Главной задачей в сфере труда является более эффективное использование трудовых ресурсов. Важными показателями использования трудовых ресурсов являются степень вовлечения ресурсов в общественное производство, функционирование труда в течение рабочего дня и года, сезонный характер использования трудовых ресурсов. Рассмотрим более подробно эти показатели.
Коэффициент участия трудовых ресурсов в общественном производстве. Он определяется по формульной зависимости:
, (3)
где коэффициент участия трудовых ресурсов в общественном производстве;
трудовые ресурсы, участвующие в производстве;
наличие трудовых ресурсов.
Коэффициент использования рабочего времени в течение года. Он определяется по формульной зависимости:
, (4)
где - коэффициент использования рабочего времени в течение года.
|
|
- фактически отработанное рабочее время в течение года, ч.;
- возможный годовой фонд рабочего времени, ч.;
Коэффициент сезонности использования трудовых ресурсов. Он определяется по формульной зависимости:
, (5)
где - коэффициент сезонности использования трудовых ресурсов;
- максимальная или минимальная занятость работников в месяц;
- среднемесячная занятость работников.
Коэффициент использования рабочего времени дня. Он определяется по формульной зависимости:
, (6)
где - коэффициент использования рабочего времени дня;
- фактически отработанное время дня;
- установленное рабочее время дня, ч.
Экономическая эффективность использования трудовых ресурсов характеризуется показателем производительности труда: выходом валовой продукции на одного среднегодового работника (в человеко-часах).
2.4. Государственная система управления трудовыми ресурсами
В РФ существует государственная система управления трудовыми ресурсами, которая включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизовано регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а также методы управления и механизм их использования.
Задачами государственной системы управления являются:
· принятие законов;
· контроль за их исполнением;
· выработка и реализация политики в области социально-трудовых отношений в стране (охватывающие вопросы оплаты и мотивации труда, регулирование занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и разрешение конфликтных ситуаций).
|
|
В рыночных условиях государственное регулирование социально-экономических отношений носит ограниченный характер и, как свидетельствует опыт развитых стран, касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни и некоторых других.
Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих основные правила поведения, в том числе и в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Их полномочия представлены в таблице 1.
Таблица 1
Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы по управлению трудовыми ресурсами
Совет Федерации | Государственная Дума |
Одобряет или отклоняет федеральные законы принятые Государственной Думой. | Принимает федеральные законы. |
В Совете Федерации образованы комитеты, в компетенцию которых входит регулирование социально-трудовых отношений по следующим вопросам: · бюджету; · налоговой политике; · финансовому, валютному и таможенному регулированию; · банковской деятельности; · конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; · экономической реформе; · собственности и имущественным отношениям; · социальной политике. | В Государственной Думе образованы комитеты по следующим направлениям: · законодательству; · судебно-правовой реформе; · экономической политике; · бюджету; · налогам; · банками финансам; · труду и социальной политике; · образованию и науке. |
На органы исполнительной власти возлагается исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ. Деятельность Правительства РФ охватывает все стороны жизни общества. В сфере управления экономикой оно разрабатывает федеральный бюджет, программы экономического развития: в сфере социальной политики – программы социального развития.
Центральным органом федеральной и исполнителей власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в РФ, является Федеральная служба по труду и занятости, которая находится в ведении Министерства труда и социальной защиты
Основными функциями Федеральной службы по труду и занятости являются:
· контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
· деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
· организация альтернативной гражданской службы;
· организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Федеральная служба по труду и занятости РФ, подведомственные ей организации, учреждения, предприятия и органы по труду и занятости республик в составе РФ, краев, областей, автономий, городов Москвы и Санкт-Петербурга образуют единую государственную систему управления социально-трудовыми вопросами в РФ.
Основными задачами Федеральной службы по труду и занятости являются:
|
|
1. Выработка политики в социально-трудовой сфере.
2. Координация всей работы в социально-трудовой сфере страны.
3. Разработка основных направлений социальной политики правительства.
4. Подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда.
5. Формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений.
6. Участие в заключении генерального и отраслевых тарифных отношений.
7. Регулирование рынка труда, занятости населения.
Федеральная служба по труду и занятости труда занимается:
· разработкой и осуществлением государственной политики в области занятости населения и проведением организационных мероприятий по ее реализации;
· разрабатывает государственные программы занятости на основе прогнозов (программ, планов) экономического развития с участием представителей организаций, предпринимателей (работодателей) и представителей трудящихся;
· осуществляет методическое руководство разработкой программ занятости, контролирует реализацию программ занятости, руководствуясь в своей деятельности законом РФ “О занятости населения в РФ”.
Федеральной службе по труду и занятости подчиняется ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, организации и нормирования труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.
6. При Федеральной службе по труду и занятости создана служба разрешения коллективных трудовых конфликтов с целью контроля за ходом выполнения заключенных соглашений, изучении причин возникновения трудовых споров и их устранения.
Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства.