- часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ – это обособленная географическая территория.
Льготы и стимулы – см. распечатка.
Разновидности технико-внедренческих зон: - технопарки (научно-технические, научно-промышленные), научные парки
- Технополисы, наукограды
- Зоны развития новой и высокой технологии
- Зоны экономического и технического развития
В Томске – сочетание науки и исследований для создания опытного образца (научно-техническая зона)
В России – научно-технические зоны, производства нет!
Сервисные зоны – где льготы предоставляются производителям услуг.
Оффшорные – Ингушетия, Калмыкия (раньше были) – своеобразная налоговая гавань. Если там зарегистрирован – освобождаетесь от налогов.
Цели СЭЗ для развитых стран: - развитие депрессивных регионов
- стимулирование внешней торговли
- «импорт умов» для ускорения НТМ
Особенность: упор на развитие национального предпринимательства.
|
|
Цели СЭХЗ для развивающихся стран: - привлечение передовой технологии
- активизация экономики путем привлечения иностранного капитала
- экономический рост
- насыщение внутреннего потребительского рынка
- повышение уровня занятости населения и рост квалификации рабочей силы
- создание современной рыночной инфраструктуры
- ускоренное развитие депрессивных районов
- приобретение мирового опыта вв области управления экономикой, международного предпринимательства.
Этапы развития СЭЗ в России: - первая половина 90хгодов – период, когда создавались зоны свободной торговли. (калининградская зона – Российское сырье, цветмет без пошлины, нам – подержанные авто)
- вторая половина 90х годов - стали пробовать всякие зоны (промышл. Зоны липецкой области и Татарстана – импортозамещение, появились оффшорные зоны – ингушетия и калмыкия
- с 2000-2005 (запретили зону калмыкии и ингушетии) – принятие налогового кодекса = льготы по налогам регионы устанавливать не могли. В СОЗ – исчезли налоговые льготы = ради чего резиденты пойдут в эту зону?Соответственно, зоны исчезли, Татарстан и Липецк – боролись за свою зону
- после 2005г. – закон об Особых экономических зонах. Те зоны, которые все эти годы создавались (90е годы), все они были инициативой регионов. 40% региона оказалось СЭЗ. Получились большие льготы – от НДС, налога на прибыль и т.д. Не было общего законодательства = в каждой зоне свои порядки.
ФЗ 116 «Об особых экономических зонах» - 2005 г.
Роль зон в региональном развитии:
+: - ВВП, экономический рост
|
|
- инвестиции
- занятость
- импорт
- экспорт
- инновации
- инфраструктура
- цены
- иностранные технологии
- новые способы организации производства
-: - налоговые поступления уменьшаются
- расходы бюджета увеличиваются
- отечественный производитель не поддерживается
- устаревшие технологии вызывают экологические проблемы
- экологические проблемы
- качество продукции
- ресурсы
- внутренние потребности не всегда удовлетворяются, т.к. ориентация на экспорт
- уровень жизни
- импорт и экспорт
Для Томской ТВЗ главные проблемы: налоговые поступления, расходы бюджета на поддержку этой зоны.
И положительные и отрицательные последствия томской ТВЗ плохо себя демонстрируют в силу небольшой деятельности.
ТВЗ: Томск, Москва (Зеленоград), Питер, Дубна
В региональном значении – самые лучшие –туристско-рекреационные зоны (Краснодарский край, Алтайский край, Иркутская область, Бурятия и т.д.)
Согласно нашего закона, если в течение 3х лет ни один резидент не зарегистрирован – надо закрывать зону (недавно закрыли зону в Калининградской области)
Сколково – это зона, куда привлекают разные фирмы, и они не получают льгот, там свои льготы. Сколково не попадает под закон о СЭЗ.ФЗ 104 от 1999г. Об особой экономической зоне в Магаданской области.
Еварович Светлана Анатольевна
Вопрос 1 Функции и методы управления персоналом: компетентностный подход к управлению персоналом
Структура ответа: 1. Определение управления персоналом
2. Направления деятельности в рамках управления персоналом
3. Функции (элементы системы УП, кадровые процессы): кадровое планирование
- набор и отбор
- мотивация и стимулирование
- работа с кадровым резервом и т.д.
4. Методы управления персоналом (на сайте или учебник Минеевой Т.М.)
- административные + правовые – эти методы имеют характер прямого воздействия на сотрудников (приказы, распоряжения, правила внутреннего трудового распорядка и т.д.): установление штрафа, поощрение и т.д.
- экономические – методы стимулирующего характера (предоставление беспроцентных ссуд, различные бонусы и т.д.), косвенное воздействие на сотрудника.
- социально-психологические – социальные – это все что связано с социологией (анкетирование, опросы, наблюдение); психологические – управленческие беседы, устранение конфликтов, косвенное воздействие на сотрудника.
Компетентностный подход к УП (в разделе новости на сайте): этот подход изначально формировался в зарубежной практике, в России ознакомление – 80-90е. С 90х годов начинает применяться в практике в отдельных сферах бизнеса. С 2000х – в практике госуправления.
КП призван обеспечить тесную связь задач организации в целом с деятельностью сотрудников.
Компетенция – требование интегративного характера, сформулированные особым образом из задач организации (каждая компетенция должна быть описана в поведенческих индикаторах): к знаниям, к навыкам, к личностным характеристикам.
Модель компетенции: перечень тех компетенций, которые необходимы в рамках определенной должности.
Структура компетенций: - корпоративные (которые предъявляются к сотрудникам не зависимо от занимаемой должности)
- профессиональные/специальные (к узкой профессии)
- управленческие (универсальные)
Где это применимо: компетентностный подход применим практически во всех направлениях кадровой работы (набор и отбор, кадровое планирование, обучение, кадровый резерв, оценка персонала)
Высший пилотаж – если мы скажем про компетентностный подход в госуправлении.