошлом и будущем: «опора на прогресс», «проблема как ресурс»).

· Работа с окружением (выясняют, чем могут помочь окружающие).

· Работа с объяснениями (обсуждают конкретные случаи с позитивной точки зрения).

 Позитивная психотерапия основывается на трех принципах: надежд (позитивного подхода к клиенту и его проблеме), баланса, или гармонизации (содержательной оценке конфликта), и консультирования (пятиступенчатой терапии, в основе которой лежит самопомощь), – которые соответствуют трем этапам работы как в процессе отдельного занятия, так и на протяжении всего психотерапевтического курса (в среднем 10 занятий по 1–2 часа).

На этапе работы с учетом принципа надежды используются [45]: 1) позитивная интерпретация проблемы пациента (например, нервная анорексия – проявление способности терпеть ограничения); 2) транскультуральный подход – расширение представлений пациента о проблеме посредством знакомства с иным (часто противоположным) реагированием и отношением к сути его проблемы в других культурах; 3) притчи с психотерапевтическим радикалом.

На этапе работы с учетом принципа гармонизации используется распределение энергии по 4 основным сферам жизнедеятельности: телесной, ментальной, социально-коммуникативной, духовной. К телесной относятся еда, сон, секс, телесные контакты, переживание боли и телесного комфорта; к ментальной – удовлетворение познавательной потребности и любознательности, профессиональные достижения; к социально-коммуникативной – общение человека; к духовной – мировоззренческие и религиозные переживания, фантазии о будущем, «гражданские» поступки. Дисбаланс в телесной сфере создает риск соматических и психосоматических заболеваний, в ментальной – риск агрессивных дистрессовых реакций и перфекционизма, в коммуникативной – чувства одиночества и депрессии, в духовной – чувства тревоги и психотических нарушений.

На этапе гармонизации выявляются и прорабатываются актуальный и базальный конфликты пациента. Актуальный конфликт [5] складывается под воздействием внешних событий (например, смерть близкого, потеря работы и др.), микротравм в значимых межличностных отношениях при недостаточной способности к преодолению этих проблем. Базальными конфликтами являются конфликты между различными установками личности (например, «честность и вежливость»).

Реализация принципа консультирования означает передачу пациенту функции психотерапевта (аутопсихотерапия). Такой подход соответствует принципам психологического консультирования. В практике уже с первого занятия используются структурированное интервью и опросники (дифференциальный аналитический и висбаденский), при заполнении которых пациент сам может прийти к осмыслению различных аспектов своих проблем. Широко практикуются “домашние занятия”, о выполнении которых пациент отчитывается на последующем занятии. Для преодоления межличностных конфликтов применяется пятиступенчатая стратегия: 1) дистанцирование (наблюдение) – отказ от критики, от стереотипных оценок; 2) инвентаризация (описание) – оценка способностей партнера, как негативных, так и позитивных, характерных для самого пациента или желательных для него; 3) ситуативное одобрение – подкрепление продуктивного поведения партнера; 4) вербализация – выбор соответствующей ситуации и стратегии обсуждения проблемы с партнером; 5) расширение целей – выбор новых целей и сфер взаимодействия с партнером с учетом его позитивных качеств и без переноса негативного опыта. Для вербализации проблемы рекомендуется ряд конструктивных правил: 1) партнеру предлагается обсуждение в удобное для него время; 2) начинать беседу с упоминания о достоинствах партнера и положительных аспектов его поведения; 3) перейдя к проблеме, не повышать голос, говорить от первого лица; 4) избегать смещения обсуждения самой проблемы на личностные особенности партнера; 5) помнить, что выявляющиеся различия во мнениях и взглядах – это показатель доверия и искренности; 6) стараться ограничить длительность обсуждения одним часом; 7) напоминать себе и партнеру, что конструктивное разрешение разрешение проблемы – выигрыш для вас обоих; 8) при интенсивных, но неудачных поступках прийти к откровенному диалогу с партнером – обратиться за помощью к психологу или к психотерапевту.

Существенная роль в психотерапии принадлежит религиозно-мировоззренческому аспекту. Мировоззренческие и религиозные установки могут служить базовой информацией для формирования отношения к воспитанию (роль родителей, авторитарное воспитание, антиавторитарные тенденции, предпочтение сына или дочери), к профессии (ограничение профессиональных возможностей, мотивация профессиональной деятельности и т. д.), к партнерству (равноправие между мужчиной и женщиной, мировоззренческая оценка партнерства как средства воспитания детей и др.), к сексуальности (сексуальные запреты и нормы, обычаи сексуального поведения), к социальным контактам (предписываемые социальные отношения, общие праздники и др.).

Позитивная психотерапия, таким образом, направлена по вектору: от позитивных аспектов проблемы – к негативно окрашенным конфликтам и далее – к реалистичной проработке перспектив.

 

 

Вопросы для повторения:

1. Каковы основные принципы позитивной психотерапии?

2. Кто является основателем метода позитивой психотерапии?

3. Каковы этапы позитивной психотерапии?

4. Каковы технические приемы терапевтического воздействия?

5. Смысловые блоки психотерапевтической работы?

 

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф., А.С. Кочарян Психотерапия [текст]/Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян. - С-Пб. – Питер. - 2003.

2. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для студентов мед. вузов [текст]/Б.Д. Карвасарский. - С-Пб. – Питер. - 1999.

3. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии [текст] / В.В. Макаров. - М. - Академ. Проект. - 1999.

4. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни [текст]/Н. Пезешкиан. - М. – Медицина. - 1995.

5. Пезешкиан Н. Психсоматика и позитивная психотерапия [текст]/ Н. Пезешкиан. - М. – Медицина. - 1996.

6. Психотерапевтическая энциклопедия [текст]/Под ред. Б.Д. Карвасарского. - С-Пб. – Питер. - 1998.

 

 9. Телесно-ориентированная терапия

 

   

Группа методов психотерапии, ориентированных на осознание пациентом телесных ощущений [15, 16, 35], на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях, и на обучение способам разрешения дисфункций в этой области. Телесно-ориентированная психотерапия зародилась и развивалась вне группового движения в психотерапии, однако в последнее время телесно-ориентированная психотерапия применяется преимущественно в групповых формах.

Наиболее известными видами телесно-ориентированной психотерапии являются биоэнергетический анализ Лоуэна (A. Lowen, 1972), метод Фельденкрейса (M. Feldenkrais, 1972), метод Александера (F. M. Alexander, 1932), структурная интеграция Рольф (I. Rolf, 1976) и первичная терапия Янова (A. Janov, 1972), которые генетически связаны с работами Райха (W. Reich, 1949).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: