Рис. 2 Возраст респондентов

Курс: 1 – 14 %, 2 – 22 %, 3 – 15 %, 4 – 28,5 %, магистранты – 20,5 %.

Материальное положение респондентов отображено в таблице 6 и на рисунке 3.

Таблица 6

Материальное положение респондентов

 

Характеристика материального положения

Частота Процент

 

Можем без труда приобретать товары длительного пользования, но затруднительно приобретать действительно дорогие вещи 42 21,0
Можем позволить себе достаточно дорогие покупки – машину, квартиру, дачу и многое другое 15 7,5
Не хватает даже на продукты, едва сводим концы с концами 14 7,0
Хватает на продукты и одежду, но покупка товаров длительного пользования является проблемой 85 42,5
Хватает только на продукты, но покупка одежды вызывает серьезные трудности 44 22,0
Итого 200 100,0

 

 

Рис. 3. Материальное положение респондентов

 

Существенной характеристикой респондентов являются их ценностные ориентации (подробные результаты приведены в приложении 2).

 

На первом месте у 50 % респондентов находится ценность здоровья, высоко ценится также семья, материальное положение, любовь, друзья, познание и творчество, ниже располагается ценность свободы и уверенности (как наименее значимое для себя ее оценили 32 % респондентов).

В профессии социолога опрошенных наиболее привлекает возможность изучения общества и социальных явлений (57 %), а также престиж профессии (22 %). При этом у большинства респондентов отношение к профессии не изменилось за время обучения (57,5 %), изменилось у 28 %, 14,5 % затруднились ответить.

Из значимых для социолога личностных качеств (перечислены: общительность, принципиальность, тактичность скрупулезность осмотрительность целеустремленность любознательность) респонденты составили наиболее значимые, по их мнению, пары (таблица 7).

Таблица 7

Наиболее значимые для социолога качества

 

Качества

Частота Процент

 

Общительность, Любознательность 28 14,0
Общительность, Скрупулезность 14 7,0
Общительность, Целеустремленность 14 7,0
Принципиальность 15 7,5
Принципиальность, Тактичность 57 28,5
Принципиальность, Целеустремленность 14 7,0
Скрупулезность, Любознательность 14 7,0
Скрупулезность, Осмотрительность 15 7,5
Тактичность, Осведомленность 14 7,0
Тактичность, Целеустремленность 15 7,5
Итого 200 100,0

 

Из приведенных показателей видно, что наиболее популярной у респондентов оказалась пара принципиальность и тактичность, за ними следует общительность и любознательность. С точки зрения индивидуальных факторов управления профессиональными рисками социолога показательным является тот факт, что в приведенном перечне осмотрительность отмечена в качестве необходимого качества только у 7,5 % опрошенных.

При этом более трети респондентов (35 %) точно намерены после окончания обучения в вузе работать по приобретенной специальности, 36,5 % еще не задумывались об этом (84 % опрошенных от этого числа составляют студенты 1 и 2 курсов), 28,5 % не имеют намерения работать по специальности.

Уже принимали участие в социологических исследованиях в качестве интервьюеров или обработчиков массивов данных 49 % респондентов, для 51 % опрошенных исследования ограничивались их учебными темами в рамках курсовых проектов или подготовки выпускных квалификационных работ.

Выбор наиболее близкого определения профессионального риска позволяет оценить характер отношения респондентов к детерминантам этого вида риска.

50 % респондентов – «Профессиональный риск – это возможные угрозы и ущерб жизни, здоровью, имуществу работника со стороны опасных условий труда» - определение, соотносимое с внешней детерминацией риска.

50 % респондентов – «Профессиональный риск - это возможные неблагоприятные последствия от выбранного работником поведения во время выполнения профессиональных обязанностей» - определение, соотносимое с внутренней детерминацией риска.

Индивидуальное отношение респондентов к риску в зависимости от их исходных ценностных ориентаций демонстрирует ответ на вопрос № 15 опросной анкеты» «Если успешное исследование гарантированно принесет мировое профессиональное признание и богатство, готовы ли Вы для его проведения рискнуть здоровьем, имуществом, жизнью, работой, репутацией, всем вышеперечисленным, ничем из вышеперечисленного?» Ответы респондентов приведены в таблице 8 и проиллюстрированы рисунком 4.

Таблица 8

Готовность к профессиональному риску

 

Чем Вы готовы рискнуть ради профессионального успеха?

Частота Процент

 

Здоровьем 57 28,5
Здоровьем, Имуществом 14 7,0
Здоровьем, Имуществом, Работой 15 7,5
Здоровьем, Работой 14 7,0
Имуществом 15 7,5
Имуществом, Жизнью 28 14,0
Имуществом, Работой 15 7,5
Работой 28 14,0
Репутацией 14 7,0
Итого 200 100,0

 

 

Рис. 4 Готовность к профессиональному риску

Несмотря на то, что здоровье высоко ценится респондентами, 50 % опрошенных готовы рискнуть им ради достижения профессионального успеха, при этом наибольшая доля опрошенных (28,5 %) готова рискнуть только здоровьем; 14 % готовы рискнуть только работой, 7,5 % - только имуществом, 7 % - репутацией; 14 % готовы рискнуть имуществом и жизнью, 7,5 % - имуществом и работой, 7,5 % - здоровьем, имуществом и работой, 7 % - здоровьем и работой, 7% - здоровьем и имуществом.

Наличие независимых переменных в данном исследовании дает возможность построения значимых двухмерных зависимостей и их графического отображении. Рассмотрим готовность к профессиональному риску в сопряжении с полом респондентов. (См.: Приложение 3). Различие наблюдаемых и ожидаемых значений в ячейках таблицы сопряженности пола и готовности респондентов к риску, значение Хи-квадрат Пирсона, проведение симметричных мер (оценка коэффициента сопряженности) позволяет вделать вывод о том, что между готовностью респондентов к риску и их полом наблюдается статистическая зависимость. Представим ее графически (рис. 5).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: