Рис. 1. Наличие личного опыта опасных ситуаций в исследовательской практике респондентов

У 11 из 15 экспертов (73 %) есть такая тема, ради исследования которой, они могли бы пойти на риск. Этот показатель позволяет оценить общую предрасположенность представителей профессии к актуализации профессиональных стратегий, связанных с факторами риска, хотя, в то же время, 53 % экспертов не связывают успех в профессии социолога с необходимостью риска.

Выявив индивидуальное отношение экспертов к проблеме профессионального риска в социологии, можно установить, какие меры по профилактике рискогенных ситуаций они считают наиболее эффективными и каковы наиболее существенные институциональные факторы управления профессиональными рисками при проведении социологических исследований.

По мнению опрошенных экспертов, изначальное информирование социолога о степени рискованности предстоящего исследования и специфике рискогенных факторов позволит ему соотнести возможную опасность задания со своим жизненным и профессиональным опытом, учесть иные факторы, способные практически снизить исходный уровень риска, поэтому в программу конкретных социологических и маркетинговых исследований желательно закладывать представление об их рискованности.

Высказываясь по поводу стандартного инструктажа по технике безопасности (во время обучения, при трудоустройстве и в иных ситуациях), эксперты единогласно высказались о его несоответствии реальным факторам риска при проведении социологических исследований, о формальном подходе к составлению рекомендаций по безопасности, формальном подходе к ознакомлению новых сотрудников с соответствующими инструкциями, существующими в исследовательских организациях. Более того, эксперты указали, что специфических инструкций по технике безопасности осуществления полевых социологических исследований они вообще не встречали. Осуществляя трудовую деятельность, они знакомились с инструкциями по противопожарной безопасности, противодействию терроризму и экстремизму, инструкциями по безопасному обращению с оргтехникой и электроприборами, но официальных доступных рекомендаций, содержащих возможные и предпочтительные стратегии профессионального поведения при проведении социологических исследований, в своей практике не встречал ни один из опрошенных социологов.

Таким образом, анализируя высказывания экспертов, можно сделать тот общий вывод, что конкретных норм, которые характеризуют стандарты безопасности профессиональной деятельности социолога на данный момент не разработано.

В настоящее время безопасность проводимого социологом исследования регламентируется только действующим общим российским законодательством в сфере охраны труда, то есть ответственность за безопасность социолога полностью лежит на нем самом и его непосредственном работодателе. Хотя субъектами, непосредственно заинтересованными в социологическом исследовании, являются заказчик исследования, организация-работодатель и непосредственный исполнитель (исполнители).

Заказчик исследования не обязан обеспечивать социологу безопасные условия проведения исследования. Однако грань между обеспечением безопасных условий исследования и предупреждении исследователя о возможных рисках является очень тонкой на практике. Большинство экспертов поддержало идею обязать заказчиков исследования на уровне типового договора на оказание услуг включать требования оповещения исследователя обо всех известных рисках предстоящей работы и корректировать программу исследования в соответствии с дополнительными рисками, которые могут быть выявлены в ходе исследования.

Выявление непредвиденных рисков также может считаться достаточным основанием для прекращения договорных обязательств, не смотря на степень завершенности исследования.

По мнению экспертов, тематика экстремальной социологии действительно сейчас очень актуальна. Однако следует понимать разницу между экстремальной социологией и рисками социологических исследований вообще. «Экстремальная социология – это как экстремальные виды спорта: красиво, зрелищно, захватывающе, но в Олимпийский перечень не входит» - Александр, 43 года, стаж работы социологом 16 лет.

Осуществляя заведомо «экстремальное» исследование, его участник, как правило, достаточно отчетливо представляет возможные риски, готов к ним, «имеет соответствующий активный набор ответов на вызов системы» (Владимир, 31 год, 5 лет работы социологом). В то время, как исследователь, оказавшийся перед лицом неожиданной опасности, может быть более уязвим для нее.

Ответ на вопрос о том, этично ли вообще проведение исследования с риском для исследователя, выявил несколько противоречивых позиций. Одни эксперты полагают, что любые актуальные исследования должны проводится, а истина в науке традиционно ценится выше безопасности. Большинство экспертов высказалось в пользу того, что проведение экстремального исследования возможно только при высокой степени его социальной значимости (изучение эффективных поведенческих паттернов жителей города Ухань во время карантина). В этом отношении профессия социолога мало чем отличается от профессии журналиста.

Основную же проблему всех потенциально опасных исследований для социологов эксперты видят в том, что журналисты, полицейские, медики и пожарные (а также иные представители социально-значимых профессий с повышенными характеристиками риска) хоть как-то защищены от рисков своей профессиональной деятельности законодательно, в том числе – на уровне международного права. На социологов же такая защита не распространяется, хотя сейчас очень актуальна социология эпидемий, природных и техногенных катастроф, исследования в зонах военной оккупации, религиозных и этнических конфликтов.

В условиях актуальности тем, относящихся к сфере экстремальной социологии, на основе оценки респондентами вероятной эффективности мер по снижению рисков проведения социологических исследований был составлен следующий рейтинг рекомендуемых мер (при выборе респондентами не более трех мер из списка и возможности дополнения списка собственными рекомендациями):

1 – закрепить в профессиональном стандарте социолога безопасные стратегии его поведения – 70 % респондентов,

2 – закрепить гарантии безопасности социолога в международных документах – 59 % респондентов,

3 – проводить подробный инструктаж по технике безопасности при сборе социологической информации – 37 %,

4 – закрепить опытного наставника за молодым специалистом-социологом – 25 %,

5 – ввести учебную дисциплину по выявлению, оценке и уменьшению рисков при проведении социологических исследований – 12 %,

6 – возложить ответственность за возможные риски социолога на заказчика или работодателя и закрепить это в договоре – 8 %,

7 – накапливать собственный опыт участия в социологических исследованиях – 7 %.

Из числа перечисленных мер четыре – закрепление безопасных стратегий поведения в профстандарте, обеспечение международных гарантий безопасности социологов, изменение условий типового договора на предоставление исследовательских услуг и введение новой профильной дисциплины при подготовке специалистов в соответствующей образовательной организации – относятся к институциональным факторам управления профессиональными рисками при проведении социологических исследований. Остальные три – подробный инструктаж при сборе информации, применение наставничества, и накопление собственного исследовательского опыта социологом – относятся к индивидуальным факторам управления профессиональными рисками.

Как видно из приведенного рейтинга перечисленных мер, влияние институциональных факторов на управление профессиональными рисками исследователя признается респондентами более значимым, чем индивидуальных.

Рассмотрим подробнее индивидуальные факторы управления профессиональными рисками.

 

2.3. Индивидуальные факторы управления профессиональными рисками

 

Под индивидуальными факторами управления профессиональными рисками подразумеваются факторы, которые соотносятся с ситуативными рисками, связанными с конкретными исследовательскими заданиями: их заказчиками, условиями договора, объектами и предметами исследования, политикой конфиденциальности в исследовательской организации, выбранной методологией, наличием четких инструкций для исследователя, непосредственными условиями исследования, респондентами, а также со специалистом, проводящим данное исследование: его профессиональным опытом и квалификацией, индивидуальными способностями и профессиональными притязаниями, уровнем здоровья, особенностями характера и темперамента, ценностными установками.

Изучение индивидуальных факторов управления профессиональными рисками социолога основано на данных анкетного опроса 200 студентов и магистрантов дневной и заочной формы обучения, проходящих профессиональную подготовку по направлению «социология». В качестве независимых переменных данного исследования приняты такие социально-демографические характеристики, как пол, возраст, курс и материальное положение респондентов.

В исследовании представлено следующее гендерное распределение: респонденты мужского пола – 57 %, респонденты женского пола – 43 %.

Возраст респондентов колеблется в диапазоне 19 - 25 лет (таблица 5, рисунок 2).

Таблица 5

Возраст респондентов

Возраст

Частота Процент

 

19 29 14,5
20 28 14,0
21 14 7,0
22 43 21,5
23 14 7,0
24 44 22,0
25 28 14,0
Итого 200 100,0

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: