Курс: 1 – 14 %, 2 – 22 %, 3 – 15 %, 4 – 28,5 %, магистранты – 20,5 %.
Материальное положение респондентов отображено в таблице 6 и на рисунке 3.
Таблица 6
Материальное положение респондентов
Характеристика материального положения | Частота | Процент | |
| Можем без труда приобретать товары длительного пользования, но затруднительно приобретать действительно дорогие вещи | 42 | 21,0 |
Можем позволить себе достаточно дорогие покупки – машину, квартиру, дачу и многое другое | 15 | 7,5 | |
Не хватает даже на продукты, едва сводим концы с концами | 14 | 7,0 | |
Хватает на продукты и одежду, но покупка товаров длительного пользования является проблемой | 85 | 42,5 | |
Хватает только на продукты, но покупка одежды вызывает серьезные трудности | 44 | 22,0 | |
Итого | 200 | 100,0 |
Рис. 3. Материальное положение респондентов
Существенной характеристикой респондентов являются их ценностные ориентации (подробные результаты приведены в приложении 2).
На первом месте у 50 % респондентов находится ценность здоровья, высоко ценится также семья, материальное положение, любовь, друзья, познание и творчество, ниже располагается ценность свободы и уверенности (как наименее значимое для себя ее оценили 32 % респондентов).
|
|
В профессии социолога опрошенных наиболее привлекает возможность изучения общества и социальных явлений (57 %), а также престиж профессии (22 %). При этом у большинства респондентов отношение к профессии не изменилось за время обучения (57,5 %), изменилось у 28 %, 14,5 % затруднились ответить.
Из значимых для социолога личностных качеств (перечислены: общительность, принципиальность, тактичность скрупулезность осмотрительность целеустремленность любознательность) респонденты составили наиболее значимые, по их мнению, пары (таблица 7).
Таблица 7
Наиболее значимые для социолога качества
Качества | Частота | Процент | |
| Общительность, Любознательность | 28 | 14,0 |
Общительность, Скрупулезность | 14 | 7,0 | |
Общительность, Целеустремленность | 14 | 7,0 | |
Принципиальность | 15 | 7,5 | |
Принципиальность, Тактичность | 57 | 28,5 | |
Принципиальность, Целеустремленность | 14 | 7,0 | |
Скрупулезность, Любознательность | 14 | 7,0 | |
Скрупулезность, Осмотрительность | 15 | 7,5 | |
Тактичность, Осведомленность | 14 | 7,0 | |
Тактичность, Целеустремленность | 15 | 7,5 | |
Итого | 200 | 100,0 |
Из приведенных показателей видно, что наиболее популярной у респондентов оказалась пара принципиальность и тактичность, за ними следует общительность и любознательность. С точки зрения индивидуальных факторов управления профессиональными рисками социолога показательным является тот факт, что в приведенном перечне осмотрительность отмечена в качестве необходимого качества только у 7,5 % опрошенных.
|
|
При этом более трети респондентов (35 %) точно намерены после окончания обучения в вузе работать по приобретенной специальности, 36,5 % еще не задумывались об этом (84 % опрошенных от этого числа составляют студенты 1 и 2 курсов), 28,5 % не имеют намерения работать по специальности.
Уже принимали участие в социологических исследованиях в качестве интервьюеров или обработчиков массивов данных 49 % респондентов, для 51 % опрошенных исследования ограничивались их учебными темами в рамках курсовых проектов или подготовки выпускных квалификационных работ.
Выбор наиболее близкого определения профессионального риска позволяет оценить характер отношения респондентов к детерминантам этого вида риска.
50 % респондентов – «Профессиональный риск – это возможные угрозы и ущерб жизни, здоровью, имуществу работника со стороны опасных условий труда» - определение, соотносимое с внешней детерминацией риска.
50 % респондентов – «Профессиональный риск - это возможные неблагоприятные последствия от выбранного работником поведения во время выполнения профессиональных обязанностей» - определение, соотносимое с внутренней детерминацией риска.
Индивидуальное отношение респондентов к риску в зависимости от их исходных ценностных ориентаций демонстрирует ответ на вопрос № 15 опросной анкеты» «Если успешное исследование гарантированно принесет мировое профессиональное признание и богатство, готовы ли Вы для его проведения рискнуть здоровьем, имуществом, жизнью, работой, репутацией, всем вышеперечисленным, ничем из вышеперечисленного?» Ответы респондентов приведены в таблице 8 и проиллюстрированы рисунком 4.
Таблица 8
Готовность к профессиональному риску
Чем Вы готовы рискнуть ради профессионального успеха? | Частота | Процент | |
| Здоровьем | 57 | 28,5 |
Здоровьем, Имуществом | 14 | 7,0 | |
Здоровьем, Имуществом, Работой | 15 | 7,5 | |
Здоровьем, Работой | 14 | 7,0 | |
Имуществом | 15 | 7,5 | |
Имуществом, Жизнью | 28 | 14,0 | |
Имуществом, Работой | 15 | 7,5 | |
Работой | 28 | 14,0 | |
Репутацией | 14 | 7,0 | |
Итого | 200 | 100,0 |
Рис. 4 Готовность к профессиональному риску
Несмотря на то, что здоровье высоко ценится респондентами, 50 % опрошенных готовы рискнуть им ради достижения профессионального успеха, при этом наибольшая доля опрошенных (28,5 %) готова рискнуть только здоровьем; 14 % готовы рискнуть только работой, 7,5 % - только имуществом, 7 % - репутацией; 14 % готовы рискнуть имуществом и жизнью, 7,5 % - имуществом и работой, 7,5 % - здоровьем, имуществом и работой, 7 % - здоровьем и работой, 7% - здоровьем и имуществом.
Наличие независимых переменных в данном исследовании дает возможность построения значимых двухмерных зависимостей и их графического отображении. Рассмотрим готовность к профессиональному риску в сопряжении с полом респондентов. (См.: Приложение 3). Различие наблюдаемых и ожидаемых значений в ячейках таблицы сопряженности пола и готовности респондентов к риску, значение Хи-квадрат Пирсона, проведение симметричных мер (оценка коэффициента сопряженности) позволяет вделать вывод о том, что между готовностью респондентов к риску и их полом наблюдается статистическая зависимость. Представим ее графически (рис. 5).