double arrow

Рис. 5. Сопряженность пола респондентов их готовности к риску

Как видно из представленной графической модели, в числе респондентов нет ни одной женщины, готовой к тому, чтобы ради профессионального успеха рискнуть жизнью, как нет и ни одного мужчины, готового рискнуть своей репутацией. Респонденты женского пола предпочитают рисковать здоровьем и работой, а респонденты мужского пола – здоровьем, имуществом и даже жизнью.

Такая предрасположенность респондентов к риску ради профессионального успеха делает еще более актуальными меры по управлению профессиональными рисками социологов.

Одной из таких мер является проведение полноценного вводного инструктажа с исследователями перед началом их работы. Оценить, на сколько качественно осуществляется данная мера на практике, позволяет ответ респондентов на вопрос № 16 анкеты, о том, проводился ли лично с ними полноценный вводный инструктаж по технике безопасности перед началом работы. С 43 % опрошенных студентов и магистрантов такой вводный инструктаж не проводился, 21,5 % ответили, что не обратили на это внимания, что указывает на то, что, если подобный инструктаж и проводился, он не выполняет своей функции. Только 35,5 % отметили, что перед началом исследовательской работы с ними был проведен полноценный инструктаж по технике безопасности.

Ровно столько же респондентов (35,5 %) указывают, что в им четко и доступно объяснили, что следует делать в случае возникновения непредвиденной ситуации во время проведения исследования. Еще 35,5 % опрошенных получили эту информацию только в общих чертах, узнав, к кому следует обратиться, если что-то пойдет не так. Более четвери респондентов (28 %) вообще не получили никакой информации по поводу действий в непредвиденной ситуации.

В случае возникновения непредвиденной ситуации при отсутствии должного предварительного инструктажа со стороны организаторов исследования, дальнейшая судьба исследования, а, возможно, и самого исследователя, зависит от выбранной им стратегии профессионального поведения в условиях риска.

Проведенный опрос показал, что, если выполнение исследователем задания оказалось сопряжено с не выявленными заблаговременно рисками, 57 % респондентов предпочтут уведомить работодателя и заказчика и прекратить исследование, 28 % - уведомить работодателя и заказчика и продолжить исследование, 7,5 % согласятся продолжить исследование только при условии гарантии материальной компенсации риска, 7 % - выберут прервать исследование и возобновить его после уменьшения действия рискогенных факторов.

При этом подавляющее большинство респондентов считает, что за безопасность социолога при проведении исследования отвечает сам исследователь (71,5 %), 21,5 % - считают ответственными работодателей – непосредственных организаторов исследования, 7 % опрошенных признают ответственность заказчика за безопасность исследователей.

57 % респондентов полагают, что, если нарушены правила проведения социологического исследования и инструкция по технике безопасности, то к социологу, подвергшемуся риску, должны применяться работодателем меры взыскания. Поддерживают респонденты применение мер взыскания также в случае, если социологом для получения информации выбраны стратегии поведения, опасные для его жизни и здоровья (14,5 %). Не считают меры взыскания обоснованными 21,5 % опрошенных, обосновывая свою позицию тем, что все риски предвидеть невозможно; 7 % не задумывались об этом.

42 % респондентов поддерживают идею маркировки заданий по степени риска, 37 % не задумывались об этом, 21 % полагает, что такая маркировка не является обязательной.

Мнения в отношении того, когда следует в полном объеме знакомить человека, выбравшего профессию социолога, с профессиональными рисками этой профессии разделились: наибольшая доля опрошенных (42,5 %) указывает, что это знакомство должно состояться на этапе обучения по специальности, 35,5 % - на этапе начала непосредственной трудовой деятельности по специальности, 21 % считает, что с рисками профессии будущий социолог должен познакомиться еще на этапе профориентационной работы.

О потенциальных опасностях исследования той темы, которая представляет научный интерес для самих респондентов задумывались только 14 % опрошенных.

Условия своего участия в социологическом исследовании, проводимом в заведомо опасных условиях, респонденты соотносят с:

– научным, исследовательским интересом – 29 %,

– высокой оплатой труда – 28,5 %,

– приобретением профессионального опыта – 14,5 %,

– участием близких, родственников, друзей – 7 %.

21 % респондентов не согласился бы на участие в исследовании в заведомо опасных условиях в любом случае.

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод о сложности и разнообразии индивидуальных факторов риска проведения социологического исследования. Меры по управлению всеми этими рисками могут иметь институциональный или индивидуальный характер.

 

Выводы к главе 2.

Обобщая результаты эмпирической фазы исследования, можно выделить следующие выявленные институциональные факторы управления профессиональными рисками:

организационно-информационные:

1) создание и ведение единой международной информационной базы внештатных ситуаций при проведении социологических исследований,

2) создание информационного портала профессиональной безопасности социологов;

3) формирование позитивного общественного мнения о представителях профессии как фактор снижения ситуативно-коммуникативных рисков;

методологические:

1) разработка методологии оценки профессиональных рисков социологов;

2) разработка инструментария оценки уровня риска конкретных исследовательских заданий и маркировка заданий в соответствии с его предполагаемым уровнем риска;

3) разработка и апробация протокола поведения исследователей во внештатных ситуациях;

4) разработка стандартов безопасности профессиональной деятельности социолога и соответствующих этим стандартам инструкций по проведению социологических исследований;

юридические и нормативно-правовые:

1) закрепление гарантий безопасности социолога в международных документах;

2) разработка безопасных стратегий профессионального поведения социолога при проведении исследования и их закрепление в профессиональном стандарте социолога;

3) разработка типового договора на предоставление социологических исследовательских услуг, содержащего дополнительные гарантии для исследователя в случае выявления непредвиденных рисков;

организационно-педагогические:

1) введение новой профильной дисциплины при подготовке специалистов-социологов в вузах (обязательной учебной дисциплины по выявлению, оценке и уменьшению рисков при проведении социологических исследований)

2) внесение знания основных профессиональных рисков социологов в перечень общепрофессиональных компетенций, формируемых в ходе изучения основной программы профессионального обучения;

3) увеличение сроков прохождения практики;

административные:

1) применение мер дисциплинарного взыскания к социологам, нарушающим правила проведения социологического исследования и инструкции по технике безопасности;

2) привлечение к административной ответственности работодателей и непосредственных организаторов исследования в случае, если с работником, подвергшимся риску, не был проведен соответствующий инструктаж или не обеспечены требуемые безопасные условия труда.

организационно-управленческие:

1) эффективность и грамотность руководства,

2) укомплектованность исследовательской организации кадрами соответствующей квалификации;

3) распределение функций между сотрудниками;

медико-санитарные:

1)  установление обязательных общих медицинских профосмотров для социологов, профилактика сезонной заболеваемости, наличие необходимых прививок,

2) контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований к условиям труда

Индивидуальные факторы управления профессиональными рисками разнообразны и должны реализовываться на уровне:

– образовательной организации, в которой проходит обучение будущий специалист,

– исследовательского центра – организации-работодателя,

– исследовательской группы, занимающейся выполнением конкретного исследовательского задания;

– самого социолога.

Можно выделить следующие индивидуальные факторы управления профессиональными рисками:

информационные:

1) максимальное изучение специфики выполнения предстоящего исследовательского задания: его условий, характеристик респондентов и репутации заказчика;

материальные и материально-технические:

1) создание безопасных условий труда на рабочем месте социолога;

2) обеспечение исследователя средствами индивидуальной защиты при работе в нестандартных условиях;

3) создание фонда материальной компенсации за работу в условиях повышенного риска;

организационные:

1) закрепление опытного наставника за молодым специалистом-социологом;

2) проведение курсов и семинаров по закреплению стратегий безопасного профессионального поведения исследователей;

3) организация текущего инструктажа по каждому нестандартному заданию;

организационно-психологические:

1) формирование корпоративной культуры исследователей, основанной на взаимоуважении и взаимопомощи, а также на позитивной оценке и целенаправленном формировании в коллективе таких профессионально значимых личностных качеств как общительность, принципиальность, тактичность, скрупулезность, осмотрительность, целеустремленность и любознательность;

2) снижение уровня профессиональной конкуренции в коллективе;

3) изучение ценностных ориентаций кандидатов на вакантные должности исследователей и использование современных кадровых технологий по сплочению коллектива.

 

Заключение

Исследовательской миссией данной работы было по возможности полное, всестороннее и объективное изучение проблемы управления профессиональными рисками специалистов в сфере социологических исследований. Управление профессиональными рисками в сфере социологических исследований было определено как комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровня профессиональных рисков на основе институциональных и индивидуальных факторов.

В ходе исследования последовательно решались его задачи:

1) в ходе изучения социологических оснований анализа управления профессиональными рисками было установлено, что метод социологии уже успел успешно зарекомендовать себя в сфере исследования практики управления профессиональными рисками как основы современной охраны труда и, следовательно, может быть применен для изучения и учета профессиональных рисков социолога;

2) определение специфики управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований позволило выявить специфические регулярные и ситуативные (экстремальные) риски, обусловленные контактно-социальным характером деятельности специалиста-исследователя, особенностями объекта, предмета, методологии или условий исследования.

3) институциональные факторы управления профессиональными рисками характеризуются как факторы, связанные с профессией как таковой: ее контактно-социальным характером, нормативно-правовым обеспечением деятельности исследователей, действующей системой подготовки специалистов; в работе выявлены и описаны организационно-информационные, методологические, юридические и нормативно-правовые, организационно-педагогические, административные, организационно-управленческие и медико-санитарные институциональные факторы управления профессиональными рисками;

4) под индивидуальными факторами управления профессиональными рисками подразумеваются факторы, которые соотносятся с ситуативными рисками, связанными с конкретными исследовательскими заданиями: их заказчиками, объектами и предметами исследования, выбранной методологией, непосредственными условиями исследования, а также со специалистом, проводящим данное исследование: его профессиональным опытом и квалификацией, индивидуальными способностями и профессиональными притязаниями, особенностями характера и темперамента, ценностными установками. В результате проведенного исследования описаны информационные, материальные и материально-технические, организационные и организационно-психологические индивидуальные факторы управления профессиональными рисками.

Индивидуальные и институциональные факторы управления профессиональными рисками составляют единую систему повышения безопасности деятельности специалистов в сфере социологических исследований и должны применяться в комплексе.

Перспективы дальнейших исследований по теме управления профессиональными рисками специалистов в сфере социологических исследований находятся в области разработки методологии оценки уровня риска конкретных исследовательских заданий, разработки и апробации протокола поведения исследователей во внештатных ситуациях, разработки стандартов безопасности профессиональной деятельности социолога и соответствующих этим стандартам типовых инструкций по проведению социологических исследований.



Список литературы

1. Артамонова М. В. Рабочая встреча группы разработчиков профессионального стандарта «Социолог: специалист по социологическим и маркетинговым исследованиям»: Электронный ресурс. – Режим доступа:https://social.hse.ru/soc/cdse/news/217589043.html

2. Бауман Зигмунт. Текучая современность / Зигмунт Бауман [пер. с англ. под ред. Ю.В.Асочакова]. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.

3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 384 с.

4. Бехман Г. Современное общество как общество риска //Вопросы философии. – 2007. – №. 1. – С. 26-46.

5. Большов, Е. Риски социологии военного времени / Е. Большов // Московская школа конфликтологии. - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://conflictmanagement.ru/riski-sotsiologii-voennogo-vremeni

6. Бороздина, Л. В. Уровень притязаний: классические и современные исследования: Монография / Л. В. Бороздина. – М.: Акрополь, 2011. – 322 с.

7. Гидденс Э. «Ускользающий мир»: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. – М.: Весь мир, 2004. – 117 с. С. 109

8. Дуглас, Мэри. Риск как судебный механизм (пер. к.ф.н.Ковалева) // THESIS, 1994, вып. 5. – С. 242-153: https://igiti.hse.ru/data/471/313/1234/5_4_2Daed.pdf

9. Задорин, Е. В. Интервьюеры в зоне риска / Е. В. Задорин // Московская школа конфликтологии. - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://conflictmanagement.ru/intervyueryi-v-zone-riska

10. Колодий, И., Саратова Ю. Фейковая социология: как фальсифицируют социологические исследования в Украине / И. Колодий, Ю. Саратова // Украина криминальная, 25.03.2018. - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://cripo.com.ua/investigations/?p=244556/

11. Луман, Николас. Понятие риска (пер. к.ф.н. А. Ф. Филиппова). - THESIS, 1994, вып. 5. С. 135-160: https://igiti.hse.ru/data/423/313/1234/5_2_2Luhm.pdf

12. Луман, Н. Риск и опасность / Н. Луман // Отечественные записки. - №2(53). 2013. -[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2013/2/risk-i-opasnost

13. Макет профессионального стандарта // ВЦИОМ: Электронный ресурс. – Режим доступа:https:https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/profstandart/profstandart_25032016.pdf

14. Малышев, А.Г., Парфенова, О. А. Социолог в пространстве государственной социальной службы: специфика профессии, вызовы и возможности / А.Г. Малышев, О. А. Парфенова // Журнал исследований социальной политики. Том 13. №4. С. 547 - 562

15. Матвеева К. А. Особенности социологического изучения рисков //Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2009. – №. 1.

16. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / Абрахам Маслоу; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2013. - 351 с.

17. Прокофьева, Е. Н. Характеристика безопасности и риска: аспекты понимания / Е. Н.Прокофьева // Казанский педагогический журнал, 2015. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-bezopasnosti-i-riska-aspekty-ponimaniya

18. Олейник, А. Н. Мнимые и действительные риски для социолога при проведении исследования / А. Н. Олейник // Экстремальная социология: Сборник статей https://www.academia.edu/6657357/Экстремальная_социология_сборник_статей_Надым_2005_

19. Перцовский, Н. И. Маркетинг: Краткий толковый словарь основных маркетинговых понятий и терминов = Marketing Research: an applied orientation. - М.: Дашков и Ко, 2008. –С. 84.

20. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: Высшая школа, 1998. – С. 537.

21. Салагаев, А., Туриянский И. Опыт исследования подростково-молодежных делинквентных группировок в Республике Татарстан / А. Салагаев, И. Туриянский // Экстремальная социология: Сборник статей https://www.academia.edu/6657357/Экстремальная_социология_сборник_статей_Надым_2005_

22. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.№ 197-ФЗ. – Информационно-правовой портал Система ГАРАНТ: https://base.garant.ru/12125268/

23. Управление профессиональными рисками и обеспечение безопасных условия труда // Охрана труда: некоммерческий проект, посвященный безопасности и охране туда на терриоории России. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://websot.jimdo.com

24. Цвык, В. А. О профессиональном кодексе социолога: этический аспект / В. А. Цвык // Вестник РУДН, серия Социология, 2001. - № 1. С. 114-116

25. Чупров, В. И., Зубок, Ю.А., Уильямс, К. Молодежь в обществе риска. Второе издание. М.: Наука, 2003. – 161 с.

26. Шлыкова, Е. В. Повседневный риск как фактор социального самочувствия (на примере молодежи мегаполиса) / Е.В. Шлыкова // Теория и практика общественного развития, 2018. – № 3. – С. 24–27.

27. Экстремальная социология: исследования с риском для исследователя: Материалы научно-практического семинара 17-18 сентября 2005 г. г. Надым \\ Ассоциация региональных исследовательских центров (Группа «7/89»), Научно- исследовательский центр «Горизонт–М», Администрация муниципального образования Надымский район, 2005. – 104с.

28. Этический кодекс Российского общества социологов // Институт социально-политических исследований РАН: http://www.isprras.ru/pages_23/index.html;

29. Российское общество социологов: http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=84

30. Яницкий, О. Н. Социология риска: ключевые идеи / О. Н. Яницкий // Мир России, 2003. Т. XII. № 1. – С. 3-35 http://www.isras.ru/publ.html?id=1544

31. Berting, Jan. Sociology, risks and disasters In: Risque, nature et société: Actes du séminaire «Delphes I» [online]. Paris: Éditions de la Sorbonne, 1996 (generated 29 avril 2020). Available on the Internet: <http://books.openedition.org/psorbonne/32022>

 



Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: