Риски в сфере социологических исследований | |
Регулярные (повседневные) риски | Ситуативные риски |
Связаны с профессией как таковой | Связаны с проведением конкретного исследования |
1) Риски, обусловленные контактно-социальным характером деятельности специалиста-исследователя: · Коммуникативные перегрузки · Воздействие неблагоприятных условий среды при проведении «полевых» исследований · Эмоциональное выгорание · Повышенная сезонная заболеваемость 2) Риски, обусловленные спецификой теоретической обработки эмпирически полученной информации с применением современных электронно-вычислительных средств · Снижение зрения · Заболевания позвоночника и опорно-двигательного аппарата | 1) Риски, обусловленные объектом исследования: (криминальные круги, маргинальные социальные группы, экстремистские организации, религиозные секты, закрытые группы националистического толка, нетрадиционной сексуальной ориентации, участники «финансовой пирамиды», инфекционные больные, больные алкоголизмом или наркоманией и т.д.) 2) Риски, обусловленные предметом или методологией исследования, выводами социолога (особая тематика, способ исследования, результаты, способные вызвать бурную эмоциональную реакцию респондентов или окружающих) 3) Риски, обусловленные условиями исследования (природного и социального характера – сложные погодные условия, опасно низкие или опасно высокие температуры, исследования в условиях природных катаклизмов, исследования в условиях вооруженного конфликта, забастовок, исследования, проводимые в условиях сложного общественно-политического контекста и т.д.) |
Специфические риски маркетологического исследования | |
Регулярные (повседневные) риски | Ситуативные риски |
См. регулярные риски в сфере социологических исследований | 1) Риски, связанные с результатом · Отсутствие оплаты труда · Короткий жизненный цикл актуальности информации |
Представленная сводная таблица дает общее представление о профессиональных рисках социолога и их разновидностях, о глубинной связи социологического и маркетологического исследования и их возможных рисков.
Как видно из приведенных пунктов, наибольшей опасности подвергается исследователь, занятый в процессе сбора первичной информации, непосредственно участвующий в проведении полевого социологического исследования. Именно он нуждается в наибольшей защите и информированности о возможных рискогенных факторах профессии.
Если рискам, присущим экстремальной социологии, уже уделялось внимание исследователей, профессия социолога вообще еще ждет своего компетентного и взвешенного исследования с точки зрения оценки факторов риска. В данном подразделе лишь указан возможный теоретический вектор такого исследования.
Таким образом, представленная в сводной таблице классификация факторов профессионального риска может быть принята за основу, апробирована на практике, дополнена и расширена, исходя из анализа доступных эмпирических данных.
Задачами данной работы является выявление конкретных факторов управления профессиональными рисками специалиста в сфере социологических и маркетинговых исследований. Указанные факторы разделены на две взаимодополняющие группы: институциональные факторы и индивидуальные факторы.
Исходя из анализа материалов, рассмотренных в главе 1, управление профессиональными рисками специалиста в сфере социологических и маркетинговых исследований должно сосредотачиваться на потенциально рискогенных объектах исследования, предметах, методиках и условиях исследования с учетом контактно-социального характера деятельности специалиста-исследователя.
Институциональные факторы управления профессиональными рисками связаны с профессией как таковой, прежде всего, с ее контактно-социальным характером; индивидуальные факторы имеют дуалистическую природу, так как обусловлены и характером конкретного исследования, проводимого социологом, и индивидуальными личностными особенностями самого исследователя.
Таким образом, институциональные факторы управления профессиональными рисками должны быть задействованы еще на этапе профессиональной подготовки специалиста в области социологических и маркетинговых исследований, должны учитывать внешнюю среду профессиональной деятельности и ее внутренние структурно-организационные характеристики. К факторам, удовлетворяющим указанным критериям, можно отнести:
1) качество профессиональной подготовки и информированности будущего специалиста (информация по технике безопасности, тренинги безопасного поведения в экстремальных ситуациях, семинары с участием опытных практикующих специалистов),
2) формирование позитивного общественного мнения о представителях профессии как фактор снижения ситуативно-коммуникативных рисков,
3) совершенствование нормативной базы профессиональной деятельности (создание соответствующего профессионального стандарта, доработка профессионального этического кодекса, доработка общих требований безопасности труда с учетом специфики профессии),
4) медико-санитарные факторы (обязательные общие медицинские профосмотры, профилактика сезонной заболеваемости, наличие необходимых прививок, контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований к условиям труда),
5) организационно-распорядительные факторы (эффективность и грамотность руководства, укомплектованность исследовательской организации кадрами соответствующей квалификации, распределение функций между сотрудниками),
6) материально-техническая оснащенность рабочих мест и др.
Индивидуальные факторы управления профессиональными рисками специалиста в сфере социологических и маркетинговых исследований соотносятся с ситуативными рисками, связанными с конкретными исследовательскими заданиями: их заказчиками, объектами и предметами исследования, выбранной методологией, непосредственными условиями исследования, со специалистом, проводящим данное исследование: его профессиональным опытом и квалификацией, индивидуальными способностями и профессиональными притязаниями, особенностями характера и темперамента, ценностными установками.
Соответственно, в числе индивидуальных факторов управления профессиональными рисками можно назвать:
1) информированность участников исследования об основных и возможных побочных целях исследования, его объекте, предмете, природных, технических и социальных условиях его проведения, характере используемых методов,
2) уровень образования и квалификации, профессиональный опыт конкретных исследователей, занятых в выполнении задания,
3) наличие четких инструкций, с указанием алгоритма действий в условиях форс-мажорных обстоятельств, связанных с выполнением конкретного задания.
В соответствии со всем вышеперечисленным, управление профессиональными рисками в сфере социологических и маркетинговых исследований может быть определено как комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровня профессиональных рисков на основе институциональных и индивидуальных факторов.
Подробному исследованию названных институциональных и индивидуальных факторов управления профессиональными рисками специалиста в сфере социологических и маркетинговых исследований и посвящена глава 2 данной работы.
Выводы к главе 1.
1. Исследования профессиональных рисков в России набирают обороты, приобретают все большую важность, так как их теоретическая и практическая значимость является существенной. Дальнейший социологический анализ практики управления профессиональными рисками представляется перспективным направлением исследований, поскольку позволяет выйти на проблематику эффективности работы существующих методов минимизации рисков и целесообразности их применения в конкретных рискогенных условиях трудовой среды.
2. Профессия специалиста в области социологических и маркетинговых исследований имеет свои специфические регулярные и ситуативные (экстремальные) риски, обусловленные контактно-социальным характером деятельности специалиста-исследователя, особенностями объекта, предмета, методологии или условий исследования.
3. Управление профессиональными рисками специалиста в области социологических и маркетинговых исследований целесообразно производить на основании действующего законодательства Российской Федерации в области охраны труда с учетом конкретных выявленных рискогенных факторов профессиональной деятельности.