Глава II. Опыт эмпирического изучения управления профессиональными рисками при проведении социологических исследований

Данная глава посвящена эмпирическому изучению управления профессиональными рисками при проведении социологических исследований. Специфика данного изучения обусловлена тем, что профессиональные риски социолога имеют двойственную природу: с одной стороны, они связаны с рисками самой профессии и несовершенством принятой исследовательской практики (институциональные риски), а с другой стороны – подвержены переменным индивидуальным факторам риска, соотносимым с конкретной исследовательской ситуацией и личностью исследователя.

В соответствии с задачами главы:

– разработана методология эмпирического исследования индивидуальных и институциональных факторов управления, включающая его концепцию и инструментарий,

– проведен интернет-опрос для определения институциональных и индивидуальных факторов управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований,

– по результатам экспертного опроса установлено, с помощью каких практических методов профессиональные риски управляются, и проранжированы основные факторы возникновения рисков в деятельности социологов,

– сформулированы институциональные и индивидуальные меры, которые могут быть рекомендованы с целью минимизации профессиональных рисков при проведении социологических исследований.

В выводах к главе обобщены результаты эмпирического изучения управления профессиональными рисками при проведении социологических исследований и сформулирован четкий перечень выявленных факторов управления.

2.1. Методология изучения управления профессиональными рисками при проведении социологических исследований

 

Качество и достоверность результатов социологического исследования достигается благодаря выбору рабочей исследовательской методологии. Факторами, определяющими выбор конкретных методов исследовательской практики, являются: цель исследования, исследуемый объект, характеристики предмета исследования, применяемая научная парадигма. Указанные факторы нашли свое отражение в программе социологического исследования «Управление профессиональными рисками в сфере социологических исследований» (см. Приложение 1), а исходной точкой данного исследования является его проблема – то неизвестное в науке или практике, что требует поиска новых знаний о действительности.

Проблемой, которой посвящено данное эмпирическое исследование является то, что профессиональные риски в сфере социологических исследований слабо поддаются стандартизации и формализации; как и большинство профессиональных рисков в сфере социального и (или) теоретического производства, они остаются слабо изученными и, в связи с этим, проблематичными для управления. Непосредственно из проблемы исследования исходит его цель.

Цель исследования – выявить институциональные и индивидуальные факторы управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований. Поставленная цель исследования конкретизируется в его задачах:

· выявить ценностные ориентации социологов, наиболее предрасположенных к риску;

· оценить характерные для профессии социолога риски по степени значимости для исследователей;

· выявить индивидуальное отношение респондентов к риску;

· определить факторы, которые по мнению респондентов способны снизить риски профессии социолога;

· выявить мнение социологов в отношении распределения ответственности за риски исследования;

· выявить предпочтительные для респондентов индивидуальные стратегии профессионального поведения в ситуации риска.

Объект в данномисследовании имеет свою двоякую трактовку: во-первых, объектом, подлежащим изучению, является само социологическое сообщество – специалисты, проводящие социологические исследования, и таким образом, подверженные профессиональным рискам. Это – объект исследования как носитель исследуемой проблемы – профессиональные социологи и студенты, обучающиеся по социологическому направлению подготовки и уже имеющие опыт участия в социологических исследованиях. Они же составляют целевую группу данного исследования. Во-вторых, как предстоящая исследователю научная проблема, объектом исследования являются процессы управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований.

Предмет исследования – факторы управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований.

Первоочередной методологической задачей данного исследования является операционализация исходных понятий на уровне их однозначной теоретической интерпретации.

Риск – это потенциальное событие, которое может оказать негативное влияние на достижение поставленных целей.

Профессиональные риски – это риски, связанные с непосредственным выполнением профессиональных обязанностей.

Управление – это сознательная деятельность людей по стабилизации различных систем, сохранении их целостности, устойчивости, развития, оптимизации функций с целью обеспечения удовлетворения потребностей.

Управление профессиональными рисками (согласно трудовому законодательству Российской Федерации (ст. 209 ТК РФ) – это «комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению профессиональных рисков».

Ситуация опасности – ситуация, связанная с угрозой жизни, здоровью, имуществу, социальному положению личности.

Институциональные факторы управления профессиональными рисками это факторы, которые связаны с профессией как таковой, ее контактно-социальным характером, нормативно-правовым обеспечением деятельности исследователей, действующей системой подготовки специалистов.

Индивидуальные факторы управления профессиональными рисками – это факторы, которые соотносятся с ситуативными рисками, связанными с конкретными исследовательскими заданиями: их заказчиками, объектами и предметами исследования, выбранной методологией, непосредственными условиями исследования, а также со специалистом, проводящим данное исследование: его профессиональным опытом и квалификацией, индивидуальными способностями и профессиональными притязаниями, особенностями характера и темперамента, ценностными установками.

Рабочая гипотеза исследования, которая должна быть подтверждена или опровергнута в результате его проведения, заключается в предположении, что существуют особые институциональные и индивидуальные факторы управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований.

Общей методологической предпосылкой исследования является подход, опирающийся на разработки С. Р. Хайкина, О. Н. Яницкого, А. Н. Олейника, и оценивающий риск с точки зрения его объективной фактической природы и субъективного социокультурного восприятия. Управление профессиональными рисками в сфере социологических исследований целесообразно рассматривать с позиции экстремальной социологии, где риски понимаются как угроза жизни, имущества или здоровья социолога, которые могут возникнуть при проведении социологических исследований.

Эмпирическая фаза данного исследования опирается на конкретные методы и техники получения социологической информации.

Так, для определения институциональных и индивидуальных факторов управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований целесообразно использовать количественное исследование методом интернет-опроса. Выборка формируется целевым методом: 200 респондентов, студентов и магистрантов, обучающихся по направлению «Социология», которые когда-либо участвовали в маркетинговых или социологических исследованиях интервьюером.

Для выяснения с помощью каких методов профессиональные риски управляются и определения факторов возникновения рисков в деятельности социологов целесообразно использовать качественное исследование методом экспертного фокусированного полустандартизованного интервью. Отбор респондентов осуществляется целевым методом. Выборка составляет 15 профессиональных социологов.

Таким образом, эмпирическая фаза исследования состоит из двух последовательных этапов:

1) выявление институциональных и индивидуальных факторов управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований при помощи интернет-опроса;

2) выявление уже применяемых и возможных методов управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований при помощи экспертного интервью с профессиональными социологами.

В ходе экспертного опроса производится также сбор данных для применения метода коллективной экспертной оценки влияния конкретных факторов профессионального риска на общий уровень безопасности профессии социолога. Эксперты оценивают по шкале от 1 до 10 влияние конкретного фактора профессионального риска (факторы 1-5, установленные на основании изучения теоретических источников) на общий уровень безопасности профессии, после чего вычисляется коллективная экспертная оценка (КЭО) каждого фактора как средневзвешенное индивидуальных экспертных оценок.

Фактор 1 - риски, обусловленные контактно-социальным характером деятельности специалиста-исследователя (коммуникативные перегрузки, эмоциональное выгорание, повышенная сезонная заболеваемость).

Фактор 2 - риски, обусловленные спецификой теоретической обработки эмпирически полученной информации с применением современных электронно-вычислительных средств (снижение зрения, заболевания позвоночника и опорно-двигательного аппарата).

Фактор 3 - риски, обусловленные объектом исследования (криминальные круги, маргинальные социальные группы, экстремистские организации, религиозные секты, закрытые группы националистического толка, нетрадиционной сексуальной ориентации, участники «финансовой пирамиды», инфекционные больные, больные алкоголизмом или наркоманией и т.д.).

Фактор 4 - риски, обусловленные предметом или методологией исследования, выводами социолога (особая тематика, способ исследования (к примеру – включенное наблюдение), результаты, способные вызвать бурную эмоциональную реакцию респондентов или окружающих).

Фактор 5 - риски, обусловленные условиями исследования (природного и социального характера – сложные погодные условия, опасно низкие или опасно высокие температуры, исследования в условиях природных катаклизмов, исследования в условиях вооруженного конфликта, забастовок, эпидемий инфекционных заболеваний, исследования, проводимые в условиях сложного общественно-политического контекста и т.д.).

Инструментарий данного эмпирического исследования состоит из бланка анкеты интернет-опроса, гайда полустандартизированного экспертного интервью и шаблона бланка для проведения коллективной экспертной оценки влияния конкретных факторов профессионального риска на общий уровень безопасности профессии социолога.

Применяемая анкета состоит из 25 вопросов. Первые 4 вопроса составляют паспортичку анкеты и направлены на выявление социально-демографических характеристик респондентов. Выявлению институциональных факторов управления профессиональными рисками при проведении социологических исследований посвящены вопросы 13, 14, 19, 20, 21, 23. Непосредственно на изучение индивидуальных факторов, обусловленных конкретной ситуацией исследования и личностью исследователя, направлены вопросы 15, 16, 17, 24 данной анкеты. Общие и профессиональные ценностные ориентации респондентов, также влияющие на вероятность вовлечения исследователя в ситуацию риска, раскрываются в ходе ответа на вопросы 5 и 8. Вопросы 22 и 25 проясняют приверженность респондентов к конкретным индивидуальным стратегиям профессионального поведения в ситуации риска. Вопросы 6, 7, 9 и 12 демонстрируют специфику отношения респондентов к профессии социолога, вопросы 10, 11, 18 позволяют оценить имеющийся у респондентов опыт в сфере проведения социологических исследований.

Гайд полустандартизированного экспертного интервью также состоит из нескольких блоков вопросов. В блок общих вопросов входит указание данных о личности эксперта и его месте работы (ФИО, название организации, должность, стаж работы по профессии). Следующий блок содержит вопросы, проясняющие индивидуальное отношение эксперта к рассматриваемой проблеме управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований. Завершает гайд блок вопросов, направленных на выявление существующих и возможных методов управления профессиональными рисками при проведении исследования.

Шаблон бланка, применяющийся для проведения коллективной экспертной оценки (КОЭ) влияния конкретных факторов профессионального риска на общий уровень безопасности профессии социолога также представлен в Приложении 1 к данной работе.

Применяемая исследовательская методология позволяет определить институциональные и индивидуальные факторы управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований, оценить и ранжировать основные факторы возникновения рисков в деятельности социологов и предложить конкретные меры по управлению ими.

 

2.2. Институциональные факторы управления профессиональными рисками

 

В соответствии с приведенным выше определением, под институциональными факторами управления профессиональными рискамипонимаютсяфакторы, которые связаны с профессией как таковой: ее контактно-социальным характером, нормативно-правовым обеспечением деятельности исследователей, действующей системой подготовки специалистов.

Однако, прежде чем приступить к выявлению и характеристике факторов управления рисками, необходимо определиться со значимостью самих факторов риска профессии социолога. Специфика работы со смыслами и значениями, придаваемыми социологами своим представлениям о факторах риска заключается в их субъективной природе, вне которой их значимость не может быть оценена. Метод коллективной экспертной оценки в указанной ситуации применяется для того, чтобы субъективная оценка респондентов могла быть интерпретирована как объективный факт.

В соответствии со спецификой институциональных профессиональных рисков, наиболее информированной категорией респондентов по данному вопросу являются практикующие социологи, люди, задействованные в реальных социологических исследованиях, составлении их программ, анализе результатов, преподавании социологии. Именно они были задействованы в качестве экспертов по проблеме изучения институциональных профессиональных рисков социолога и выявлении институциональных и индивидуальных факторов управления данными рисками. В качестве экспертов были привлечены участники XX международной научно-практической конференции «Человек. Сообщество. Управление: 2020», прошедшей 12-13 февраля 2020 года в г. Краснодаре, что позволило опросить специалистов-социологов, представляющих разные регионы России, различные научные и профессиональные сообщества, и участвующих в проведении актуальных исследований по социально значимым вопросам.

Привлеченные к исследованию социологи представляют различные вузы, научно-исследовательские центры, социологические лаборатории и общественные организации. Диапазон трудовой деятельности данных специалистов в соответствии с профессией составляет от 5 до 37 лет, а средний стаж по специальности составляет 13,7 лет.

Разработанная методология позволила дать экспертную оценку влиянию конкретных факторов профессионального риска на общий уровень безопасности профессии социолога (таблица 2).

Таблица 2

Коллективная экспертная оценка факторов профессионального риска социологов

Фактор 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 КЭО
Фактор 1 8 8 6 7 6 8 8 8 6 7 8 8 6 7 8 7,27
Фактор 2 4 5 5 4 4 6 4 5 5 4 5 4 4 4 5 4,53
Фактор 3 10 9 8 9 7 9 9 9 9 9 9 9 8 8 9 8,73
Фактор 4 3 4 3 5 4 4 4 4 4 3 4 4 4 4 4 3,87
Фактор 5 9 10 9 8 8 10 10 10 8 8 10 10 9 9 10 9,20

 

 Проанализируем приведенные данные, расположив факторы риска по степени возрастания оценки их угрозы для исследователя-социолога.

Наименее опасным эксперты посчитали фактор 4 - риски, обусловленные предметом или методологией исследования, выводами социолога. По своему характеру названный фактор относится к индивидуальным факторам профессионального риска, сопряженным со спецификой конкретного исследования и имеющего переменное значение для исследователя. Коллективная экспертная оценка этого фактора риска составила 3,87 единиц.

За ним следует фактор 2 - риски, обусловленные спецификой теоретической обработки эмпирически полученной информации с применением современных электронно-вычислительных средств. Это институциональный риск, сопряженный со спецификой самой профессии и не зависящий от конкретного исследователя или исследовательской ситуации. Коллективная экспертная оценка данного фактора - 4,53 единицы. Указанные два фактора по степени их влияния на общий уровень безопасности профессии социолога оцениваются ниже среднего уровня опасности (оценка ниже 5), однако, следует отметить, что субъективная оценка фактора 2 некоторыми экспертами превышает среднее значение и составляет 6 единиц.

Фактор 1 - риски, обусловленные контактно-социальным характером деятельности специалиста-исследователя, уже оценивается выше среднего уровня всеми экспертами – коллективная оценка 7,27 единиц. Этот фактор также относится к институциональным.

Фактор 3 - риски, обусловленные объектом исследования, имеет индивидуальный характер, соотносимый со спецификой конкретного исследования. Этот фактор профессионального риска оценивается экспертами как высокий (в диапазоне значений от 7 до 10 единиц) и получает коллективную оценку 8,73 единицы.

Фактором, несущим наибольшую угрозу исследователю, назван фактор 5 - риски, обусловленные условиями исследования. Его коллективная оценка составила 9,2 единицы, почти половина экспертов (7 человек) оценила его как максимально опасный – 10 единиц.

Анализируя итоги коллективной экспертной оценки факторов профессионального риска социологов, можно сделать вывод, что три из пяти рассмотренных факторов риска оцениваются выше среднего уровня опасности: один из них имеет институциональный характер, два – индивидуальный.

Наглядно результаты исследования отображены на графике оценки факторов профессионального риска экспертами, представленном на рисунке 1.

Рис. 1. График оценки факторов профессионального риска экспертами

Оценить риски профессии социолога было предложено не только экспертам, но и студентам, проходящим обучение по направлению «Социология». Респондентам было предложено оценить в диапазоне от минимального до максимального риска по пятибалльной шкале следующие возможные профессиональные риски: коммуникативные перегрузки, воздействие неблагоприятных условий природной или социальной среды при проведении «полевых» исследований, эмоциональное выгорание, повышенную сезонная заболеваемость, агрессию со стороны респондентов и неэтичное поведение со стороны заказчиков исследования.

Полученные ответы анализировались статистическими методами, учитывающими оценку, данную риску первым квартилем респондентов, половиной респондентов, тремя четвертями, среднюю оценку; учтен процент респондентов, оценивших рассматриваемый риск как минимальную угрозу, и процент респондентов, оценивших данный риск как максимальную угрозу. Сводные данные приведены в таблице 3.

Таблица 3.

Оценка профессиональных рисков студентами

Риски Диапазон оценки Минимальная (1) -% Максимальная (5) - % Первый квартиль – 25 % респондентов (баллы) Медиана выборки (баллы) Третий квартиль – 25 % респондентов (баллы) Средняя оценка респондентами (баллы)
Коммуникативные перегрузки От 1 до 5 50 % 13,5% 1 1 3 2,2
Воздействие неблагоприятных условий природной или социальной среды при проведении «полевых» исследований От 1 до 5 7,5 % 6,5 % 2 2 3 2,5
Эмоциональное выгорание От 1 до 5 7,5 % 20,5 % 2 3 4 3,1
Повышенная сезонная заболеваемость От 2 до 4 0 % 0 % 2 2 3 2,6
Агрессия со стороны респондентов От 1 до 5 14,5 % 20,5 2 3 4 3,2
Неэтичное поведение со стороны заказчиков исследования От 1 до 5 14,5 % 20,5 2 3 4 3,2

 

Из данных таблицы видно, что большинством респондентов риск коммуникативных перегрузок оценен как минимальный или незначительный. Ниже среднего и на среднем уровне оценивается риск воздействия неблагоприятных условий природной или социальной среды при проведении «полевых» исследований. В основном, риск, связанный с повышенной сезонной заболеваемость оценен как средний (при этом нет респондентов, которые бы оценили этот риск как максимальный или же минимальный). Риск эмоционального выгорания, агрессии со стороны респондентов и неэтичного поведения со стороны заказчиков исследования оценен как максимальный пятой частью респондентов (20,5 %); 14,5 % характеризуют риск агрессии или неэтичного поведения заказчиков как минимальный. В целом же, наибольшее расхождение медианы выборки со средним значением наблюдается в оценке риска коммуникативных перегрузок.

Сравнивая данные проведенной экспертной оценки с оценкой студентов, можно сказать, что многие факторы риска профессии социолога недооцениваются студентами и не воспринимаются ими как реальная опасность. Эта проблема требует своего системного решения, которое должно осуществляться на уровне институциональных факторов управления рисками профессии.

Все эксперты называют проблему управления профессиональными рисками в сфере социологических исследований актуальной, соотнося данный вопрос не только с тенденциями развития социологической профессии, но и со своим личным профессиональным опытом.

По личному профессиональному опыту и опыту коллег они знают, что в исследовательской практике случаются ситуации, которые можно обозначить как «опасные». Так, у 14 из 15 опрошенных экспертов были ситуации, непосредственно угрожавшие их жизни, здоровью или имуществу, у 12 человек опасные ситуации встречались неоднократно. Однако, не все ситуации, связанные с проблемами здоровья или утратой имущества эксперты называют опасными, относя некоторые из них к числу «неприятных» (Ольга, 40 лет, 15 лет стажа работы по профессии, указывает на такой «неприятный» случай из личной практики как заражение чесоткой от респондента, который заполнял анкету ее ручкой). Эксперт указывает, что реальную статистику по рискам при проведении социологических исследований получить очень тяжело, так как о подобных случаях социологи, а особенно молодые специалисты, предпочитают молчать, относя их к личным просчетам, а не к рискам профессии.

Однако, даже опытные профессиональные социологи не всегда оценивают свою деятельность с позиций возможного риска. Так, один из экспертов (Наталья, 36 лет, 11 лет работы социологом) делится своими наблюдениями: «Обрабатывая массивы данных, я часто переутомляюсь за компьютером: краснеют и пекут глаза, болит спина, отекают ноги. Но я раньше никогда не думала об этом как о возможных рисках профессии социолога. Полагаю, что многие мои коллеги тоже не задумывались об этом».

Актуальность проблемы управления профессиональными рисками социологов подтверждают и результаты анкетирования студентов, принимавших участие в социологических исследованиях в качестве интервьюеров. Сводные данные представлены в таблице 4 и графически отображены на рисунке 1.

Таблица 4.

Наличие личного опыта опасных ситуаций в исследовательской практике респондентов

 

Были ли в Вашей личной исследовательской практике ситуации, которые можно обозначить как «опасные» для Вашей жизни, здоровья, имущества?

Частота Процент

 

Да 42 21,0
Нет 85 42,5
Скорее да, чем нет 73 36,5
Итого 200 100,0

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: