Коммерческая сделка - это соглашение между двумя или несколькими сторонами на поставку товаров (продукции, работ, услуг или результатов творческой деятельности) в соответствии с условиями, установленными в соглашении.
Коммерческие сделки подразделяют:
1. Внутренние (в сделке участвуют представители одной страны (включая иностранные фирмы, зарегистрированные в стране покупателя или продавца));
2. Международные (в сделке участвуют представители разных стран (фирмы, не зарегистрированные на территории страны-продавца или страны-покупателя)
3. Основные (сделки, связанные с куплей-продажей конкретной продукции, научно-технических знаний (патентов, лицензий, ноу-хау и др.), технических услуг (внедрение новых технологий, содействие при строительстве уникальных объектов и др.), арендой средств производства, товаров и услуг, организацией туризма);
4. Вспомогательные — связанные с передачей товаров (продукции, работ, услуг) от продавца к покупателю: по перевозке грузов, их страхованию, складированию, переработке и хранению; проведению расчетов между сторонами (банковские операции).
|
|
5.Бартерные (компенсационные) сделки, которые осуществляют без привлечения денежных средств в наличном и безналичном виде, то есть на основе прямого товарообмена.
Методы проведение коммерческих сделок
(напрямую или через посредника)
Прямой метод предполагает прямые торговые сделки — это операции между непосредственными потребителями и производителями товаров (продукции, работ, услуг).
Метод заключения коммерческих сделок через посредника предполагаетторгово-посреднические сделки — операции, связанные с куплей-продажей товаров (продукции, работ, услуг), выполняемые по поручению покупателя или продавца независимым от них торговым посредником на основе заключенного между ними соглашения.
Торговые посредники — это коммерческие организации, которые извлекают прибыль из осуществления торговой сделки за счет разницы цен покупки и продажи или за счет комиссионного вознаграждения, выплачиваемого посреднику продавцом или покупателем.
По характеру взаимоотношений между организацией (поставщиком или покупателем) и посредником торгово-посреднические операции подразделяют на следующие основные виды:
- по перепродаже, при которых посредник покупает товар у производителя и затем продает его покупателю, то есть на какое-то время становится собственником товара;
- комиссионные — строятся на основе договора комиссии между организацией-производителем и посредником. Посредник не покупает товар у производителя, а совершает сделки купли-продажи за счет производителя и за вознаграждение, размер которого обусловлен договором комиссии (обычно до 10% суммы сделки);
|
|
- агентские — строятся на основе агентского соглашения между организацией и посредником на операции купли-продажи за счет и от имени организации; эти соглашения заключаются не на конкретную сделку, а на определенный период времени, их действие распространяется на определенный регион;
- брокерские, при которых посредник осуществляет деловой контакт между продавцом и покупателем; такие операции почти всегда осуществляются на биржах и аукционах; за услугу сведёния сторон брокер получает вознаграждение до 2—3% суммы сделки.
Этапы заключения коммерческих сделок
1) изучение конъюнктуры рынка по интересующему товару (комплексное изучение и анализ рынка) проводится по следующим направлениям:
- вид продукции, которую он намерен производить, ее качество, возможные преимущества и недостатки по сравнению с уже имеющимися на рынке аналогами, сравнительная экономическая эффективность с учетом затрат на производство и сбыт (полных издержек);
- рынок и рыночная сегментация: выявление и изучение конкретного потребителя сельскохозяйственной продукции и поиск своей ниши на рынке;
- возможные покупатели и сложившийся на рынке потребительский спрос;
- условия конкуренции на рынке конкретной сельскохозяйственной продукции, изучение возможных конкурентов.
2) поиск и подбор контрагента.
На этом этапе нужно определить, что конкретно (какую продукцию, оборудование и т. д.) данному предпринимателю необходимо закупить или кому и на каких условиях продать свой товар. На основании полученных данных подготавливают технико-коммерческое задание.
3) подготовка к заключению договора. Данный этап состоит в проведении переговоров с партнерами с целью согласования условий договора. На этом же этапе изучают возможные формы и методы сбыта (поступления) продукции в данном регионе (поиск оптовика, перекупщика и др.). Одновременно организуется рекламная деятельность, которая позволяет увеличить объем реализации предлагаемого к продаже товара. Конечный результат этого этапа сделки — составление проекта договора.
4) заключение договора. Данный этап включает несколько стадий: согласование текста статей договора и их парафирование (постатейное либо каждой страницы текста), проведение окончательных переговоров по цене сделки с учетом скидок с цены, согласование условий кредита (поставщик кредитует сделку или осуществляется предоплата) и условий оплаты (инкассо и др.).
5) реализация условий договора. Обычно этот этап включает: деловую переписку, банковские операции, заключение соглашений с организациями, обеспечивающими транспортировку, страхование и т. д.