Показатели использования трудовых ресурсов

Главной задачей в сфере труда является более эффективное использование трудовых ресурсов. Важными показателями использования трудовых ресурсов являются степень вовлечения ресурсов в общественное производство, функционирование труда в течение рабочего дня и года, сезонный характер использования трудовых ресурсов. Рассмотрим более подробно эти показатели.

Коэффициент участия трудовых ресурсов в общественном производстве. Он определяется по формульной зависимости:

 

,                                                                                  (3)

 где коэффициент участия трудовых ресурсов в общественном производстве;

трудовые ресурсы, участвующие в производстве;

наличие трудовых ресурсов.

Коэффициент использования рабочего времени в течение года. Он определяется по формульной зависимости:

,                                                                              (4)

где  - коэффициент использования рабочего времени в течение года.

 - фактически отработанное рабочее время в течение года, ч.;

 - возможный годовой фонд рабочего времени, ч.;

Коэффициент сезонности использования трудовых ресурсов. Он определяется по формульной зависимости:

,                                                                               (5)

где - коэффициент сезонности использования трудовых ресурсов;

 - максимальная или минимальная занятость работников в месяц;

 - среднемесячная занятость работников.

Коэффициент использования рабочего времени дня. Он определяется по формульной зависимости:

,                                                                                        (6)

 где  - коэффициент использования рабочего времени дня;

 - фактически отработанное время дня;

 - установленное рабочее время дня, ч.

Экономическая эффективность использования трудовых ресурсов характеризуется показателем производительности труда: выходом валовой продукции на одного среднегодового работника (в человеко-часах).

      

 2.4. Государственная система управления трудовыми ресурсами

В РФ существует государственная система управления трудовыми ресурсами, которая включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизовано регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а также методы управления и механизм их использования.

Задачами государственной системы управления являются:

· принятие законов;

· контроль за их исполнением;

· выработка и реализация политики в области социально-трудовых отношений в стране (охватывающие вопросы оплаты и мотивации труда, регулирование занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и разрешение конфликтных ситуаций).

В рыночных условиях государственное регулирование социально-экономических отношений носит ограниченный характер и, как свидетельствует опыт развитых стран, касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни и некоторых других.

Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих основные правила поведения, в том числе и в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Их полномочия представлены в таблице 1.

Таблица 1

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы по управлению трудовыми ресурсами

Совет Федерации Государственная Дума
Одобряет или отклоняет федеральные законы принятые Государственной Думой. Принимает федеральные законы.
В Совете Федерации образованы комитеты, в компетенцию которых входит регулирование социально-трудовых отношений по следующим вопросам: · бюджету; · налоговой политике; · финансовому, валютному и таможенному регулированию; · банковской деятельности; · конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; · экономической реформе; · собственности и имущественным отношениям; · социальной политике. В Государственной Думе образованы комитеты по следующим направлениям: · законодательству; · судебно-правовой реформе; · экономической политике; · бюджету; · налогам; · банками финансам; ·  труду и социальной политике; · образованию и науке.

 

На органы исполнительной власти возлагается исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ. Деятельность Правительства РФ охватывает все стороны жизни общества. В сфере управления экономикой оно разрабатывает федеральный бюджет, программы экономического развития: в сфере социальной политики – программы социального развития.

Центральным органом федеральной и исполнителей власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в РФ, является Федеральная служба по труду и занятости, которая находится в ведении Министерства труда и социальной защиты

Основными функциями Федеральной службы по труду и занятости являются:

· контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;

· деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

· организация альтернативной гражданской службы;

· организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду и занятости  РФ, подведомственные ей организации, учреждения, предприятия и органы по труду и занятости республик в составе РФ, краев, областей, автономий, городов Москвы и Санкт-Петербурга образуют единую государственную систему управления социально-трудовыми вопросами в РФ.

Основными задачами Федеральной службы по  труду и занятости  являются:

1. Выработка политики в социально-трудовой сфере.

2. Координация всей работы в социально-трудовой сфере страны.

3. Разработка основных направлений социальной политики правительства. 

4. Подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда.

5. Формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений.

6. Участие в заключении генерального и отраслевых тарифных отношений.

7. Регулирование рынка труда, занятости населения.

Федеральная служба по труду и занятости труда  занимается:

· разработкой и осуществлением государственной политики в области занятости населения и проведением организационных мероприятий по ее реализации;

· разрабатывает государственные программы занятости на основе прогнозов (программ, планов) экономического развития с участием представителей организаций, предпринимателей (работодателей) и представителей трудящихся;

· осуществляет методическое руководство разработкой программ занятости, контролирует реализацию программ занятости, руководствуясь в своей деятельности законом РФ “О занятости населения в РФ”.

Федеральной службе по труду и занятости  подчиняется ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, организации и нормирования труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.

6. При Федеральной службе по труду и занятости  создана служба разрешения коллективных трудовых конфликтов с целью контроля за ходом выполнения заключенных соглашений, изучении причин возникновения трудовых споров и их устранения.

Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: