Психотерапия клиентов, предпринявших

Суицидальные попытки

Психотерапия данной категории пациентов является очень важным и ответственным разделом работы психотерапевта, психолога, т.к. в постсуицидальном периоде очень высок риск повтора суицидалной попытки.

Люди с суицидальными намерениями не избегают, а напротив, часто стремятся к помощи. Из тех, кто совершал суициды, почти 70% консультировались врачами общего профиля за месяц, а 30% - в течение последней недели до совершения фатального поступка. 30% так или иначе высказывают свои намерения, ставя в известность окружающих.

1. Для осуществления профилактики (превенции) самоубийств ВОЗ предлагает использовать три концептуальные модели:

Медицинская модель превенции рассматривает попытку суицида прежде всего как крик о помощи, к которому приводят эмоциональные расстройства и психологический кризис. Консультирование, медикаментозное и психотерапевтическое лечение, снижающие уровень аутоагрессии, являются основными задачами этой модели.

Социологическая модель ориентирована на идентификацию факторов и групп риска с целью адекватного контроля за суицидальными тенденциями.

Экологическая модель предусматривает исследование связи суицидов с факторами внешнего окружения в конкретном социокультурном контексте.

Главный смысл превентивных мер состоит в том, чтобы предотвратить возможность совершения фатального поступка. Важнейшей задачей является то, чтобы убедить общество, что суицидальные мысли психологически понятны и сами по себе не являются болезнью; что суицидальное поведение преходяще и доступно разрешению, а потому предотвратимо, если у окружающих будет желание выслушать другого человека и помочь ему.

 

2. Вмешательство (интервенция) при суицидальном поведении имеет целью сохранение жизни. В службах неотложной психологической помощи его осуществляют психологи-консультанты, врачи-психотерапевты. Они устанавливают контакт с отчаявшимся человеком, создают отношения доверия, поддерживают его, активно участвуют в разработке стратегии позитивных перемен,, при необходимости блокируют суицидальные действия и осуществляют соответствующие психотерапевтические мероприятия.

 

3. Задачи профилактики повтора суицидальных попыток (поственции) состоят в облегчении процесса приспособления к реальности у переживающих трудности, оценке и идентификации факторов риска повторного суицида. Они решаются путем использования таких стратегий, как:

· психологическое консультирование, психотерапия;

· кризисная интервенция;

· поиск систем поддержки личности и жизнеобеспечения в обществе;

· образовательная стратегия для повышения осознания роли и значимости саморазрушающего поведения;

· работа с ближайшим окружением, с семьей пациента;

· профилактика негативного воздействия средств массовой информации (фильмы, статьи, и т.д., прямо или косвенно пропагандирующие суицидальное поведение);

· работа с семьей клиента, изменение существующей системы отношений;

 

 

Закономерности и этапы проведения беседы с суицидальным клиентом:

1. Установление отношений. В начале беседы следует сформировать отношения доверия. Это позволит подростку почувствовать интерес к себе, как к личности. Имеет смысл узнать о событиях, которые должны с ним произойти, понять, не таят ли они в себе какую-то угрозу. На начальном этапе беседы очень важно определить, каким образом суицидальные намерения связаны с факторами внешней среды или чувствами клиента.

 

2. Идентификация проблемы. На этом этапе определяют проблему, т.е. устанавливают возможность суицидального поведения. Консультанту следует осторожно вести клиента к определению кризисной ситуации. Обычно она скрыта, в качестве проблемы могут называться те или иные предостерегающие признаки, на самом деле являющиеся следствием. Если аутоагрессия предполагается, как решение конкретной ситуации, имеет смысл прямо спросить, не думает ли клиент о том, чтобы уйти из жизни. Прямота позволит сделать обсуждение проблемы более конкретным. Если есть сомнение в искренности клиента в соответствующем контексте можно вернуться и повторить вопрос. На утверждение «Я хочу умереть» порой стоит ответить: «А я не хочу, чтобы это произошло!». Несмотря на простоту этот ход чаще срабатывает лучше всего: чье-либо нежелание бывает эффективнее объяснения причин, по которым следует остаться в живых.

3. Исследование проблемы. Этот этап начинается, когда суицидальные угрозы становятся предметом открытого обсуждения. Исследуются события и чувства клиента, что позволяет расширить обсуждение и привести к более полному пониманию происходящего. Начинается совместная работа, поиск иных выходов. Для такой работы необходимо время, т.к. клиент делится часто глубокими, но не совсем ясными переживаниями.

 

4. Оценка проблемы. Особенности этапа состоят в определении потенциальной опасности суицида и определении смертельного исхода. В беседе важно определить потенциальную опасность предполагаемых действий, которая определяется наличием:

· плана и метода суицидальных действий;

· попыток самоубийства в прошлом, особенно если не прошло еще и трех месяцев;

· «последней капли» – события, побудившего к выбору аутоагрессивной альтернативы;

· подготовки к концу жизни (прощальные письма и записки, поручения и т.д.).

В практических целях наличие каждого из этих параметров можно оценивать в 1 балл, что позволит в сумме оценить степень суицидального риска как очень высокую (4 б), высокую (3 б), умеренную (2 б), и незначительную (1 б). При высокой степени риска необходимы срочные меры по предотвращению самоубийства и сохранению жизни клиента.

 

5. Заключение контракта. При любой степени суицидального риска беседа продолжается в направлении выработки альтернативного решения. Оно вырабатывается совместно и предусматривает план действий. План должен быть четким и конкретным и рассматривать альтернативный суициду вариант выхода из кризисной ситуации.

Принципы проведения консультирования суицидального клиента:

 

1. вежливо и открыто принять клиента как личность;

2. стимулировать беседу, не упуская никакую значимую информацию;

3. тактично искать ситуации, в которых клиент любим и значим;

4. вести беседу так, как если бы консультант располагал неограниченным запасом времени;

5. возрождать надежду, искать альтернативы суициду, возможности выхода;

6. не проявлять даже тени отрицательных эмоций;

7. разрешать клиенту проявлять чувства;

8. давать возможность неоднократно возвращаться к обсуждению тревожащих событий и переживаний;

9. суицидальное поведение следует рассматривать как просьбу о деятельной помощи;

10. блокировать суицидальные действия;

11. использовать все необходимые на данный момент средства психотерапии, психокоррекции в сочетании с медикаментозной терапией;

12. необходимо работать с ближайшим окружением клиента, обосновывая необходимость изменения и пересмотра существующих семейных отношений;

Коррекция в кризисе:

1. коррекция системы ценностей исходя из особенностей личности;

2. формирование механизмов психологической защиты;

3. обучение адекватным способам реагирования;

4. коррекция внутрисемейных отношений, работа с родственниками;

5. необходимо снять чувство уникальности ситуации;

6. психотерапия с целью уменьшения психалгии (непереносимой душевной боли), личностная перестройка, повышение самооценки.

 

Первоначально проводится индивидуальная психотерапия (рациональная психотерапия, НЛП, гипнотические техники и др.). Обязательна преемственность, проведение долгосрочной психотерапии (на этом этапе – проведение различных видов групповой психотерапии, обучение приемам саморегуляции, самовнушения; обучение способам реагирования на стресс).

В крупных городах ведутся кризисные приемы, функционируют кризисные стационары, должен быть открыт телефон доверия, работают клубы бывших пациентов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: