Умения и навыки предпринимателя:
• способность создавать рациональные организационные структуры путем формирования новых производственных подразделений или купли-продажи бизнеса, выявление таким образом той хозяйственной ниши, которая пока не занята;
• умение правильно оценивать ситуацию на рынке, все происходящие и намечающиеся изменения, выявлять возникающие потребности, которые могут быть не удовлетворены вообще или удовлетворены не полностью, либо удовлетворены эффективно;
• навык в осуществлении необходимых предпринимательских расчетов, разработке плана действий, в основе которого — настрой на достижение результата, готовность к разумному риску, использование максимально возможного объема информации, регулярный анализ финансовых результатов и эффективности партнерских связей, ориентация на потребителя (его требования к качеству и другим характеристикам производимого товара); на основе этих расчетов делают вывод о том, стоит ли далее развивать возникшую идею;
• способность принимать предпринимательские решения, основанные на принципе максимизации как собственного дохода, так и выгод потребителя;
• умение руководить процессом реализации предпринимательского проекта, то есть формулировать цели и задачи, вырабатывать меры по стимулированию участия подчиненных, коллег и партнеров в достижении этих целей;
• готовность и способность принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия не только перед теми, кто помогает в реализации идей, и партнерами, но и перед самим собой.
Социально-психологические мотивы предпринимательской деятельности
Й. Шумпетер выделяет следующие психологические мотивы в деятельности предпринимателя:
- потребность в господстве, власти, влиянии; воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой ("потребность в достижениях");
- радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел. Человек часто становится предпринимателем, когда испытывает неудовлетворенность своим социальным и материальным положением, имеет желание добиться всего собственными силами и обрести независимость.
- желание человека выделиться среди других, проявить себя, удовлетворить здоровое честолюбие. Решив заняться бизнесом, он мечтает о славе, почете и, конечно, о материальном благосостоянии. Богатство, которое он хочет обрести, также должно позволить ему выделиться среди других, заявить о себе.
- потребность человека в лидерстве. Предприниматель — это независимый по характеру человек, самостоятельный и свободный. Он старается утвердиться в конкретном практическом деле. Наиболее ярко потребность в самовыражении проявляется у одаренных творческих людей, и заключается она в стремлении "оставить после себя след на земле". Преуспевающий человек принадлежит к числу людей, которые рано или поздно с неизменной уверенностью поднимаются к вершинам.
Социально-психологические мотивы предпринимательства связаны также с взаимоотношениями между работниками и последних — с руководителем. Жизнерадостный человек работает лучше, производительнее, наукой и практикой доказана прямая связь между настроением и производительностью труда.
Социально-психологический климат в трудовом коллективе формируется его руководителем. Он всегда на виду у подчиненных. И любую его ошибку замечают, это сразу отражается как на психологическом климате, так и на дисциплине.
Предпринимательская этика и этикет. Этический кодекс предпринимателя. Предпринимательский этикет и его основные элементы.
Этике предпринимателя – это норма поведения, требования, предъявляемые к стилю работы, характер общения с людьми, социальный облик.
У деловых людей всего мира существует понятие деловой обязательности, верности слову. Формула успеха предпринимателей такова: преуспевание = профессионализм + порядочность.
В современном деловом мире сформировался этический кодекс предпринимателя. Приведем его основные положения. Цивилизованный предприниматель:
-убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом, государства;
-уважает любую собственность, государственную власть, законы, общественный порядок;
-признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
-расценивает бизнес как привлекательное творчество, относится к нему как к искусству;
-исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с ним;
-доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;
-уважает себя как личность, а любую личность — как себя;
- стремится к нововведениям;
- ценит образование, науку и культуру.
Этикет– форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Различают несколько видов этикета:
-придворный этикет;
- воинский;
- дипломатический;
-общегражданский;
-деловой.
Соблюдать деловой этикет – это умение должным образом вести себя в любой ситуации.
Принципы делового этикета:
-делайте все вовремя (рекомендуется накидывать 25 % времени)
- не болтайте лишнего;
- будьте любезны, доброжелательны, приветливы.
- думайте о других, а не только о себе;
- одевайтесь, как требует данное мероприятие;
- говорите и пишите хорошим языком.
Деловой этикет включает:
- Правила представления и знакомства;
- Правила проведения деловых контрактов;
- Правила поведения на переговорах;
- Требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
- Требования к речи;
- Культура служебных документов;
- знания международного протокола.